rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Бродила по запасам проекта Гуттенберг и нашла дореволюционный задачник устного счета  по арифметике Рачинского.  Мы какое-то время по считали в уме, потом утомились. Некоторые задачи для меня явно требуют записывания предыдущих результатов, а нужно все в уме. А это задачи для начальной и к тому же сельской школы. Дореволюционной.

Вот вам под катом десять задачек  с 50-й по 60-ю, чтобы представить.

50. Я за 12 руб. купил 8 фунтов кофе и 4 фунта чаю. Чай втрое дороже, чем кофе. Сколько стоит фунт того и другого?

[60 коп.; 1 руб. 80 коп.]

51. Я купил 100 грифелей по 6 коп. дюжина и 200 перьев по 3 коп. дюжина. Сколько я заплатил?

[1 руб.]

52. Куплено 20 фунтов сахара, 5 фунтов кофе и 5 фунтов чаю, и за все заплачено 18 руб. Фунт кофе вчетверо дороже фунта сахара; фунт чая вчетверо дороже фунта кофе. Сколько стоит фунт каждого?

[15 коп.; 60 коп.; 2 руб. 40 коп.]

53. Чиновник получает 500 руб. в год. В первые 7 месяцев года он тратил по 45 руб. Сколько может он, не делая долгов, тратить в каждый из остальных месяцев?

[37 руб.]

54. Я купил 37 коров за 1000 руб. Из них 30 я купил по 24 руб. Почем я купил остальных?

[По 40 руб.]

55. Я продал 84 четверти овса по 4 руб. и 52 четверти ржи по 7 руб. На все вырученные деньги я купил 25 десятин земли. Почем десятина?

[28 руб.]

56. Я купил 47 аршин ситца и дал 8 руб. Сдачи я получил 1 копейку. Почем аршин?

[17 коп.]

57. Я послал в город 28 подвод с рожью, на каждой подводе по 20 пудов. Куль ржи весит 8 пудов и стоит 7 руб. За сколько я продал всю рожь?

[490 руб.]

58. Железная цепь, длиною в 20 аршин, стоит 7 руб. Сколько стоит такая же цепь, длиною в 20 футов?

[3 руб.]

59. Железный брусок длиною в 5 аршин стоит 1 руб. 40 коп. Сколько будет стоить такой же брусок длиною в 8 футов?

[96 коп.]

60. Купец меняет сукно на бархат. За каждый вершок сукна дают по дюйму бархата. Сколько аршин бархата дадут ему за 7 аршин сукна?

[4 аршина]


Весь задачник в современной форме можно найти здесь.


Date: 2014-08-15 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Прекрасные задачки. А ещё аршины, дюймы, футы и вершки!

Date: 2014-08-15 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lesta.livejournal.com
Класс! первую решила в уме, ничего не записывая, но через икс! за остальные браться страшно!

Date: 2014-08-15 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] yaroshok.livejournal.com
и я!
так за себя порадовалась, что вспомнила про икс :)

Date: 2014-08-15 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
Начала решать и ошибаться, и решила добавить иллюстрацию.
Image

Date: 2014-08-15 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
Ай, какая прелесть! Фунты, пуды и аршины страшно пугают и мешают, хотя ничего сложного нет. Надо деточку старшую помучить перед началом учебного года!

Date: 2014-08-15 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] annarepp.livejournal.com
Ничего себе! Я знаю, как решить, но в голове????

Date: 2014-08-15 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] arma-turman.livejournal.com
Многие задачки того времени были рассчитаны на использование счетов, но на практике это означало, что записывать все равно нельзя, а вот костяшки перекидывать можно.

Чиновник получает 500 рублей в год - откинули костяшки на 500.
Первые 7 месяцев он тратит по 45 рублей.
7х40=280 (в уме)
500-280=220 (на костяшках)
7х5=35 (в уме)
220-35=185 (на костяшках)

Сколько он может тратить в оставшиеся месяцы года, не влезая в долги?
12-7=5 месяцев (в уме)
185:5 на костяшках
первым шагом 150=5х30
вторым шагом 35=5х7
итого: 30+7=37 рублей

И так примерно все задания раскладываются на простейшие операции
(deleted comment)

Re: неряшливость

Date: 2014-08-19 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] arma-turman.livejournal.com
На счетах операции с сотнями-десятками-единицами производятся поотдельности, поочередно. Просто поразительный уровень внимательности для современного человека, дальше одной операции не удерживается.

Re: неряшливость

Date: 2014-12-05 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandr konshin-rachinsky (from livejournal.com)
права, хотя, я решал без костяшек

Date: 2014-08-15 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] hildyulia.livejournal.com
Задачки прекрасные, спасибо :-) только их 11, а не 10 :-)

Date: 2014-08-15 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] iamaglika.livejournal.com
А у меня где-то тетрадка сохранилась для контрольных работ по математике. И в конце там несколько страничек отведены под контрольный устный счёт. Кажется, до сих пор я помню напряжение ума, когда учительница проговаривает длинный пример, а мы сидим, сложив аккуратно руки на парте, и записываем только ответ. Были примеры с чистыми цифрами, но были и задачи с предметами, хотя, правда, без вершков и фунтов)))
По вариантам диктовали: ты пока ответ пишешь, а сосед по парте уже считает своё.

Date: 2014-08-15 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] tsarevochka.livejournal.com
моя бабушка закончила всего 3 класса в деревенской школе. Считала она на порядок лучше меня.

Date: 2014-08-15 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] yaroshok.livejournal.com
а вот здорово, особенно если задания в оригинале читались вслух и надо было со слуха запоминать и считать! у меня в этом полный провал, я очень плохо воспринимаю цифры и имена названия на слух. сразу торможение, паника, "постойте постойте, я не успеваю" за это ненавижу автоответчики, которые рассказывают, куда надо позвонить, например если врач в отпуске. 3 раза перезваниваю...
при этом стихи прекрасно учила и многое сейчас хорошо запоминаю, и цифры... то есть это именно аудио восприятие.
и у сына также, визуалы мы...

Date: 2014-08-15 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aeleeta-a.livejournal.com
решала я, решала. Все решила, кроме последних. Без Гугля я не знаю, сколько это русский фут и вершок по отношению к аршину. И аршин сколько - тоже точно не помню. А с Гуглем не спортивно :)))

Date: 2014-08-15 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] aeleeta-a.livejournal.com
ЗЫ милый решил последние 3 устно. Про самую последнюю сказал, что все сервера чего-то там... И дальше про части дюйма и вершка... И добавил, хохоча, что это не иначе потому, что все сервера придумали русские еще до революции :))) Я даже не вникла, но решил правильно! :))))

Date: 2014-08-15 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
:( слушьте, ну нечестно давать нам задачки на перевод аршинов в дюймы. :(

Date: 2014-08-15 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] homoscrapiens.livejournal.com
Прекрасно! Спасибо!

Date: 2014-08-15 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ollla-la.livejournal.com
ох, еще одно напоминание, что мозги надо постоянно тренировать. а то они начинают лениться.
а мне сегодня день сделала эта математическая задача:

На остановке трамвая встретились два друга, и между ними происходит такой диалог:
- Ну, как жизнь? Сто лет уже не виделись!
- Все прекрасно! У меня три дочки!
- Здорово! А сколько им?
- Если перемножить их возрасты получится 72, а сумма их возрастов равна номеру подъезжающего трамвая!
- Я даже не знаю...
- Ах да, младшая из дочерей - блондинка.
- А, ну так бы сразу и сказал - теперь все ясно!

Сколько лет дочерям?
(перекопировано с http://vgramagin.livejournal.com/335150.html)

и сны даже были про математику

Date: 2014-08-16 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] ollla-la.livejournal.com
ага. вы программист?

Date: 2014-08-16 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
нет. Но я люблю математику. )

Date: 2014-08-16 01:59 am (UTC)
From: [identity profile] ollla-la.livejournal.com
уважаю :)

Date: 2014-08-16 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
ну расскажите же, причем тут то, что младшая блондинка? Это дает полсказку, что две старших одинаковой масти и могут быть двойняшками?

Date: 2014-08-16 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] ollla-la.livejournal.com
это дает выбор из двух вариантов:
2-6-6
и
3-3-8
в первом случае как раз есть явно младший ребенок (все равно какой масти)
а во втором - близняшки - т.е. младшего ребенка не выделить.

Date: 2014-08-16 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
класс!

Date: 2014-08-16 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Пожалуйста, пожжжалуйста, скажите, как это можно решить -ведь номер трамвая не указан?

Date: 2014-08-16 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
Сначала мы раскладываем 72 на простые множители: 72=1х2х2х2х3х3.
Из этих множителей могут быть такие тройки чисел-возрастов:
1, 2, 36 , сумма (номер трамвая) 39
1, 3, 24, сумма 30
1, 4, 18, сумма 23
1, 6, 12, сумма 19
1, 8, 9, сумма 18
2, 2, 18, сумма 22
2, 3, 12, сумма 17
2, 4, 9, сумма 15
2, 6, 6, сумма 14
3, 3, 8, сумма 14
3, 4, 6, сумма 13.

Подсказка заключается в том, что испытуемый, взглянув на номер приближающегося травмвая, сказал: я не могу решить этот пример. Что означает, что номер трамвая - сумма трех множителей - повторяется в разных вариантах, однозначного ответа нет. Такая сумма у нас только одна: 14, для вариантов 3\3\8, что означает, что младшие дочери - близнецы, и 2\6\6, что означает, что близнецы - старшие дочери, а младшая - нет. Тогда загадывающий загадку говорит: младшая дочь - блондинка. Если бы младшие были близнецы, он бы так не смог выразиться. Поэтому из двух вариантов остается один - где близнецы старшие. 2, 2, 6.

Date: 2014-08-16 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Вот оно! Я не догадалась, что подходящий номер трамвая только один.
Спасибо большое, а то я чуть голову не сломала.

Date: 2014-08-16 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
%) пожалуйста!

Date: 2014-08-15 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] reldo.livejournal.com
Для первой есть простой способ.
Вторую решила в уме получилось 99 коп. Ответ рубль. Проверила, все равно у меня 99 коп получается.
Дальше ещё не решала. Лениво ночью напрягаться.

Date: 2014-08-15 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
но как, Холмс??? как могло получиться 99 копеек???

грифелю цена полкопейки штука, значит за сто штук полтинник.
перу цена четверть копейки штука, значит за две сотни - полтинник.
Два полтинника - рубль.

а вы как считали?

Date: 2014-08-15 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] reldo.livejournal.com
Смешно что мне не пришло в голову выяснить стоимость одного грифеля.
Просто. Если 100:12=8 (остаток 4) 8*6=48 Добавляем 2 копейки (1/3*6) стоимость трети дюжины. Цена первых ста грифелей = 50.
200:12 = 16 (остаток 8, т.е. 2/3 от дюжины и вот тут у меня ошибка, потому что я взяла одну треть от стоимость вместо двух). Получилось 48+1=49 копеек.
Спасибо. Нашла ошибку пока писала. Все-таки письменно гораздо проще решать.

Date: 2014-08-15 11:14 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
да уж! я пока считала, пальцем на диване действия писала. совсем в уме - не смогла. )))

Date: 2014-08-15 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] reldo.livejournal.com
Не, я в уме, но с ошибками. :)
Первую и третью решила верно. А остальными завтра займусь.

Date: 2014-08-15 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zninaz.livejournal.com
дальше легче они. правда, про аршины и вершки я даже начинать не стала.

Date: 2014-08-15 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] magiahead.livejournal.com
Как 99 копеек? Грифели по 6 копеек дюжина, один за полкопейки, 0.5*100 = 50 копеек. Перья вдвое дешевле, зато купил вдвое больше, общая цена та же, 50 копеек. Всего ровно рубль.

Date: 2014-08-15 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] reldo.livejournal.com
Да. Спасибо.

Date: 2014-08-16 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] kofelen.livejournal.com
Решила в уме все, кроме тех, где футы-аршины, вершки-дюймы.

Date: 2014-08-17 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Мидори (from livejournal.com)
Спасибо большое! Кроме двух последних задачек, остальные и правда решились в уме.)))
Скачала книгу - буду решать другие.

Date: 2014-08-18 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aspasiaroma.livejournal.com
Занятно, что все задачи завязаны на практику: покупки, сельское хозяйство...

И это - правильно

Date: 2014-08-18 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] message-2012.livejournal.com
А не как в советских учебниках, в одну трубу вливается, в другую выливается... Социализация через математику, да.

Re: И это - правильно

Date: 2014-08-18 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] aspasiaroma.livejournal.com
Именно про трубы и я вспомнила...

Date: 2014-08-22 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] warnawa1.livejournal.com
Автору большое спасибо. Порадовал. Всё мило и интересно. Устный счёт. Это когда считают в уме. Т.е. наличие ума подразумевается. Хуже дело обстоит, когда пользуемся калькулятором. А тут красота. Ещё раз, спасибо!

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 07:19 am
Powered by Dreamwidth Studios