rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Встретила недавно опять очень лихое сравнение  в какой-то байке - мол, выпадет у нее молочный мозг и заменится на коренной. Опять отметила неграмотность в употреблении этих слов. Пошла посмотрела, что в интернетах пишут - а там - ба! - множество  зубоврачебных клиник пишут с сюсюсканьем ту же неграмотность - про то, как молочные “зубки у деток” меняются на коренные.

Кстати, если видите такие тексты на сайте клиники  - обходите их за версту. Если врачей не дергает такое описание - они свои дипломы где-то на барахолке купили, наверное.

Противопоставление молочным зубам - это зубы постояннные. Молочные выпадут, вырастут постоянные. И только так.

А коренные зубы - это группа зубов по их типу. Те, которые сзади. У них плоская поверхность с ямочками, и предназначены они для перетирания пищи - ими мы, собственно, и жуем. Кроме коренных у нас еще есть резцы - передние “заячьи” зубы. Они плоские и у них кромка, как у долота. Ими мы режем пищу. Их по четыре сверху и снизу. За ними идут клыки - острые треугольные зубы - как у котиков или собак. По-английски они даже называются canines - так же как собаки как подраздел животных.

Так что коренные зубы - это просто те, что идут за клыками -  в глубине рта. Два ближних к клыкам с каждой стороны называются малыми коренными или премолярами. А два следующих - большими коренными, или молярами. У моляров есть третья пара с каждой стороны - зубы мудрости, но они сейчас уже считаются атавизмом. Часто не вырастают совсем или требуют удаления.

У детей всего отрастает 20 молочных (сменных) зубов. И среди этих молочных  - сюрприз, сюрприз! - есть по два коренных с каждой стороны сверху и снизу. То есть восемь молочных коренных зубов вполне себе выпадают и вместо них вырастают шестнадцать постоянных коренных зубов.

Если кто из вас не вполне это знал - знайте теперь:)

Искала сюда картинку с зубом-мягкой игрушкой, а наткнулась неожиданно на кучу формочек-вырезателей для печенья в  форме зуба. Это  как-то даже немного странно - зубами есть что-то в виде зуба:)))

Вот такие веселенькие печенья:


Или такие:

Date: 2020-06-03 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] irsla68.livejournal.com
У меня была знакомая девочка, которая в период активной смены молочных зубов на коренные, говорила: "У меня были молочные зубки, а теперь растут сливочные, сливочные!"

Date: 2020-06-03 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Какая прелесть!:))

Date: 2020-06-03 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] blogo-go.livejournal.com
В нашем детстве "коренные" говорили все поголовно, включая врачей. Потом большинство переучилось - примерно тогда же, когда исчез диагноз ОРЗ, а на смену ему пришло ОРВИ. Так что так может говорить неплохой, но старый врач :-)

Date: 2020-06-03 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Непонятно, откуда старые так говорили - если все это есть еще в дореволюционых учебниках анатомии...

Date: 2020-06-04 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] blogo-go.livejournal.com
Может, подстраивались под аудиторию?

Date: 2020-06-03 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] 13luna.livejournal.com

Я узнала этот факт во взрослом уже возрасте, когда с первой дочкой пришли в очередной раз к зубному. Врач меня и просветила. Была слегка удивлена, что раньше не слышала про это разделение молочный-постоянный; молочный-коренной.

Date: 2020-06-03 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А до этого вы что думали про ситуацию со сменой зубов?

Date: 2020-06-04 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] 13luna.livejournal.com

До этого была уверена, что молочные сменяются коренными. Мало того, когда была мысль поставить брекеты лет в 28 - и то врач говорил про коренные зубы (подразумевая постоянные). Связываю это с местечковым диалектом (наши удмурты как только не говорят и тут рыдающий смайлик). В Москве вот соазу мне все объяснили и переучили меня говорить правильно

Date: 2020-06-03 02:33 pm (UTC)
etoile_verte: (yasen)
From: [personal profile] etoile_verte
У меня откуда-то есть представление, что у молочных зубов нет корней (а википедия пишет, что есть), наверняка оно распространено. Про то, что среди молочных зубов есть и коренные, должны бы знать все родители, их же видно :)

Date: 2020-06-03 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] schutzengel-tee.livejournal.com
Перед тем , как зуб выпадает, корни у него рассасываются ( мое представление о молочных зубах :)) И коренные соответственно от слова корни.

Date: 2020-06-04 06:30 am (UTC)
etoile_verte: (yasen)
From: [personal profile] etoile_verte
Вот, а я думала, что корней там просто нет, как у грызунов (сейчас посмотрела, у части грызунов есть корни у тех зубов, что не передние).

Date: 2020-06-03 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вполне возможно, оттуда и идет такое заблуждение!


Да еще у других слов "коренной" есть смысл - "главный", "основной", "настоящий" - и он мог просочиться в смысл отдельного термина "коренные зубы".

Date: 2020-06-04 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Да, как "коренное население" - постоянное, основное, всегад живущее в этом месте.

Date: 2020-06-03 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
У австралийских аборигенов часто девятые зубы бывают.

Date: 2020-06-03 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А где? дальше в челюсти или вторым рядом над существующими?

Date: 2020-06-04 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
Дальше в челюсти. Впрочем, девятки у людей на всех континентах бывают.
В "Детстве" Горького есть мальчик с двумя рядами зубов. Горький это не выдумал, бывает такая патология

Date: 2020-06-04 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот два ряда я как раз видела - у меня хороший знакомый такой был.

Date: 2020-06-03 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] nasse.livejournal.com
Но образ "выпал молочный мозг" прекрасен.

Date: 2020-06-03 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да, мне тоже понравился:) Тем обиднее было, что неверный:)

Date: 2020-06-04 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Мне тоже ужасно понравилось. Выпал молочный мозг и заменился на коренной... а у некоторых выпал и не заменился! ))))

Date: 2020-06-03 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] me-lanja.livejournal.com
Я тоже очень не люблю, когда о постоянные зубы называют коренными. Возможно, это региональное название, я белоруска, у нас так никогда не говорили, услышала впервые, когда во взрослом возрасте в Москву переехала.

Date: 2020-06-03 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А я только сейчас стала замечать - в текстах в интернете!

Date: 2020-06-03 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] soniko-smile.livejournal.com
... или же клиника идет навстречу представлениям клиентв, и не надо их обходить за версту. Там будут все объяснять и говорить с клиентом на равных, а не свысока и тыкая в нос своими знаниями. Все возможно.

Date: 2020-06-03 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Тот, кто умнее, имеет обязанность просвещать - а не спускаться на уровень тупого и поддерживать неверности и заблуждения. А то вы так начнете от учителей русского и литературы в школе требовать не расстраивать "снежинок" своими знаниями и соглашаться на их "карову" и "в крации".

Ничего травмирующего в том, чтобы написать, что молочные зубы сменяются постоянным, нет и быть не может.

Date: 2020-06-03 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] darum.livejournal.com
Если уж быть точными, то те зубы, которые вы назвали коренными, делятся на две группы и называются премолярами и молярами. Зубная формула взрослого человека, от середины: два резца, один клык, два премоляра, три моляра (последний -- зуб мудрости, может и не развиться).

Date: 2020-06-03 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Эээээ...
Вы, не читая мой текст, стали точность вносить?

Date: 2020-06-04 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] darum.livejournal.com
Мне казалось, что я честно просмотрела весь текст в поиске этих слов, прежде чем написать свой комментарий. Был неправ, погорячился, приношу свои извинения.

Date: 2020-06-04 01:10 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Бывает:)

Date: 2020-06-04 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] strange-zver.livejournal.com
:-) Формочки - это, наверное, для тех, кто хочет торжественно отметить смену очередного зуба. Кроме монетки от зубной феи ещё устроить чай с печеньками :-)
Или "первый зубик" - созвать родню...
В общем, для тех жизнерадостных людей, у которых "был бы повод, а уж праздник устроим". :-)
В чём-то даже мило, какая-то трепетная внимательность к деталям бытия... :-)

Date: 2020-06-04 03:11 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Аааа, и правда! Как это я сама не додумалась!

Я как раз из тех, кому любые праздники хороши:)

Date: 2020-06-04 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Или протезирование отпраздновать :) Это ж целое грандиозное дело!
Или на корпоратив стоматологической клинике.

Date: 2020-06-05 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ciranacar.livejournal.com
у армян есть праздник "атам атик", что-то типа "штучка зуба", то есть первый зубик у грудничка. празднуется широко, с гостями, накрытым столом, кучей ритуалов(например, ребенок вытягивает предмет, ассоциирующийся с какой-либо профессией, ножницы- парикмахер, деньги-финансист и т.п. из кучи, и это, якобы, определяет его будущую профессию). и вот на этом празднике все в виде зубов. и торт, и печенье, и украшения капкейков, шарики, открытки и все, что даже не может прийти в голову.

Date: 2020-06-04 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] ilamtel.livejournal.com
Да, я уже устала всем объяснять, просто вздыхаю

Date: 2020-06-04 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] shiura.livejournal.com
тексты на сайтах клиник пишут не врачи, а нанятые люди. Врачи работают и может, кроме начальства, вообще на сайте клинике не бывают. Так что всевозможные ляпы вполне могут быть.

плохо помню, но вроде в моем детстве (80-90е) тоже говорили что молочные на коренные меняются. Как-то не задумывалась никогда над этим выражением))

Date: 2020-06-05 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] kristina777.livejournal.com
Не знаю, кто там где что говорил, но я из той же возрастной категории, и в школьных учебниках все было правильно написано )

Date: 2020-06-05 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] kristina777.livejournal.com
Очень удивлена комментариям :) Про "молочные-постоянные", моляры и т.д. еще же в школе на уроках анатомии рассказывали.

Но народ - ладно, кто забыл/прослушал; но я вот поражалась двум случаям - а) звонку как-то в клинику на предмет лечения зуба мудрости. Мне там ассистентка затирала про разницу в цене в зависимости от наличия корней. И она такая: "если один корень, то..." Я ее прервала, говорю - "девушка, а вы не в курсе, что у коренных зубов одного корня не бывает? Только два или три". - На том конце провода воцарилось долгое молчание, потом "нуууу, возможно..."

А еще у нас много лет назад крутили рекламу чего-то для зубов - пасты или жвачки. Так там на видео у коренного зуба было 4 корня ))))

(Читателям блога, кто не в курсе: их либо два, либо три). КТО этот ляп одобрил?! ))

Date: 2020-06-08 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] aret.livejournal.com
Класс! Спасибо! А откуда же ноги растут у этой ошибки?

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 08:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios