У меня в Кидпиксах девочка-студентка
nadiki показала на мой взгляд совершенно замечательную работу к стихам Барто
.
Там у меня есть тэг "жж" и зачастую там выкладывают не законченные иллюстрации, а пробы и наброски, так что я просто порадовалась, что человек выложил настоящую книжную работу. Плюс мне очень нравится, как нарисовано.
А возникло сразу несколько ветвей разговоров в комментах.
Одна - про элегические выражения лиц, хочется улыбок, мол. Мне же кажется, что такие "плавные" выражения очень характерны для классических иллюстраций вообще. Я с детства смотрела некоторые книги и мне казалось, что вот эта отрешенность в лицах и есть какой-то секрет книжной иллюстрации. Возможно сейчас, когда каждая вторая книга с пупсами, которые нарочито и сладко улыбаются, это накладывает отпечаток на ощущение "нормы" в иллюстрации. Не знаю о причинах точно, это моя теория. Но меня устраивают выражения лиц у Нади.
Вторая тема была о самой Барто. Для кого ее стихи? Если уберем малышовый цикл про бычков и мишек, то героям ее на мое ощущение лет от 8 до 12, в среднем, наверное, 10. Мне кажется ( вслед за комментаторами некоторыми) что в таком возрасте дети не читают стихов Барто. В книгах ведь всегда так - дети не читают про своих ровесников почти, они всегда читают ( и ощущают своими) детей несколько постарше, а литературу про одногодков считают детской. Моя теория тут состоит в том, что когда Барто писала, дети были более детскими, более инфантильными что ли - на всем протяжении детства, от малышиков-первоклассников до романтических комсомолок-старшеклассниц. Поэтому сейчас у Барто такой возрастной сдвиг и часть аудитории становится фантомной.
Другое дело, что я, оказывается, Барто не люблю - позднюю. Когда искала стихи для голосового поста себе, обнаружила, что помню только стихи из старой-старой книги, которую мне подарила директор нашего детского сада, а Барто с тех пор написала еще массу дидиктических стихов, которые на мой взгляд совершенно противные. Они не кажутся мне легкими, кажутся умственно вымученными и искусственными.
И третий вопрос - о гамме. Кто-то сказал, что по исследованиям психологов дети любят яркие чистые цвета ( во что опять же верят издатели книг про пупсов - вот, на мой взгляд, признак дурного художника это именно вот такая дикая покраска чистыми цветами красок, которые в коробке - синей-красной-зеленой-все вырви-глаз). Я же буквально недавно читала совершенно наоборот - дети любят нежные, пастельные сочетания.
И вот:)
Вы можете высказываться по всем пунктам. Но у меня есть вопрос ( вот где пригождается массовость читательской аудитории) - вспомните, какие книги вы любили в детстве, что казалось вам волшебным - не в смысле текста, а в смысле иллюстраций, какой гаммы были эти иллюстрации. А заодно можете добавить, что любят без ума ваши дети. ( картинки приложите - вообще будет чудесно, но нет - и так славно тоже) Свою статистику проверим.
Там у меня есть тэг "жж" и зачастую там выкладывают не законченные иллюстрации, а пробы и наброски, так что я просто порадовалась, что человек выложил настоящую книжную работу. Плюс мне очень нравится, как нарисовано.
А возникло сразу несколько ветвей разговоров в комментах.
Одна - про элегические выражения лиц, хочется улыбок, мол. Мне же кажется, что такие "плавные" выражения очень характерны для классических иллюстраций вообще. Я с детства смотрела некоторые книги и мне казалось, что вот эта отрешенность в лицах и есть какой-то секрет книжной иллюстрации. Возможно сейчас, когда каждая вторая книга с пупсами, которые нарочито и сладко улыбаются, это накладывает отпечаток на ощущение "нормы" в иллюстрации. Не знаю о причинах точно, это моя теория. Но меня устраивают выражения лиц у Нади.
Вторая тема была о самой Барто. Для кого ее стихи? Если уберем малышовый цикл про бычков и мишек, то героям ее на мое ощущение лет от 8 до 12, в среднем, наверное, 10. Мне кажется ( вслед за комментаторами некоторыми) что в таком возрасте дети не читают стихов Барто. В книгах ведь всегда так - дети не читают про своих ровесников почти, они всегда читают ( и ощущают своими) детей несколько постарше, а литературу про одногодков считают детской. Моя теория тут состоит в том, что когда Барто писала, дети были более детскими, более инфантильными что ли - на всем протяжении детства, от малышиков-первоклассников до романтических комсомолок-старшеклассниц. Поэтому сейчас у Барто такой возрастной сдвиг и часть аудитории становится фантомной.
Другое дело, что я, оказывается, Барто не люблю - позднюю. Когда искала стихи для голосового поста себе, обнаружила, что помню только стихи из старой-старой книги, которую мне подарила директор нашего детского сада, а Барто с тех пор написала еще массу дидиктических стихов, которые на мой взгляд совершенно противные. Они не кажутся мне легкими, кажутся умственно вымученными и искусственными.
И третий вопрос - о гамме. Кто-то сказал, что по исследованиям психологов дети любят яркие чистые цвета ( во что опять же верят издатели книг про пупсов - вот, на мой взгляд, признак дурного художника это именно вот такая дикая покраска чистыми цветами красок, которые в коробке - синей-красной-зеленой-все вырви-глаз). Я же буквально недавно читала совершенно наоборот - дети любят нежные, пастельные сочетания.
И вот:)
Вы можете высказываться по всем пунктам. Но у меня есть вопрос ( вот где пригождается массовость читательской аудитории) - вспомните, какие книги вы любили в детстве, что казалось вам волшебным - не в смысле текста, а в смысле иллюстраций, какой гаммы были эти иллюстрации. А заодно можете добавить, что любят без ума ваши дети. ( картинки приложите - вообще будет чудесно, но нет - и так славно тоже) Свою статистику проверим.
no subject
Date: 2008-02-12 08:06 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:26 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:08 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 09:01 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:я не тормоз, я вася
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:12 am (UTC)Про иллюстрации к Барто - мне они показались очень холодными, дело не в цветах, а в отсутствии движения - т.е. все персонажи там замершие, и несколько нарциссичные, хотя стишки забавные и живые. Т.е. мне в целом кажется, что иллюстрации призваны "оживить" текст, сделать его более близким, конкретным, а тут получилось наоборот... Стихи-то по-моему про младших подростков, действительно, 10-12 лет, и непонятно, кто может быть аудиторией. Явно, что начинающим влюбляться 11летним это читать будет противно, более младшим - неинтересно, более старшим - тоже. Думаю, так: это для старших сестер (оканчивающих школу), которые с соответствующим возрасту снобизмом будут в стихотворениях узнавать своих младших братьев и сестер:)
Мне в детстве нравились очень черно-белые иллюстрации к длинным романам (к Жюлю Верну, Майну Риду, к Винни-Пуху и Киплингу). Цветные -к Толкиену "Кузнец из большого Вуттона" с волшебными совершенно картинками.
Мой сын пока маловат для картинок... Мне кажется, что дети могут любить яркие цвета, но яркость не должна заменять все остальное - картинки для детей должны быть интересные, с характерными персонажами и красивыми пейзажами, чтобы каждый рисунок было интересно разглядывать, он бы запоминался. И тогда во взрослом возраста человек видит желтую дорогу и говорит: "О, это в точности как в "Волшебнике изумрудного города"...
Извините, что длинно:)
no subject
Date: 2008-02-12 08:14 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:13 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 09:06 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:15 am (UTC)Картинки очень облагородили Барто, которая, на мой взгляд, так себе поэт. Цикл про игрушки - да, для двухлетних деток отлично. А остальные стихи - слабые и пропагандистские.
no subject
Date: 2008-02-12 08:15 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:25 am (UTC)Когда где-то в конце 90-ых наткнулась в книжном магазине на "Волшебника" с иллюстрациями другого автора, то была в шоке, настолько они показались чужеродны по отношению к тексту. Покупать не стала, хотя как раз искала хорошую книгу для своих мелких.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:16 am (UTC)Это я говорю о возрасте пяти-шести лет. С другой стороны, я был довольно необычный ребенок.. вряд ли по мне можно судить.
Были еще "волшебные" иллюстрации, многоцветные, больше в стиле прерафаэлитов, и тоже вот с отрешенными лицами... но с ними я познакомился не раньше, чем лет в четырнадцать. Так что, тоже нельзя сказать.
Но, думаю, мои вкусы с тех пор не изменились )))))
Агния Барто мне нравится неиллюстрированная.
no subject
Date: 2008-02-12 08:18 am (UTC)Позже, наверное, не прокатит... но своим детям я бы тоже читал, наверное, и тоже в три года.
(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:18 am (UTC)И ещё они мне нравились, потому что мне хотелось уметь так рисовать.
no subject
Date: 2008-02-12 08:57 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:21 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 09:55 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:29 am (UTC)посмотрела картинки, на которые Вы дали ссылку - очень симпатичные иллюстрации, но мне бы хотелось других для детей... больше всего серо-коричневатый фон не нравится, а как следствие такого фона - такие беленые детские лица. темновато получилось для детских иллюстраций. у меня сын подруги 3 лет очень такие книжки не любит. видимо, мы совпадаем во вкусах:)
no subject
Date: 2008-02-12 08:30 am (UTC)Стихи Барто, на мой взгляд, рассчитаны на старших дошкольников - младших школьников. Мне в этом возрасте цветовая гамма была совсем не важна, мне были интересны иллюстрации правдоподобные и с множеством деталей, чтобы было что рассматривать и изучать. А пупсы тогда тоже были - но они же очень простые, с ними все ясно с первого взгляда, так что они быстро пролистывались и тут же забывались.
no subject
Date: 2008-02-12 08:31 am (UTC)Потом была книжка с картинками "Большое и маленькое". Там приводились примеры большого и маленького, соответственно, и вот один из примеров был про попугая, который "любил воровать маленькие разноцветные пуговицы". И там были эти пуговицы нарисованы (или я так помню) - такие маленькие, разноцветные и как будто блестящие. Они были действительно нежные и в то же время яркие. Такие, из серии "облизать хочется":)
Еще из книжек с картинками помнится "Волшебник Изумрудного города". А там ведь все разноцветное, покрашено во все цвета радуги! И еще эти человечки, одетые во все голубое, все зеленое и так далее. Серьезно, у меня есть предположение, что эта книга оказала огромное влияние на мои вкусы в одежде:)
no subject
Date: 2008-02-12 08:38 am (UTC)А вот в чем с вами согласна, так это насчет отвратительной назидательности Барто. С детства ее терпеть не могла. Подумаешь, ребенку уже устать и прилечь нельзя, и пожаловаться, что больно. Стихи для маленьких железных дровосеков:)
no subject
Date: 2008-02-12 08:33 am (UTC)черно-белый (http://www.ljplus.ru/img3/r/i/rishka_mouse/th_TP_JohnTenniel.jpg); ужасно любила "Крабата" (http://community.livejournal.com/kidpix/392809.html#cutid1) с иллюстрациями Токмакова, черно-белые рисунки Виктора Голявкина; сказки Афанасьева с яркими иллюстрациями Мавриной (http://www.diary.ru/~oldbooksyoungpics/?comments&postid=17223776); а уж Олег Зотов (http://community.livejournal.com/kidpix/113905.html#cutid1) был и вовсе на втором месте после Пивоварова.
Вообще мне, насколько я помню, был важен не сколько цвет иллюстраций, сколько их насыщенность - мне нравилось подолгу разглядывать картинки, каждый раз замечая какие-то новые мелкие детали. Именно поэтому Пивоварова с Зотовым я и любила больше всего.
no subject
Date: 2008-02-12 08:57 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:33 am (UTC)неужели это то, что я думаю?
Date: 2008-02-12 09:14 pm (UTC)Re: неужели это то, что я думаю?
From:Re: неужели это то, что я думаю?
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:35 am (UTC)На мой взгляд офигенное сочетания яркости со вкусом, любовью к детской иллюстрации и просто замечательная картинка…теперь охота выклянчить у них :)
no subject
Date: 2008-02-12 08:37 am (UTC)Я обожала в детстве иллюстрации Сутеева (то есть, это я потом только узнала, что это Сутеев), Савченко и Чижикова. И сейчас ужасно радуюсь, когда нахожу детские книжки именно с их иллюстрациями. И даже ищу специально.
no subject
Date: 2008-02-12 08:50 am (UTC)А мне, да простит меня автор, напомнило фильм ужасов, с зомби в главных ролях. Застывшие лица, да еще и деформированные фигуры... Не купила бы :(
И Чижикова я не люблю, а к Сутееву равнодушна :) Как мы капитально разошлись :)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:37 am (UTC)"Незнайка", три книги, - иллюстрации - А. Борисов
"Король Матиуш" - Художник Е. Сроковский.
Как ни странно, советский букварь старый. Там, где Ленин был нарисован - жирным графитовым карандашом, и везде такие же были рисунки. Такая, академичная, но "пушистая" графика.
Потом, всякие сказки Гримм, "Роня- дочь разбойника", с иллюстрациями сложными, многоцветными, в зеленых и коричневых тонах...
"Муми тролли", знамо дело, понято с чьими рисунками
А больше всего - до смерти любила в любом возрасте, и прям посейчас=) кижку Сапгира "Красный шар". (Текст вот: http://www.kulichki.com/moshkow/TALES/SAPGIR/krasnyjshar.txt)
а рисунки, кажется, делал Пивоваров, судя по стилю, http://www.childhoodbooks.ru/articles/pivovarov_01.htm#1 -- но не факт, самих картинок не нашла=( Это было - ну самое-самое волшебное. В сочетании.
no subject
Date: 2008-02-12 08:55 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:39 am (UTC)А пока просто скажу, что нравились иллюстрации цветные, яркие, но естественные, без нарочитости, без чистого "вырви-глаз" цвета - или с умелым его использованием, в крайнем случае. Тут уже приводили как пример Владимирского с иллюстрациями к "Волшебнику Изумрудного города". Была еще замечательная книга со сказками Шарля Перро - действительно сказочные иллюстрации, подробные, реалистичные, точно прорисованные, с кучей деталей, и в то же время очень легкие и живые, там все интерьеры и дамские-мужские туалеты были со всеми оборками-рюшками-пуговичками, прямо праздник для разглядывания. :-) Были и книги, кажущиеся полной противоположностью - на цветном фоне линиями, мазками, силуэтами (тоже цветными, переливчатыми) намечены герои, и много воздуха, возможности "додумывать", - например, книга сказок Андерсена. Была абсолютно любимая сказка "Дочь Болотного царя" - там вообще некоторые рисунки были темными, коричневатыми, но это совершенно не мешало ее любить. :-) Обожаема нежно была "Сказка про конька-горбунка" с рисунками Ращектаева (воздушно-сказочные цветные акварели, напоминающие палехские шкатулки)- но ее у нас "заиграли"...
Нравились рисунки двуцветные или чуть подцвеченные акварелью, можно даже не разных цветов, а одного, контрастного к цвету контуров. Нравились рисунки черной тушью - чем больше было деталей и подробностей, тем интереснее было разглядывать, или наоборот - одним-двумя штрихами, но с потрясающей точностью...
Терпеть не могла "нарочитость": убивали просто стилизованные лица, невнятная одежда, аляповатость, попытки "закосить" под детскую манеру рисунка, явная несерьезность и "облегченность" поз, предметов. Также претила и излишняя реалистичность без малейшего простора для фантазии.
no subject
Date: 2008-02-12 08:43 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:41 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:41 am (UTC)Дети мои любят картинки "с детальками", чтоб можно было рассматривать подолгу и находить все новые подробности. Дочь при этом очень уважала изящество линий и завитушки, нежные пастельные тона или прозрачность акварели.
no subject
Date: 2008-02-12 08:43 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 08:42 am (UTC)начну с конца.
из моего детства у меня остались в памяти книги по своей сути, т.е. скорее одержательная часть чем иллюстративная. или иллюстрации как приложение к содержанию. они могли быть черно-белые и маленькие, это неимеет значения.
и на этом основано и мое восприятие иллюстраций детских книг даже сегодня. книга должна быть гармоничной, иллюстрации все же лоджны сочетаться с содержанием, а не быть сами по себе.
если иллюстрации сами по себе, то это уже другие книги, скорее с подписями к картинкам, чем наоборот, иллюстрациями к содержанию.
про стиль, цвет и улыбки.
пришла к выводу, что книги должны быть разными, хороший художник тот, кто имеет свой стиль, кто сумел поймать и передать свое восприятие книги. и нарисовано это может быть любыми красками, и улыбки тоже могут быть, а могут и не быть. т.е. допустимо все, лишь бы красиво, а не убого и не уродливо.
отдельным вопросом я бы вынесла восприятие иллюстраций детями. и о том, насколько художник рисует ДЕТСКИЕ иллюстрации. у меня дома есть куча детских книг, которые нравятся мне, но которые совершенно не воспринимает мой 6-летний сын.
что касается иллюстраций по ссылке, то мне понравилось направление в котором девушка работает, но я полностью согласна с комментариями о том, что иллюстрации застывшие. они НЕ мертвые и НЕ деревянные, а именно застывшие. для меня лично в лицах нет живости, огонька. и это важно. но это очень сложно, я понимаю. и я верю, что у девушки все впереди, и понимаю, что она пока еще студентка.
no subject
Date: 2008-02-12 08:42 am (UTC)no subject
Date: 2008-02-12 10:22 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-02-12 08:42 am (UTC)что касается цветов, то я тоже яркие чистые цвета не понимаю. это моя вечная проблема - я люблю сложные цвета, состоящие минимум из трех основных и так было всегда и в детстве тоже.
что же касается психологов, пишушших о любви детей к цветам, то по-моему вполне можно найти любую подходящую под свои мысли информацию, то ли психологов много развелось, то ли их интерпретаторов многовато стало, но не раз уж сталкивалась с тем, что в разных местах психологи совершенно разные вещи.
про книжку - цвета мне нравятся, из детей только девочка в веночке мне показалось выглядещей живой, ну еще девочка, висящая на заборе, остальные дети какие-то не очень живые, больше на кукол похожи.
no subject
Date: 2008-02-12 08:45 am (UTC)