rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Пересказ статьи Pauline Rose Clance & Suzanne Imes. Часть третья.
Часть1. Часть 2

Отчего так трудно бороться с синдромом самозванца? Авторы отметили как миниму четыре типа поведения, которое поддерживает синдром после того, как он появился. Женщины проявляют один или два таких типа, редко все четыре.

Первый тип поведения включает прилежность и усиленную работу. Страх " мою тупость сейчас раскроют" присутствует всегда, поэтому женщина учится или работает очень напряженно, чтобы тайна ее не обнаружилась. Усиленная работа или учеба приводит к отличным результатам и похвалам от руководителей. И цикл этот только укрепляется: сомнения в своей умности - напряженная работа в попытках это скрыть - хорошие оценки или успех в работе - одобрение и временное хорошее ощущение. На время у женщины приподнятое чувство -и этот цикл очень трудно прервать. У нее появляется несформулированная, но смутно ощущаемая уверенность, что если она будет думать, что у нее все получится - тут-то она и провалится. Ей кажется, что эта суеверность гарантирует ей успех в делах. Однако успех этот ощущается, как дутый, довольность собой быстро проходит, потому что глубокое чувство, что она не настоящая, остается неизменным.

Второй тип поведения основывается на чувстве фальшивости, и это частично так и есть. Множество из клиенток действительно интеллектуально прикидывались каким-то образом. Временами они не выражали свои действительные идеи или мнения. Вместо этого они старались угадать, что на уме у преподавателей, начальников или коллег, и говорили им то, что те больше всего хотели услышать. Они занимались "интеллектуальной лестью". Например, студентка замечала особые научные интересы профессора и в своих письменных работах или при ответе на экзаменах старалась приводить цитаты из работ, которые поддерживали эти идеи, даже если у нее лично могли быть другие взгляды.Одна клиентка при написании заявки на грант для образовательной программы включила туда идеи своего начальника и преуменьшила свои. Менее очевидный пример - женщина, которая всегда выбирала промолчать, если кто-то высказывал противоположную точку зрения. В результате она создала у себя самой ощущение: "Если я выскажу, что я действительно думаю и во что верю, для меня получится хуже. Люди могут подумать, что я неумна".

Такой тип избегания опасностей не дает женщинам проверить, а вдруг их настоящие взгляды покажутся людям вполне разумными, и таким образом синдром самозванца продолжает поддерживаться.

Третий тип поведения - использовать очарование и внимательность чтобы тебя одобряли те, кто выше. Для женщин, которые используют свое очарование таким образом, одинаково важно и то, чтобы их любили и чтобы считали особенными с точки зрения интеллекта. Обычно такая женщина верит: " я довольно тупенькая", но более глубоком уровне считает себя блестящей, креативной и очень особенной, и что ей нужно только , чтобы правильный человек открыл ее гениальность и помог поверить в свой интеллект.

Сначала она находит кандидата, к которому испытывает уважение, а затем старается произвести на него впечатление. Она тщательно изучает этого человека и отмечает все, на что он может отозваться. Она использует дружелюбие, очаровательность, внешность, чувство юмора, сексуальность и внимательность к его чувствам и вкусам , чтобы расположить человека к себе. К примеру, если потенциальный ментор ее выращивает грибы, она расшибется в лепешку, чтобы смочь с энтузиазмом и компетентностью поддерживать разговор о выращивании грибов. Если у кандидата тяжелый период жизни, она будет выслушивать его с пониманием и заботой. Она может вызваться добровольно помогать с любимым проектом своего профессора/ профессорши. Она может вступить в сексуальную связь с преподавателем. Этот процесс старательного поиска ( и получения) одобрения от более властной персоны, которой восхищаешься, никак не помогает избавиться от комплекса самозванца - по двум причинам.

Во-первых, даже если этот Учитель действительно провозгласит ее выдающейся, творческой и очень особенной личностью, она ему не поверит, потому что будет думать, что на самом деле он основывает свое мнение на совсем других ее качествах. Поэтому мнение нынешнего кандидата будет отброшено, поскольку он не в состоянии ее точно оценить. Она начнет искать другого ментора и повторит все тот же процесс самопоражения.

Во-вторых, женщина продолжает считать, что если она на самом деле была блестяще умна, внешнее одобрение ей бы не понадобилось. Она бы имела внутренне обоснованную уверенность в своих способностях. Таким образом сам факт, что она одобрения ищет, свидетельствует о том, что она интеллектуальная притворщица. В конце-концов все гении и новаторы в своей области умудрялись быть продуктивными и творческими даже без поддержки других людей, уж они-то точно не стали бы притворяться и подлизываться, чтобы их приняли серьезно. Поэтому клиентки считали себя ненастоящими, раз им нужно притворяться и прикидываться.

Четвертый тип поведения. Феномен самозванца может также поддерживаться в ответ на негативные последствия, что ожидают в нашем обществе женщину, выказывающую уверенность в своих способностях. Маргарет Мид (1949) заметила, что успешная или независимая женщина " воспринимается, как враждебная и разрушительная сила внутри общества". Согласно Мид, успешная женщина подозревается в неженственности. Исследования Мартины Хорнер (1972) поддерживают наблюдение Мид, что успешность для женщины довольно опасное предприятие. Хорнер пишет, что многие женщины отказываются от желания успешности из боязни, что они будут отвергнуты или будут казаться менее женственными, если успеха добьются. Маккоби (1963) утверждает, что "девушка, обладающая независимостью и активным желанием, направленным на достижение целей - качествами необходимыми для интеллектуального мастерства - кидает вызов условностям одобряемого гендерного поведения - и должна за это заплатить, цена этому будет - тревожность. Поэтому, если женщине кажется, что она не настоящая умница, а самозванка, это позволяет ей с одной стороны продолжать активно добиваться целей, а с другой, не бояться, что общество заставит ее платить за успешность. Пока она поддерживает в себе уверенность, что на самом деле она совсем не так умна, она воображает, что общество ее не отвергнет.

Следующий кусок будет про то, лечится ли это
Оригинал.

Date: 2011-09-03 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] bakatina.livejournal.com
спасибо Вам, Алика, за эти тексты-переводы. Вас про все интересно читать, но вот такого рода штуки цепляют особенно. Попадание абсолютное! второй и третий типы поведения - моё-моё ;)
вот только я четвертого типа не нашла. Или он будет в следующей части?

Date: 2011-09-03 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Это они так невнятно его ввели. Вот то, что про неодобряющее общество - это как раз оно. А поведение - я лучше прикинусь внутри себя, что я дурочка на самом деле, а дурочек общество не осуждает.

Date: 2011-09-03 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] bakatina.livejournal.com
ага! спасибо! да, именно 2 и 3 мои.

Date: 2011-09-03 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] hnyu.livejournal.com
А четвертый тип поведения? Очень интересная тема!

Date: 2011-09-03 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Ага, второй вопрос:) Значит мне нужно от себя туда примечание поставить, дамы эти незаметно его ввели.

Date: 2011-09-03 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] katevnik.livejournal.com
ага, четвёртого типа незаметно.
Очень интересно, и очень хочется узнать, как это вылечить.

Date: 2011-09-03 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
я добавила туда от себя куку.

Date: 2011-09-03 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] katevnik.livejournal.com
спасибо!

Date: 2011-09-03 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] hnyu.livejournal.com
Поддерживаю! С ужасом отметила у себя первый тип поведения, зато понятно, что меня мучает...

Date: 2011-09-03 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] katevnik.livejournal.com
вот и я - первый.
Что интересно - я буквально на этой неделе задумалась как раз на тему "что это такое и как с ним бороться" - и тут как раз этот текст. Алика, огромное Вам спасибо!

прямо в точку!

Date: 2011-09-03 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] n-e-m-a.livejournal.com
Вот-вот, так и кажется всё время что мою тупость вот-вот раскроют))

Date: 2011-09-03 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] murrdom.livejournal.com
Ой. все 4. в разные периоды, в разной степени, но все 4 - мое. Как я старательно себе мешаю от него избавится.

Date: 2011-09-03 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] iriele.livejournal.com
хм... раньше я думала, после первого поста, о совсем другой проблеме как о синдроме самозванца... но вот эти штуки - интеллектуальная лесть и использование обаяния - это ИМХО не синдром самозванца, это И ЕСТЬ классическое самозванство, фактически воровство некоей позиции у более способных ж\м, не способных играть по этим правилам. Сейчас я понимаю, что от меня, при всех моих способностях, как раз и ожидалось в науке следование этим правилам, это, видимо, тот вклад, та дань, которую обязательно надо платить или ни на что не рассчитывать.

Date: 2011-09-03 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] minstrel-la.livejournal.com
Алика, вот я читаю и хочу спросить: правильно ли я поняла, что если сталкиваешься в жизни с описанным в статье вариантом поведения — то это совершенно не обязательно отклонение от нормы и комплексы? и как авторы предлагают определять границу нормы — повторяемостью моделей поведения или, например, принимая во внимание оценку женщинами своего состояния? не совсем это уловила.

:) просто немного напоминает эпизод из Джерома К. Джерома, где герой читал медицинский справочник и находил у себя все симптомы.

Date: 2011-09-03 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да, вовсе не обязательно по такому замеченному поведению ставить себе диагноз:)

Это поведение входит в систему следующим образом:
вот есть женщины у которых есть комплекс самозванца. При этом мы рассматриваем только женщин у которые в реальности высокие очень интеллектуальные и рабочие достижения - и это отмечается независимыми экспертами, то есть достижения объективные.

при этом у них не проходит внутреннее чувство.

Авторы исследуют - почему не проходит. И находят четыре типа поведения, которое поддерживает существование этого синдрома. Это вот как раз они.

То есть женщина реально может буть умна и ей есть что сказать. Но она часто молчит и не высказывается - иэто поддерживает внутренний синдром.

Или женщина реально умна и способна, но она еще подлизывается к преподавателю - и подрывает этим свою уверенность, что ее ценят за ум и способности.

То есть это поведение можно минусовать - и их ум, способности и достижения останутся на месте. И может быть они поймут, что реально умны. Но пока они поддерживают такое поведение - оно только усиляет их внутреннюю неуверенность.

Date: 2011-09-03 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] iar.livejournal.com
"если она на самом деле была блестяще умна, внешнее одобрение ей бы не понадобилось. Она бы имела внутренне обоснованную уверенность в своих способностях. Таким образом сам факт, что она одобрения ищет, свидетельствует о том, что она..." - вот оно.

А то, что успешный бизнес, двое вполне неплохих детей, какие-то навыки и умения, какое-то видение этого мира, какие-то суждения по его поводу... это же случайное :))))
Оно само, я совсем не умница, была б умницей - мне бы не требовалось внешнего одобрения.



Кстати, при медикаментозном лечении глубокой депрессии - потребность во внешней похвале и одобрении - потихоньку уходит.

Date: 2011-09-03 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] yamatilda.livejournal.com
Алика, огромное Вам спасибо за эту статью. С огромным интересом прочитала все части и Ваши комментарии. Меня этот вопрос мучает уже давно, и я по своему пытаюсь с ним бороться. Сама мучаюсь постоянным ощущением что обо мне думают лучше, чем я на есть на самом деле.

Date: 2011-09-03 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Надо соглашаться и раскланиваться:)

Date: 2011-09-04 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] yamatilda.livejournal.com
Да я соглашаюсь! Но внутри постоянно терзает самозванец! :-)

Date: 2011-09-03 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] tbkba.livejournal.com
Очень надеюсь, что лечится.
Вот как, оказывается, называется эта хрень, которая у меня в голове.
Синдром самозванки. Обалдеть.
С другой стороны, когда знаешь врага в лицо, уже не так страшно. Может, теперь удастся контролировать себя лучше.

Date: 2011-09-03 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] t-e-devochka.livejournal.com

А у мужчин разве не бывает схожего синдрома? :) почему только женщины?

Date: 2011-09-03 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] fyokla-9.livejournal.com
в предыдущей части объяснялось, почему для мужчин этот синдром нетипичен

Date: 2011-09-03 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] t-e-devochka.livejournal.com
лирическое отступление пропустила ага

Date: 2011-09-03 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] cherniavska.livejournal.com
О последнем очень хорошо говорит Sheryl Sandberg:
http://www.ted.com/talks/sheryl_sandberg_why_we_have_too_few_women_leaders.html
Это очень реальная вещь.

Date: 2011-09-03 08:29 pm (UTC)
hope_t: (Default)
From: [personal profile] hope_t
поразил третий вариант....

Date: 2011-09-03 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне как раз он очень знаком.Я знаю очень умную женщину с прекрасными способностями, которая занималась этим много лет - при этом с не очень выдающимся начальником. И все это время была уверена, что на месте ( не очень даже престижном) ее держат только благодаря ему и его поддержке, а сама она ничего подобного не найдет. И хотя нашла и ушла - последствия этого расхлебывает до сих пор.

Date: 2011-09-03 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] fraicheur.livejournal.com
А авторы как-то отделяют синдром самозванства от собственно самозванства? Например, Мария Смирнова считает, что у Елены Сидоровой работа лучше. Но Мария Смирнова хочет, чтобы её поставили выше Сидоровой, для этого она вворачивает в свою работу ссылки на любимые публикации профессора. И, для верности, симулирует страстное увлечение собаководством, потому как у профессора дома живут три борзые, два бульдога и пекинес.
Налицо пункты два и три - но Мария Смирнова в данном случае страдает синдромом самозванца, или она злобная редиска? Или она - злобная редиска, страдающая синдромом самозванца? =) Как это определить?

Date: 2011-09-03 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
По независимым оценкам. Если независимые эксперты считают, что у Марии Смирновой отличная выдающаяся работа - то пекинесы это уловки. Если независимые эксперты поражены тем, что при такой блестящей статье как у Сидоровой, кто-то проталкивает беспомощную и бестолковую работу, как у Смирновой, вопрос о том, не делает ли она минет пекинесу своего начальника встанет неизбежно.

Тут изначально рассматривались женщины, которые объективно очень умны и способны и показывали стабильно выдающиеся результаты в учебе и работе.

Date: 2011-09-05 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] naril.livejournal.com
Но ведь бывает же, что человек притворяется настолько хорошо, что всех обманул? Все окружающие считают, что он делает свое дело хорошо, а на самом деле - это результат каких-то дурацких сопадений, везучести?
Я очень долго (до первых курсов универа) действовала по первому способу. Своих мозгов явно не хватало, чтобы соответствовать, поэтому я пахала, как вол. Конечно, у меня были результаты и похвалы. В какой-то момент мне надоело пахать - и я перестала. Но к тому времени окружающие уже привыкли к тому, что у меня все получается, и продолжали хвалить и отмечать результаты. На самом деле, я не делала ничего. Апофигеем стал за ночь написанный диплом, за который мне поставили "отлично". До сих пор стыдно. На работе я выезжаю за счет громкого голоса и умения много болтать на совещаниях и обсуждениях, соответственно, имею репутацию компетентного специалиста, несмотря на то, что часто не знаю элементарных вещей.
Так что, независимые эксперты - это не критерий, их тоже можно обмануть.

Date: 2011-09-05 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А если бы вы перестали пахать и при этом перешли в другой университет, там бы это заметили? Я не зря сказала, что кроме компетентных специалисты должны быть независимыми:)

Не могу сказать, как ваше умение болтать создает именно вам репутацию, но очевидно, что во время этого вы не говорите совершенно глупых вещей, иначе бы вас давно раскусили:) Впрочем, я тоже знаю ситуации, где человек только за счет разговоров создает себе репутацию - и она держится вполне успешно.

Date: 2011-09-05 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-puhov.livejournal.com
Ну, мне бы, как мужчине, всем понравилась реакция 3, т.к.

Она может вступить в сексуальную связь с преподавателем.
Ну, по-крайней мере у нее будет связь с кем-то, кто ее чем-то восхитил. В это многие и так вступают:)
И еще она будет его выслушивать с пониманием и заботой, тоже дело.

...если бы не
никак не помогает избавиться
Вот это уже отстой:( Да еще и не поверит
Еще б я стал давать нечестную оценку способностей человека, которому собрался жаловаться на жизнь, не говоря уж о постели.

А статья в этом месте читается неоднозначно: переходит на будщее время. Не "отбрасывается", "будет отброшено". Типа у всех тупик.

А ведь это бывает довольно комфортно, "на более глубоком уровне" верить в свою гениальность, а на поверхности комплексовать. Заодно это еще полезный нструмент общения, в т.ч. в смысле отой самой связи.
Вероятно, такие случаи как-то различаются и речь о "на более глубоком уровне тоже не очень-то верит"...?

Date: 2011-09-05 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya-puhov.livejournal.com
Или не очень различаются. Особенно комменаторшами. Тут вообще трудновато различить.

Date: 2011-09-06 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] siniy-chulok.livejournal.com
У Вас в этом посте и в посте с 4ой частью по ссылке на 1ую часть открывается часть 2ая:)
И спасибо за статью.

Date: 2011-09-06 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Спасибо! сейчас поправлю.

Date: 2011-09-06 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bridgewalkers.livejournal.com
Привествую. С огромным интересом перчитала Ваши перводы. Тема действительно очень задевающая и актуальная.
Как мне кажется, встречала 4-й вариант поведения - "Лучше буду делать глупые глаза, выслушаю ехидные замечания начальника, услышу в конце было ли мое решение верным или нет, и дело не пострадает. Ведь если я буду умнее его, то это не значит, что меня повысят. Скорее будут ловить на ошибках пока не поймают (я же так маааало знаю). И кому от моего "багажа знаний" будет лучше?"
Сама годами учебы ВУЗе "болела" 2-м и 3-м вариантом. Трясина жуткая и болезненная. И невозможность догнать "идеал". Если догнала - это не идеал, не догнала - ну кто бы сомневался?..
Буду с нетерпением ждать следующую часть

Date: 2013-01-17 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] sitsuno-biju.livejournal.com
А почему только про женщин? Мужички, что ли, этого не испытывают?

Date: 2013-01-17 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
В первой части пересказа про это сказано.

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 07:16 am
Powered by Dreamwidth Studios