rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Я уже давно придумала идею меток дней недели, чтобы делать повторяющиеся дела - и так не давать времени протекать аморфным незамеченным куском. На среду у меня было задумано кино. Не короткую серию сериала за едой, а большое неспешное кино целиком. И я все никак не могла сама собраться. И вот наконец получилось.

Мы смотрели "Ностальгию" Тарковского и я все с тех пор думаю об этом. Я не пересматривала ее чуть ли не с тех пор, как она вышла и мне удивительно было сравнивать ощущения - что я помню, а что нет - и каким я это помню.

Каждый кадр там - кинематографическое произведение искусства. Постоянная вода, постоянный полумрак, очень медленное действие ( О! отдельная отрада - разглядываешь все, никто не отнимает ежесекундно происходящее у твоего глаза)

Я потом начиталась всего, что говорят о фильме. Мне были интересны две вещи - что говорят современные американские зрители и что говорил сам Тарковский. И это удивительно, какие разные слои и глубины они видят. По Тарковскому "ностальгия" была не в прямом смысле - тоска по родине, а как в те времена художники передумывали это слово. Вот светоч поколения Вознесенский писал " не по прошлому ностальгия, ностальгия по настоящему" - и игра слов меняла смысл - то ли это сегодняшняя реальность, то ли  настоящее - это подлинное, правильное, неподдельное. И у Тарковского, судя по его интервью, было такое же широкое толкование - тоска по людям, тоска по пониманию, тоска по  истинному в материальном мире, тоска по только что полюбленной стране, тоска по смыслу жизни.

Да и трудно было советскому человеку испытать ностальгию по родине - если ты только тут и сидел. Вот и приходилось  вкладывать в слово иные смыслы. (И вопреки сейчас распространенным суждениям, Тарковский еще не эмигрировал, он поехал делать совместный проект, как советский режиссер - и тоски невозвращения еще не испытывал)

А американские зрители понимают все по прямому значению слова. И главное - понимают еще нечто сверх того, что мог в советские времена сказать Тарковский. Для них понимание такое: Горчаков изучает жизнь крепостного музыканта Сосновского и понимает параллели между ним и собой. Сосновского послали учиться музыке в Италии, там он был свободен и погружен в культуру, но не мог писать музыку, потому что для этого ему нужна была родина - и при этом знал, что на родине не сможет писать, потому что станет рабом, у него не будет свободы. И Горчаков чувствует то же самое - в Италии ему хорошо, но маята и писать, что-то делать он может только на родине - но на родине не будет свободы и он все равно не сможет писать то, что хочет. И что это и есть  раздирающее его изнутри противоречие -  свобода и невозможность что-то делать изнутри - и возможность изнутри творить и нет никакой свободы снаружи.

Естественно, Тарковский такое в начале восьмидесятых сказать не мог. Поэтому он говорил о другом - о невозможности приблизиться к другому, даже если вы близко, о засилье материального, которое душит духовное, о необходимости этого духовного, высшего. Доменико для Тарковского - детски светлый и непротиворечивый человек, у которого есть эта уверенность и безмятежность детская, какой ищет Горчаков. И для Горчакова они никакой не безумец - а понятный ему. говорящий на понятном языке человек.

При этом сегодняшний зритель опять видит то, что Тарковский тогда не мог бы произнести. Кроме вот этих разговоров о высоком Доменико заинтересовал Горчакова семилетним заточением своей семьи, Горчакову было это понятно. Тарковский в интервью это совершенно опускает, а зритель из сегодня видит в этом вот что. Доменико боялся, что мир вокруг в своем стремлении к материальному и в безудержной порче окружающего, загрязнении всего загубит жизнь его семьи - и изолировал всех, запершись в доме, как крепости. Горчакову же понятно, потому что его советская жизнь вокруг  тоже мучает - и в его снах-мечтах он все время видит эскапистскую изоляцию своей семьи и детей - в деревенском доме in the middle of nowhere -  там где можно жить простой жизнью, не подчиняясь и не соответствуя советской действительности, не вступая с нею  в отношения.

И это тоже часть того прямого ностальгического понимания - он хочет ту русскую реальность - туманы, деревянный дом, белую лошадку - но не хочет той действительности - людей, социального  устройства, политики. И Италию он хочет - как символ передвижения куда угодно, как сивол принадлежности бОльшей культуре, как вот эту живую разваливающуюся, прекрасную в многовековости реальность. Эти горячие источники с банями были еще в римские времена - и существуют сейчас - и это совсем другое ощущение, чем на родине, где все стремились разрушить и настроить на месте не историческое, а  идеологическое, где от дедов-то мало что осталось - мелкого бытового наследственного - что уж говорить о наследственности древней, вековой, непрерывной.

И поэтому заключительные кадры у него про все его желания сразу - чтобы нетронутость природная, и чтобы вот этот русский дом в русских пейзажах - и все это внутри Италии, в ее высоких арках - и чтобы Италия была со своею древностью вековой и с пристуствием божественного, потому что это вид храма и монастыря. И чтобы собака верная. И чтобы никого - никто не приставал...

И у меня еще много всего, что я думаю - и о чем мы дома говорим. В один заход не расскажешь.

А под катом много кадров из фильма я насохраняла.


 Птицы вылетают из статуи в храме, где молятся о детях - или от том, чтобы их не было.


Вестибюль отеля на водах


Комната Горчакова. В фильме все время магическое кружение - ты никак не понимаешь пространства - комната Горчакова или дом Доменико все время меняются - окно в другом месте, из окна видно другое, человек стоял в одном месте. а после прохода камеры оказывается совсем в другом.


Странные звуки


Его итальянская переводчица в давние времена меня поразила своей необычностью - эта роскошная грива волос, странные одежды - таких женщин  не было вокруг. И я удивлялась, отчего герой не любит ее, не влюбился - ведь она  что-то такое невиданное и прекрасное.


Еще эта отдельная линия в фильме. Сам Тарковский ее назвал как-то вроде " незаконченный роман" или " незаконченная любовь" - а там и в помине нет романа. Она в него влюблена, а ее для него не существует - он занят совсем другим. И эта сцена, где он собирается ей что-то важное сказать - и она освещается вся в ожидании, а потом он говорит про что-то свое совсем постороннее - и у нее лицо гаснет и опускается. А он даже не замечает. Американцы говорят - она вся материалистичная - а он о духовном думает. А муж мой говорит - какая женщина, до нее ли сейчас - он ведь к смерти неосознанно готовится! Еще не зная, но все к этому ведет - его таблетки, слабость, тоска. Он думает о более важных вещах, чем возможность завести мимолетный роман. Он пытается привести свои душевные ценности в порядок.


У дома Доменико


 Одно из окон, когда все меняется


Внутренность дома Доменико





Доменико у зеркала


подставленные под ливень с крыши бутылки


Доменико Горчакова привлекает очень чем-то близким. Интересно еще, кстати, я только что подумала. Имя Андрей означает - мужчина, человек, а имя Доменико означает "принадлежащий богу". То есть  тоска Горчакова в фильме - это еще и поиски бога, слепые и неосознанные - от "просто человек" - к " тому, кто в божьем владении"


Мальчик, сын Доменико, выбегающий из заточения.  В параллельных картинах у них похожие семьи - жена, девочка подросток, светлоголовый мальчик маленький и собака-овчарка.


мальчик спрашивает, наступил ли конец мира.


Странная южная жизнь с окнами без стекол.


Горчаков пьет русскую водку - и как это водится у русских интеллигентов становится нежен, разговорчив, философичен.


Девочка, с которой он разговаривает.


Последняя сцена - проход со свечой.


Дошел.




Маленькая Россия среди арок  древней Италии.


А еще он говорит - у меня нет символов в кино, есть метафоры. С символами просто - есть картинка - у нее есть прикрученный смысл. А метафоры это иное - они не жестки, в них множество смыслов и вы можете вносить свои и понимать свое.

Date: 2016-01-30 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] miller17.livejournal.com

Хорошее описание какое. Тоже давно не смотрела. Надо бы пересмотреть. Я сюжет не помню, а кадры-картины в памяти остались. Как живописные полотна. И ощущение сквозняка или легкой прохлады весь фильм.

Date: 2016-02-01 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Там никто никуда не торопится - очень странное ощущение!

Date: 2016-01-30 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
О, я этот фильм очень любила в те давние времена -- и уже давно хочу пересмотреть, но никак не соберусь. Спасибо, что напомнила про него!

Date: 2016-01-31 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Потом расскажи, как тебе новыми глазами.

Date: 2016-01-31 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] voe-voda.livejournal.com

Фильмы Тарковского - сложные. В книгах я такое люблю, а в фильмах - нет, мозг отвлекается - ему нужны другие картинки)))

Date: 2016-01-31 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я их раньше смотрела просто как набор красивых картинок - а теперь удивилась, что там и сюжет есть, если вдуматься - и главное, смотреть не один раз!

Date: 2016-01-31 02:00 am (UTC)
hope_t: (Default)
From: [personal profile] hope_t
thank you....
(deleted comment)

Date: 2016-01-31 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
да, это совершенно разные два ритма жизни...

Date: 2016-01-31 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] nitiel.livejournal.com
Большое спасибо за разбор - наконец-то я поняла о чём фильм!
В детстве я терпеть его не могла - настолько он противен всему моему существу.Да и сейчас его серая и затяжная эстетика совсем не по мне. Но понять его хотелось.
И спасибо, что разобрали его так поэтично и красиво!

Date: 2016-01-31 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] himba.livejournal.com
"Противен существу", это Вы очень хорошо описали состояние. Конкретно вот эти терзания, когда и тут не могу, и там нехорошо, и проходит мимо настоящая, живая жизнь, которую надо бы жить изо всех сил, любя то, что есть - противны моему существу.

Date: 2016-01-31 01:45 pm (UTC)

Date: 2016-01-31 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
там еще много всякого интересного, но это мне кажется, если кратко - основное.

Date: 2016-01-31 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] kaabird.livejournal.com
Пересмотрю. Спасибо.

Date: 2016-01-31 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] barsa-carta.livejournal.com
надо же, я совершенно не помню этот фильм.

Date: 2016-01-31 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
оказалось, и я помню только картинки - но не сюжет и даже не события.

Date: 2016-01-31 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] katryn-stein.livejournal.com
Спасибо!
Ушла пересматривать

Date: 2016-01-31 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] olga-vda.livejournal.com
Спасибо, что написали! Очень красивый фильм: когда смотрла, ловила себя на том, что не слышала текста, засмотревшись на картинку, приходилось отматывать:) А в прошлом году мне посчастливилось побывать в Баньо-Виньони, городке, где снимались сцены около и в самом бассейне с термальными источниками, очень специфические ощущения, будто внуть кадра попадаешь. Еще и погода была пасмурная, и людей мало. После чего еще посмотрела документальный фильм о поисках Тарковским мест для будущих съемок "Ностальгии" https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F Было познавательно

Date: 2016-01-31 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
спасибо! Посмотрю, мне интересно!

Date: 2016-01-31 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mavpa-lisova.livejournal.com
Вот почему то подумалось: так интересно было бы ваше мнение о фильме "Господин оформитель".

Date: 2016-01-31 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
о, я бы его сейчас с интересом пересмотрела. В тот далекий первый просмотр он у меня вызвал какое-то болезненное почти неприятное ощущение.

Date: 2016-01-31 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] madame-prokopen.livejournal.com
Сейчас я его точно не стану смотреть, только когда выйду на свободу.

Date: 2016-01-31 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
ты смотри жизнерадостные комедии!:)

Date: 2016-02-01 02:23 am (UTC)
From: [identity profile] madame-prokopen.livejournal.com
Есть несколько безобидных совершенно фильмов которые сейчас могут довести меня до слёз одними пейзажами. Например "Дуэлянты"Ридли Скотта. Хотя казалось бы. И рукава его увлажнились (с)

Date: 2016-01-31 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tenius.livejournal.com
Мне оттуда запомнилось 1+1=1
Спасибо за этот пост.

Date: 2016-02-02 12:00 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я в первый раз в том интерьере увидела это и подумала с разбегу - ну да, а сколько же еще?

Date: 2016-02-03 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] madame-prokopen.livejournal.com
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1660364267559008&id=100007563520494

наткнулась на сравнение в интернете. Точно не стану такое смотреть и сравнивать,но долго думаю теперь как часто в одну эпоху возможно попадание в одинаковые образы. Это одна из моих любимых тем для думанья. Как вызревают новые идеи или образы и что дает толчек для взрыва, кто первым спускает курок.

Date: 2016-02-03 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Какое странное, не сказать, идиотское сравнение. "Иваново детство" Тарсковский снял еще до рождения Иньяриту - не как режиссера, а как младенца. И успел умереть задолго до первого фильма Иньяриту. Ясный пень он по кадрам изучался любыми западными кинематографистами. Так что уж если как и озаглавливать ролик - так это как Тарковский глубоко повлиял на Иньяриту.

Date: 2016-02-04 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] madame-prokopen.livejournal.com
Да, и сам он этого не скрывал причем. НО что интересно в этих кадрах мне лично, так это как мешает ЦВЕТ. То-есть одно это сильно опускает планку,потому что выразительность все же сильно зависит от отбора и ограничения средств.Когда ту мач оно все становится открыткой. И вроде как видеоряд похож, но одно смотрится как полотно, второе как комикс.

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 03:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios