rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Слушаю библиотечную аудиокнигу про сообщество любителей Шерлока Холмса. И там у одного из героев интересная профессия - он литературный расследователь. Его нанимают киностудии, когда автор какого-то забытого романа подает на них в суд, утверждая, что они украли идею его того самого забытого романа. Герой очень быстро читает все романы под вопросом и выдает свое заключение. Он с детства научился скорочтению - чтобы быстрее проглатывать детективы и узнавать, кто убийца.

И мне опять стало интересно. Стоящее ли дело скорочтение? Умеете ли вы? Если умеете, как научились и что вам это дает? Не пропадает ли по дороге красота литературная?

Мне хочется научиться, не знаю, зачем. Читаю я почти исключительно на английском, по-русски только блоги. А на английском у меня такая засада, что когда меня учили языку, меня приучили все читать вслух. Чтобы не просто узнавать слово на вид и даже не знать, сколько в нем букв, а читать, зная слова практически и звучаще. И с тех пор я не могу от этого отделаться. Все важные документы я просто читаю вслух, чтобы увидеть смысл. А книги - произношу мысленно. Это наверняка снижает скорость, но вот такая у меня придурошность в чтении...

В скорочтении же, как я помню по обрывочным встречам, нужно отучить себя жестко от произнесения в уме и научить видеть строчку целиком, без звукового слоя. Может мне научиться это делать на английском, а не русском - и хотя бы справочную и нон-фикшен литературу читать-сканировать быстро?

upd. Меня интересует не "быстро", а именно скорочтение - в ритме просто переворачивания страниц, например, или видения половины страницы или целой одним взглядом.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2011-12-28 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] autumn-flavour.livejournal.com
Я читаю очень быстро. Но такое чтение действительно позволяет получить лишь информационную выжимку, а для осознания красот приходится книгу перечитывать (тоже быстро, но концентрируясь уже на другом). Но я от этого не страдаю особо, потому что если книга хороша, то перечитать - одно удовольствие, а если не слишком хороша, то, по крайней мере, я это быстро пойму и много времени на нее не потрачу, даже если дочитаю.

Мне вот интересно, что Варя читает точно так же. Гены, что ли? Я ее точно не учила, как и меня не учили.

Date: 2011-12-28 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] autumn-flavour.livejournal.com
Да, про вопрос "как" - я читаю как единое целое несколько строк или абзац, как будто фотографирую. Иногда это, кстати, дает забавный эффект - если одно над другим написаны слова, и первая часть одного в сочетании со второй частью другого дает какое-нибудь совершенно третье слово, приходится на этом месте сконцентрироваться, чтобы понять, почему вдруг в тексте про цветы появилась, к примеру, подводная лодка. :)

Date: 2011-12-28 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/shatana_/
я умею, но только на русском.

научилась сама, в детстве, как - не знаю. потом меня еще отправили на курсы скорочтения, которые предлагали другую методику, я ее не восприняла, но все равно выдала свой собственный хороший результат на заключительном тесте.

Основное отличие того, что я делаю в процессе чтения, от того, что обычно делают люди, - я не проговариваю про себя прочитанное, - это не нужно, но занимает время. Когда вы видите слово "время", Вам не надо его произносить про себя, Вы и так понимаете, что Вы прочитали.

на курсах этому тоже учили, заставляя отбивать в процессе чтения довольно сложный ритм карандашом, видимо, чтобы отвлекать от проговаривания прочитанного.

Date: 2011-12-28 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] olivia-burton.livejournal.com
я умею, научилась как-то сама в детстве, читала все подряд.
из хорошего - быстро, да.
средняя книга 150-200 страниц - около часа.
из плохого - приходится тормозить себя, чтобы "смаковать" художку.
и как всякая натужность подспудно, а иногда вполне явно, раздражает, что отражается на суммарном удовольствии от чтения.

Date: 2011-12-28 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] sk-piter.livejournal.com
Я читаю очень быстро. Меня учили читать так: читаешь слово, а смотришь уже на следующее. Таким образом смысл доходит как бы сам, ты не думаешь о нем. Красота текста не теряется, по крайней мере у меня. Наоборот, происходит полное погружение в книгу.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] sk-piter.livejournal.com - Date: 2011-12-28 10:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] jmcreation.livejournal.com
училась очень долго и трудно. Помогает в чтении прессы и учебников, худлит быстро читать не получается

Date: 2011-12-28 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] oruka.livejournal.com
Кмк, скорочтение пригодно, когда надо проглотить большой массив текста, уловить основную мысль, а остальное забыть.

Date: 2011-12-28 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] oruka.livejournal.com
Но я различаю собственно скорочтение и навык/умение быстро читать -)

Date: 2011-12-28 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] mirdin.livejournal.com
Теряется большая часть удовольствия от чтения. Приходится перечитывать. Ну и по английски у меня не получается (вернее получается но теряется слишком много смысла).

Date: 2011-12-28 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] igrenia.livejournal.com
я тоже обладаю навыком скорочтения. в детстве перед школой, родители повели меня проверять к какой-то учительнице, на предмет того на сколько я хорошо подготовлена к школе. В итоге выяснилось, что читаю я очень и очень медленно. Родители переживали по этому поводу и отдали меня на занятия к этой же учительнице. Она занималась со мной. К сожалению, я не сильно помню что мы с ней делали, в плане какие упражнения. Но результат до сих пор на лицо. Читаю очень быстро. Чтобы оценить всю красоту слога писателя замедляюсь в чтении. Когда читаю не проговариваю, а сразу пробегаю глазами всю строчку целиком. Произведения Кафки читала медленно :)

А муж мой, читает примерно как вы. ) Он проговаривает обязательно каждое слово. Зато отлично потом помнит каждый нюанс прочитанного.

Date: 2011-12-28 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мы про какой язык говорим-то - как я?
Я по-русски вполне себе галопом по европам читаю:) Но это не скорочтение в моем понимании - когда в нормальном ритме непрерывно переворачиваешь страницы, как будто пролистываешь просто.

(no subject)

From: [identity profile] igrenia.livejournal.com - Date: 2011-12-28 06:49 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] hippius.livejournal.com
Я ходила на курсы скорочтения. Примерно месяц, но интернсивно (каждый день почти). Да, одна из составляющих скорочтения - отказ от проговаривания слов (мысленного). Это достигается тренировкой, когда читаешь и одновременно отстукиваешь специальный ритм карандашем или рукой. Вобщем-то помогает, я сейчас не проговариваю слова при чтении.

Речь шла о русском родном языке.Препод сказал, что скорочитать иностранный, когда его учишь не рекомндуется, но если это беглый иностранный, то вполне можно тоже научиться его скорочтению.

Отказ о проговаривания - не единственная составляющая скорочтения. Кроме нее (и это мне оч. понравилось тогда) есть еще структурирование текста по мере прочтения. Читаешь абзац - выделяешь его тезис. Это сильно помогает усвоению текста. Запоминание прочитанного увеличивается в разы. Причем запоминаешь, то что надо.

Кроме этого еще надо расширать поле зрения (тренировки с карточками), отказаться от регрессии (не перечитывать по 10 раз одно и то же место).

Еще вырабатывать движение глазами по тексту вертикальное (не по диагонали, не змейкой по строчкам, а именно вертикальное сверху вниз).

Вобщем все эти составляющие можно тренировать и отдельно, и они даже сами вырабатываются у людей, вынужденных много читать литературу с какой-то аналитической целью. По-моему для этого скорочтение очень хорошо подходит.

Для чтения художественного текста это все тоже отлично подходит и ничего из красот не теряется, но есть некоторые свои нюансы. Если надо насладиться "звучанием" стиха (речью), то никуда не денешься - это надо проговорить. Все эти составляющие скорочтения можн применять по вкусу и по мере надобности, они не мешают, это просто еще одна возможность. Можно уметь бегать, но это не мешает пройтись пешком и поглазеть по сторонам.


Date: 2011-12-28 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] autumn-flavour.livejournal.com
Да, про стихи очень точно - когда их фотографируешь, они воспринимаются просто как набор информации. Чтобы зазвучали, надо прочесть медленно, проговаривая в уме.

(no subject)

From: [identity profile] dezelent.livejournal.com - Date: 2011-12-28 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hippius.livejournal.com - Date: 2011-12-28 07:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dezelent.livejournal.com - Date: 2011-12-28 07:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_svetka/
Я не умею, умеет мой муж. Не уверена, что он следует какой-то определенной технике, но читает он ОЧЕНЬ быстро. И главное, зараза, помнит все потом чуть ли не наизусть :-) Красоты при этом вполне себе смакует.

Date: 2011-12-28 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] marsupian.livejournal.com
Бывают такие люди. У нас был такой выдающийся (во всех отношениях) мальчик, который рассказывал, что перед экзаменом успел только пролистать учебник и ему пришлось читать страницы в уме прямо на экзамене.

Date: 2011-12-28 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] shin1.livejournal.com
Нас учили последовательно
Сначала убираем проговариваривание - то есть именно произнесение вслух не важно реально или мысленно
Потом всякие алгоритмы чтения выделение главного
Потом панорамное чтение - по странице
Я остановилась на перво ступени, точнее я и так так читала до курсов , но до последнего времени я не воспринимаю ни стихи, ни описания в художке и не могу читать вслух нормально

Date: 2011-12-28 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] postoronnim-w.livejournal.com
Я не очень понимаю скорочтение ли это, но у нас по женской линии в отношении художественных книг - мы видим страницу как кадр, сразу цельная картинка в голове. Детектив в 500 страниц проглатывается за два часа. На русском конечно.
Но если попадаются незнакомые слова - то они укладываются в голове совсем не так как должны. И большие проблемы с учебниками - приходится неимоверным усилием воли замедляться, что бы понять смысл.

(no subject)

From: [identity profile] shin1.livejournal.com - Date: 2011-12-28 09:10 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_zanoza_/
я без техники читаю просто быстро.И то ,перечитывая,нахожу для себя много нового.

А вот подруга моя,ходившая как раз на эти курсы скорочтения жаловалась,что совершенно перестала воспринимать и помнить прочитанную информацию. Т.е навыки скорочтения вытеснили обычное чтение в уме со зрительной картинкой происходящего.Она берет информацию, а потом быстро ее теряет.Кайф ушел или для его достижения требуются специальные усилия по торможению себя.:-)
Т.е она говорит,что зря на эти курсы ходила..

Date: 2011-12-28 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] sthinks.livejournal.com
Умею. И даже учила других. Я говорю именно про скорочтение. Использовать для художественной литературы категорически не рекомендую.

Date: 2011-12-28 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А его можно включать и выключать? или как научился, этот навык автоматом на все ложится?

(no subject)

From: [identity profile] shin1.livejournal.com - Date: 2011-12-28 09:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dezelent.livejournal.com - Date: 2011-12-28 07:36 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-28 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Я умею. Нельзя сказать, что это видиние целой страницы, это скорее видиние целых слов.
Из плюсов - можно довольно быстро читать учебную литературу (быстрое прочтение художественной литературы не сказать чтобы очень огромный плюс). Минусы - часто неверно читаю незнакомые слова и имена героев, книжки быстро кончаются и нередко действительно вся литературная развесистая красота проскакивает. Хотя последнее - скорее следствие желания побыстрее узнать чему кончится.
Кстати, на английском меня тоже так же учили, но я (хотя английским я владею довольно фигово и читаю на нем очень мало и плохо) все равно стремлюс читать как по-русски.

Date: 2011-12-28 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Кстати, почитала комментарии. Художественную литературу я просто быстро читатю, то есть не проговаривать, но не по диагонали (за исключением случаев, когда книжка не нравится, но хочется узнать чем кончится). Как-то прочитала по диагонали две или три книги и очень не понравилось. Прочитывается только суть, а все литературные красоты пошли побоку.

Date: 2011-12-28 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] kristina777.livejournal.com
Умею :)
Училась по самоучителю; правда, где-то 10% не доучилась (забросила :), но 90% курса прошла. ОЧЕНЬ пригодилось. Действительно - при необходимости "сканируешь" страницы, извлекая все нужное, за секунду-полторы.
А можно и с наслаждением-с расстановкой читать, как в детстве, - по настроению...

Про английский сказать не могу: не настолько им владею. Но, думаю, не сильно отличается... Тем более что методы там одни и те же, неважно, для какого языка.

Date: 2011-12-28 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
у меня по-русски само собой пришло такое умение во время учебы в университете - приходилось писать много конспектов и быстро-быстро просматривать большие объемы текста в поисках информации. Я тоже вижу целиком даже не строчку, а несколько строчек. Это очень мешает при чтении книг: во-первых, все время сбиваешься на такой просмотр, когда не очень интересно, во-вторых, уходит весь смак, когда надо читать и наслаждаться.
Т.е это почти невозможно в себе включать и выключать. Когда хочется вдумчиво прочитать, приходится делать усилие над собой или читать несколько раз.
Подумайте, нужно ли это Вам?

Date: 2011-12-28 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] dezelent.livejournal.com
максимальная скорость чтения, вроде 6 тыс знаков, скорочтением же считается 3-4 тыс. по инету есть тесты, на скорость чтения. начни с них.
я вдохновилась сиим процессом при появлении электронной книги и честно решила научиться читать еще быстрей. Подумала, что читать в 10 раз быстрее, это круто и если я читаю мегабайт текста в день, то буду читать 10(уже мысленно порадовалась сколько я успею всего прочесть лет за 20). А потом я была жестко обломана, поняв, что я уже под среднестатистическим потолком и читаю более 3тыс. И что скорочтение для тех, кто читает порядка 1000 знаков в минуту и около.
Но я не теряю надежды читать 6 тыс.

Date: 2011-12-28 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] bokkob.livejournal.com
Если именно в ритме переворачивания страниц, то увы - для чтения литературы это совершенно не подходит. :) никакого удовольствия, никакого вдумывания в ситуацию. Пропускаются все нюансы. Прочитанное относительно быстро забывается.
В реальной жизни практически ни для чего не нужно :) Разве что работа связана с какими-то блиц-переговорами, где надо создать видимость компетентности в вопросе, о котором вы узнали позавчера :)
Кроме того, навык быстро теряется без практики.

Date: 2011-12-28 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] rsidhe.livejournal.com
А как книга называется, которая про любителей ШХ?

Date: 2011-12-28 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] temniykot.livejournal.com
Скорочтение годится только для чтения не-художественной литературы. Да, владею.

Date: 2011-12-28 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] gremlinmage.livejournal.com
Умею. Училась сначала по самоучителю, потом на забавных курсах, где учили скорочтению, стенографии и еще всяким интересным штукам для ускорения жизни.

при этом нормальная скорость чтения у меня тоже довольно высокая - порядка 80 страниц в час.

Техника скорочтения основана на трех "китах":
1) полный отказ от проговаривания, ухватывание только визуального образа слова
2) подавление "скользящих" движений глаз, рассматривание страницы текста за две-три фиксации
3) выделение основных смысловых блоков текста в процессе чтения.

Техника, надо сказать, достаточно ресурсоемкая - т.е. скорочтение утомляет, читать так часами невозможно. Оно абсолютно произвольно - т.е. можно включать/выключать по желанию. И вообще, скорочтение - это скорее работа, чем отдых.

Когда я читаю художку для удовольствия - никогда скорочтением не пользуюсь. Собственно, если у меня появляется желание перейти на скорочтение - значит книга занудная и не приносит удовольствия. Тогда, спрашивается, зачем я ее вообще читаю.
Скорочтение применяю для научной и научно-популярной литературы, ну и иногда для блогов и прочего интернет-контента.

Очень удобно в книжном магазине - взял книгу, "просмотрел" за 5 минут первые 2-3 главы - и понятно, хочешь ли ты эту книгу читать, или можно еще 10 минут постоять у полки, положить обратно и больше она тебе не понадобится.

Естественно никакого удовольствия от красоты слога и стилистики текста при скорочтении не получаешь. Только основной смысл. По сути это такой мысленный реферат. Да, чем более развесистый слог с кучей метафор и сложносочиненными предложениями, тем сложнее текст "скорочитать".

Date: 2011-12-28 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] varka.livejournal.com
я еще недавно работала в институте и моя коллега (и бывший преподаватель) обладала таким навыком. Ей было очень полезно в борьбе с курсовиками и проф. литературой.
Выглядело невероятно — она водила пальцем по странице и переворачивала! аж не верилось!

Date: 2011-12-28 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] neirfy.livejournal.com
умею - научилась как раз что бы узнавать "кто убийца" - чем закончилось и кто умер:) Если сюжет мне нравится то сажусь и читаю нормально
на иностранных языках работает (на английском, польском, испанском) - с одной стороны надо больше сосредотачиваться, что бы смысл не переврать, с другой легче т.к. мозг на всякие прилагательные не отвлекается

Date: 2011-12-28 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] merry1978.livejournal.com
Я не знаю, что такое "быстро переворачивать страницы" (быстро - это сколько?), но в среднем стандартную книжную страницу (1800 знаков) читаю за полминуты. Это выходит примерно 3,5 тыс. знаков в минуту.

Как училась - сама не знаю, это с детства. Я читаю фотографически, т.е. вижу сразу кусок текста, а не бегаю глазами по строчкам. Конечно, при этом никакого проговаривания. Кстати, электронная книга с экраном формата примерно А5 очень способствует, потому что там получается, что одновременно охватываешь взглядом всю фразу целиком, а то абзац.

Ничего при этом не пропадает, кроме фонетики, конечно. Поэтому стихи так, разумеется, читать нельзя. И "эффекта погружения" в текст не происходит. Поэтому серьезную художественную литературу специально так читать довольно бессмысленно. Впрочем, я все понравившееся обычно перечитываю, поэтому часто по первому разу нередко читаю быстро (от нетерпения), а уже потом растягиваю удовольствие при перечитывании.

Date: 2011-12-28 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] 13mayapple13.livejournal.com
я всегда тоже интересовалась быстротой чтения, Ваш пост натолкнул меня снова исследовать этот вопрос. Вообще скорость чтения 300 слов в минуту (1900 знаков в минуту) считается обычной, свыше 300 ускоренной, а 700-800 слов в минуту (около 4460-5100 знаков в минуту) уже называют сплошным чтением. Я всегда считала что читаю медленно. Сейчас задалась вопросом а как все же правильно рассчитать скорость чтения. И нашла интересный тест: http://www.fastread.ru/test/ мне думается многим будет интересно узнать свой результат) Скорость чтения рассчитывается по формуле:
(Кол-во знаков/время чтения)* коэф. поним. Тут уже говорили про восприятие прочитанного-это и есть коэффициент понимания. Тест прост, читаете текст быстро, отвечаете на вопросы по нему. Тест подтвердил, я действительно медленно читаю) потому что проговариваю все про себя. Может быть где-то в интернетах есть такое же на английском.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 12:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios