rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Я постоянно ловлю себя на том, что образование мое культурное подобно островам-оазисам - вот оно цветет тут пышно и обсажено деревьями фактов - но как оазисы связаны между собой, малопонятно. Мне теперь интересно, как по времени и месту завязаны те куски, кучоки и кусищи, что набраны учебой, чтением и мимолетными заинтересованностями. Кажется, что время интенсивной учебы набросало этих узлов-оазисов, а на воле, без гнета сдачи экзаменов, я занимаюсь тем, что связываю их друг с другом, как следователь улики и свидетельства.
Детка читает ныне все про Генриха -Синюю бороду, его жен и знаменитую рыжую дочку Елизавету. История Англии - лучше всяких сказок. Я через воображаемый пролив от нее читаю про других Генрихов, которых правильнее бы называть Анри, про Екатерину Медичи. Мои старые исторические воспоминания, знаете ли, кажутся мне отдельными сказками. А если посмотреть - рыжую Елизавету сватали за одного из сыновей Екатерины Медичи. Будь все спокойно - были бы и Елизавета и хорошенькая Мария Стюарт женами братьев и запуганными невестками королевы-змеи. А так - все сами по себе королевы. И одна несостоявшаяся невестка, но состоявшаяся королева рубит голову другой, не выезжая со своего туманного острова.

А ведь и наш Иван Грозный намеревался жениться на Елизавете. То-то была бы страшная сказочка.

А у меня мысленно - они все равно живут в каких-то разных местах и в разное, свое собственное время!
С таким-то лицом - как не быть отравительницой и интриганкой?

Date: 2008-05-05 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] olga-andreeva.livejournal.com
У меня есть восьмитомная "История всемирной литературы", а в ней - синхронистические таблицы. В них представлены исторические события, происходившие одновременно в разных регионах мира. Они мне помогали связывать фрагменты знания в более целостную картину. А "белые" пятна восполнялись вынужденно - когда после аспирантуры меня направили преподавать в техническом вузе историю мировой культуры :)

Date: 2008-05-05 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я мечтаю такую таблицу timeline возле себя на стену повесить - и сразу смотреть - кто-там был в это время в разных местах.

Date: 2008-05-05 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] pohis-devochka.livejournal.com
http://books.imhonet.ru/element/118719/rates/

Могу порекомендовать... очень любопытно

Date: 2008-05-05 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] olga-andreeva.livejournal.com
Идея хорошая, только много места потребуется :)

Date: 2008-05-05 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] yrusik.livejournal.com
вот тут http://www.hrono.ru/ есть нечто подобное.
И вообще сайт очень неплохой.

Date: 2008-05-05 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] oskina-o.livejournal.com
:) Да... Только королева может себе позволить иметь такое лицо.

Date: 2008-05-05 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] nutare.livejournal.com
Зато какие руки!

Date: 2008-05-05 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] oskina-o.livejournal.com
Надо же... На руки взглянула только благодаря Вашему комментарию. Лицо и руки словно принадлежат двум разным женщинам. Если только это не комплимент от художника.

Date: 2008-05-05 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О!, я на руки-то тоже не поглядела пристально:)

Date: 2008-05-05 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
Ой, а можно я повредничаю?
Не знаю, что там возомнили себе англичане, но Синяя Борода - произведение сугубо французское, и прототип у него был тоже французский, Жиль де Ре. Он и на сто лет старше, и лично убивал женщин и детей в существенно большем количестве. А известен (в зависимости от образования, кстати :)как ближайший соратник Жанны д'Арк, и как ужасный алхимик, продавший душу дьяволу, которым пугали маленькую Анжелику (см. серию книг :)

Date: 2008-05-05 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] wienta.livejournal.com
Преступления Жиля де Ре уже давно ставятся под сомнения, историки все больше склоняются к тому, что это клевета и обвинение барона в столь страшных злодеяниях – всего лишь повод, чтобы объявить его еретиком и конфисковать имущество.

Date: 2008-05-05 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
Я, естественно, согласен, что слишком уж ужасающе его список обвинений выглядит. Но борода у него была синяя, от химических опытов, и все-таки именно его использовал Шарль Перро как прототип в "Сказках матушки Гусыни" (которые, кстати, в США считают почему-то своими сказками).

Date: 2008-05-05 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] wienta.livejournal.com
Шарль Перро жил и работал в 17-м веке, а это четыреста лет назад, люди тогда были суеверными, к тому же миф о злодее тогда еще никто не оспаривал. Ведь только в 1992 году во Франции было проведено повторное следствие по делу маршала. По ходу дела выяснилось, что из сотен его слуг были допрошены лишь некоторые, а главных свидетелей вообще отпустили после процесса, что никто не видел останков якобы убитых детей, а судьями были назначены злейшие враги барона, что Жилю де Ре не позволили обратиться к помощи защитника, что его подвергали пыткам, всё это лишний раз говорит о предвзятости суда и "справедливости" вынесенного приговора.
А про жен это уже фантазия Перро, Жиль де Рене был женат один раз.

Date: 2008-05-05 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
А я и не настаиваю на его виновности. Кстати, про "следствие по делу" помню, хотя и не запомнил чем все закончилось.
Я лишь настаиваю на том, что именно он был прототипом Синей Бороды, заслужено или нет - уже другой вопрос.

Date: 2008-05-05 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Насколько я представляю, "своими" в США считают не литературные сказки типа "Красной шапочки", а стихи-потешки-песенки под именем матушки Гусыни. Эти стишки, кажется, все же не французские.

Продолжаю вредничать :)

Date: 2008-05-05 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
смотрим википедию:

Who was Mother Goose?


Mother Goose is the name given to an archetypical country woman,[2] who is supposedly the originator of the Mother Goose stories and rhymes. Yet no specific writer has ever been identified with such a name, of which the first known mention appears in an aside in a versified chronicle of weekly happenings that appeared regularly for several years, Jean Loret's La Muse Historique, collected in 1650.[3] His remark, ...comme un conte de la Mere Oye ("...like a Mother Goose story") shows that the term was already familiar.
...
The initiator of the literary fairy tale genre, Charles Perrault, published in 1695 under the name of his son a collection of fairy tales Histoires ou contes du temps passés, avec des moralités, which grew better known under its subtitle, "Contes de ma mère l'Oye" or "Tales of my Mother Goose". Perrault's publication marks the first authenticated starting-point for Mother Goose stories.
...
In 1729 there appeared an English translation of Perrault's collection, Robert Samber's Histories or Tales of Past Times, Told by Mother Goose, which introduced "Sleeping Beauty", "Little Red Riding-hood", "Puss in Boots", "Cinderella" and other Perrault tales to English-speaking audiences. These were fairy tales. John Newbery published a compilation of English rhymes, Mother Goose's Melody, or, Sonnets for the Cradle (London, undated, c.1765)[8], which switched the focus from fairy tales to nursery rhymes, and in English this was the prime connotation for Mother Goose until recently.
Edited Date: 2008-05-05 09:12 pm (UTC)

Re: Продолжаю вредничать :)

Date: 2008-05-05 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Первым делом и посмотрела. Я никогда не участвую в разговорах, не прояснив для себя хотя бы общий расклад.
И если вы прочтете внимательно последний абзац ( а также любой другой источник), то увидите:
В 1729 появился перевод коллекции СКАЗОК Перро ( в его первоначальную книгу входило 8 сказок, затем появились еще три, написанные стихами - "Ослиная шкура", "Гризельда" и "Смешные желания", тоже кстати, переведенные прозой)

А в 1765г Джон Ньюбери опубликовал подборку АНГЛИЙСКИХ стишков " Мелодия Матушки Гусыни, или сонеты для колыбели" - которая переключила фокус со сказок на детские стишки - и в английском до сих пор является первой ассоциацией с именем "матушки Гусыни"

Поскольку сказками был задан просто образ деревенской старушки, рассказывающей сказки и этот образ был знаком читателям - его и присобачили над чисто английской поэзией. Да так удачно, что только с нею он и стал ассоциироваться, а сказки Перро - так и остались "Сказками Шарля Перро"

Если вы хоть раз читали сами стишки ( а я начитала целый диск с ними однажды) - вы бы знали, что там все коннотации и все знаменитые события имеются в виду английские - от чумы до казни Марии Стюарт.
Edited Date: 2008-05-05 10:48 pm (UTC)

Re: Продолжаю вредничать :)

Date: 2008-05-05 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
Видимо, я все же слишком сильно вредничаю :(
Честное слово, я не вовсе не собирался пререкаться, и уж тем более обидеть.

Я имел ввиду "Матушку Гусыню" как персонаж. Разумеется, я видел про английские стихи, но для меня важно было то, что изначально, в варианте Самбера, это было переложение сказок Перро для англоязычной аудитории. Что было потом лично мне напоминает историю с нашим Буратино vs. Пиноккио.

Re: Продолжаю вредничать :)

Date: 2008-05-05 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Про персонаж согласна:)

и спасибо за рассказ о Шенонсо!
Я только что дослушала диски с "Двумя Дианами" - и там как раз в конце история с обменой замка на замок: ах, вы же так скорбите по королю, правда? Этот пышный замок не подойдет для проявления скорби - поэтому так и быть мы его возьмем себе, а вам вот - личный замок королевы, удаленный, скромный и мрачный - как раз для проявлений горя и убитости судьбой!
Теперь у меня прибавилась картинка к этой сцене!
Edited Date: 2008-05-05 11:17 pm (UTC)

Date: 2008-05-05 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вредничайте на здоровье:) я же синюю бороду упомянула в качестве стянутого образа, понятного всем, а не реального персонажа.
В этом плане, собственно, выйди Елизавета за нашего Ивана -увидела бы повторение истории ее папы.

Date: 2008-05-05 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] baikusha.livejournal.com
я личность малограмотная, поэтому особо не задумывалась над связью внешности Елизаветы и ее жизнью... и, может быть, именно поэтому мне очень понравились и Кейт Бланшетт, и Хелен Миррен в ролях этой незаурядной женщины, ну а уж моя любимейшая Бетт Дэйвис - вообще вне конкуренции, натурально)))
Я не удивлена ее внешностью вовсе, потому как англичанки - это ужас что такое, я так думаю. Да и остальные лица того времени с современной точки зрения мало привлекательны, мне кажется.
Но лично я очень люблю готические анемичные лица той эпохи.

Date: 2008-05-05 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] freilyna.livejournal.com
Вообще-то на картине Екатерина Медичи.

Date: 2008-05-05 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] baikusha.livejournal.com
я же говорю, малограмотная я)))
но это не отменяет моей любви к подобному типу лиц... а уж руки просто с ума свели.

Date: 2008-05-05 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] shnyra.livejournal.com
А можно поинтересоваться, чего детка читает? Вдруг что-то новенькое встретится? :-))

Date: 2008-05-05 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
если пошла по отравителям, надо внимательно смотреть за попадающими ей в руки кулинарными рецептами :)

Date: 2008-05-05 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] nastasyia.livejournal.com
А что читаете?

Date: 2008-05-05 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Что она - нужно ее спросить, кажется, она все же беллетризированные романы читает.
А у меня вот это:
Hug Ross Williamson - "Catherine de' Medici"
Irene Mahoney - "Madame Catherine"
Michael Of Kent - The serpent and the moon : two rivals for the lo
и
Michaela Roessner The stars dispose

Свои пять копеек

Date: 2008-05-05 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] olejka.livejournal.com
Говоря про Екатерину Медичи не могу не вспомнить про замок Шенонсо: http://olejka.livejournal.com/208660.html

Тоже самое

Date: 2008-05-06 01:54 am (UTC)
From: [identity profile] kotik-vorkotik.livejournal.com
насчет разных исторических кусков, сразу захотела написать. Хотя 5 лет истфака вроде бы должны были исправить эту историческую сумятицу в голове, ан нет, только усугубили. И история средних веков отдельно, история России отдельно. И предложение Ивана Грозного своей августейшей сестре выглядит как анекдот. И только сейчас уже после аспирантуры и неоднократного преподавания этой самой истории что-то внятное складывается в голове. И еще муж помогает. Сам учился на тройки (а у меня красный диплом), однако у него не в пример более четкая картина средневековья. .

Date: 2008-05-08 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] pufpuf.livejournal.com
а мне в школе не нравилось на уроках истории то, что берут отдельные страны и изучают: Египет, Вавилон, Грецию, Рим, потом Францию, Англию, Испанию, Германию, -- а общего представления об эпохе не давалось. Отсюда и такая разрозненность (Это, наверно, один из примеров того, как в общем нельзя подходить к обучению чему бы то ни было)

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 06:21 am
Powered by Dreamwidth Studios