rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi

Все время меня поражает, когда в англоязычных бумагах и книгах замужних женщин именуют миссис Джон Смит. Она теряет прямо все - и свою девичью фамилию и даже свое личное имя для внешнего мира. Впервые меня это удивило в детстве, когда я читала Драйзера, вот эта самая миссис Фрэнк Алджернон Каупервуд. Сегодня опять знакомо зацепило в приглашениях на вечера в Белом Доме . Список гостей: мистер и миссис Уолтер Липпман, мистер и миссис Уильям Палей. Было бы понятно если бы писали "мистер и миссис Мюррел" - это их общая фамилия. Но ведь пишут имя мужа!

А в Канаде меня заставляли везде писать девичью фамилию в документах - и потом все официальные обращения были по этой фамилии.  Я всегда пристаю к медсестрам, клеркам и людям при исполнении с вопросами. Пристала и тут. Отчего, говорю, вы меня именуете девичьей фамилией и зачем ее спрашиваете? А это, говорят, мадам, из уважения к вам, к вашей личности. Чтобы вы не считали себя придатком к мужчине, а были той, кем вы являетесь, и мы вас не оскорбляли, как личностью при муже.

Фигассе. Собственно, где меня лично как-то зауважали? В любом случае меня именуют фамилией мужчины - того, кого выбрала я, либо того, кого выбрала моя мать. В первом случае я хотя бы осознанно выбрала этого мужчину и выбрала носить его фамилию. Во втором меня никто даже не спрашивал при матушкином замужестве - хорош ли мужчина и душевна ли мне его фамилия. ( при том, что папочка был безусловно хорош, но фамилия его безбожно длинна даже по-русски, а уж латиницей и вовсе невмещаема в строку.)
Но трепетные клерки знают за меня, как ко мне уважение проявлять.

Осталось попасть на прием в Белый Дом и окончательно увериться, что хоть так, хоть этак - мир этот придуман мальчиками, и что делать с девочками, им до конца неясно.

Miss Alex

Date: 2007-09-02 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] punechka.livejournal.com
я как раз сегодня вспоминала
как я работала с ребёнком в семье выходцев из Гаити
У них была домработница - тоже такая патриархальная чёрная леди, ей почему-то моё имя не давалось, она меня спросила, как зовут мужа, и звала почему-то Мисс Алекс. Очень меня это веселило.

Date: 2007-09-02 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] dee-elkay.livejournal.com
А в Канаде при использовании девичьей фамилии употребляли Ms или Mrs?

Date: 2007-09-02 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я жила в том месте, где употреблялось "Мадам":)

Date: 2007-09-02 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] dee-elkay.livejournal.com
Ясно :)

В одной из моих сред употребляется Ms почти поголовно, а во второй приходится народ поправлять (когда настроение не пофигистичное).

Date: 2007-09-02 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне кажется, сейчас это уже чуть ли не вежливая общеупотребительная форма, да?
Я писала вчера письмо учительнице, сбилась с ног, как к ней обращаться. На всех бумажках из школы только фамилия - ясен пень, не говорящая даже о поле, не то, что о семейном положении. Выяснили, что она все же тетенька и написали Ms.

Date: 2007-09-02 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] dee-elkay.livejournal.com
На побережьях - возможно, а в наших хартландах - не, народ иногда не сразу понимает, что такое Мс и почему у родителей ребенка разные фамилии.
(А учительницы у нас или Мисс, или Миссис. Деревня).
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
По английским романам я поняла так, что фамилией называют только старшую дочь, а остальных мисс и имя.

Про жен и мужей - вряд ли на приеме в Белом Доме проглядывали, кто старший в своем клане, а кто нет. Там ВСЕ пары - и тридцатилетние и девяностолетние названы так.
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
да-да, я уже поняла, что мы говорили немного о разном. Я именно о прямом обращении. А про третье лицо, я согласна с вами - да, старшую ( или единственную) звали только фамилией, а остальных и с именем.

Мне кажется, и время Остин и время колонистов настолько далеко, что на них уже неприлично сваливать что-то:)) Пишут-то уже вполне в наши времена.

Проглядывали? я вот не верю, что в списке на 140 гостей прямо статистически все младшие жены!
Там и мать первой леди по мужу названа. И более того - мать самого президента, приходящая одна, без мужа, все равно названа миссиз Вася Пупкин.

Date: 2007-09-02 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] joniram.livejournal.com
Мир придумывается выдумщиками, а пользуется пользователями.
А разница способах выдумывания и пользования.
Мальчики едут из пункта А в пункт Б, а девочки едут за впереди идущей машиной.

Date: 2007-09-02 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
То есть девочки сами виноваты?:)
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О, разумеется, каждая из нас свой микроскоп наводит на выбранные места:)
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
А вдруг будут внуки? Будут говорить: бабушка, это girlsworld :))

Date: 2007-09-02 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я с трудом могу это представить. Мужчины столько лет затачивали этот мир под себя! причем неосознанно, без всякой борьбы за права, просто потому что между словами "человек" и "мужчина" стоял знак равенства. А у женщин это осмысленная и видимая борьба за каждый кусочек нормальной "человеческой" жизни. Чтобы внуки так говорили - женщинам нужно с очень сильным и видимым давлением перекроить мир под себя - это будет очень утомительный труд, и очень сильно воспринимаемый как насилие другой половиной человечества:)

Date: 2007-09-02 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
В принципе, мне тоже не очень верится. Да и не хочется верить :))

Знаете, что мне интересно (очень надеюсь спросить это без всякой агрессивности, по интернету не всегда понятны интонации, но я без наезда!)? Помните, Вы писали про черных, которые жалуются на свое угнетенное положение и чуть что стараются стать побелее, с волосами попрямее и т.п. Вы, мне кажется, их не очень одобряли в этом. Так вот у Вас нет ощущения, что то же происходит в отношении женщин и мужчин? Те же жалобы на угнетенное положение с попытками подражания? В чем разница, по-Вашему?

Date: 2007-09-02 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О! у меня на эту тему давно есть одна рассказка - про то, как я пыталась жить "как мальчики" - на протяжении жизни то, что входило туда, менялось.

Я вообще часто обдумываю эту тему и всякий раз новое надумываю. Мне кажется тут два подраздела, примерно и грубо очерченные как следующие:

Мы ( черные, женщины, голубчики) хотим того же, что и у вас, поэтому мы изо всех сил имитириуем ваши внешние проявления - какого черта вы это нам не засчитываете???

И

Мы ( черные, женщины, голубчики) хотим жить так, как нам удобно, производительно, комфортно - и хотим тех же условий и прав, которые есть у вас, когда вы живете для себя удобно, производительно и комфортно.

Date: 2007-09-02 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
Запишите как-нибудь эту "рассказку", очень интересно было бы почитать,

Что касается подразделов, то есть такое, но это только часть. Я Вам начала было отвечать, но вышло так пространно, что я запостила это у себя, гляньте, если хотите: http://tannenbaum.livejournal.com/30863.html?mode=reply

Date: 2007-09-02 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] poli-kolozaridi.livejournal.com
Зачастую девочки не против... Не их имя - не им и ответ за него нести.
Хотя мне это понять сложно.

Date: 2007-09-02 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] ta-tu.livejournal.com
а какой вариант предпочли бы вы, будь возможность выбора?

Date: 2007-09-02 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я бы вообще предпочла, чтобы люди сами себе выбирали и имя и фамилию:) Ну и уж точно сами выбирали, как их будут поименовывать в бумажках при наличии уже готовых имен.

Date: 2007-09-02 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com
Очень интересный вопрос. Позволите дать ссылку на этот пост в моём журнале?
PS. А почему Вы пишете "миссиз", а не "миссис"? Изменились правила, а я не в курсе? Вопрос не праздный.

Date: 2007-09-02 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О, нет! Это моя ошибка, мне и муж уже указал. Я записала так, как произносится, а в русском все же нужно писать "с" на конце. Сейчас поправлю!

Date: 2007-09-02 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
и - да, конечно, давайте ссылку:)
А вас в каком разрезе этот вопрос заинтересовал?

Date: 2007-09-02 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] rayskiy-sergei.livejournal.com
В сугубо филологическом.

Date: 2007-09-02 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Аха, понятно:)
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Но у тебя ведь и официально девичья фамилия, правда?

Date: 2007-09-02 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
С одной стороны, никто ведь не мешает придумать и взять себе фамилию какую угодно или взять девичью прабабушки? С другой - миссис Джон Смит означает "жена Джона Смита", почему бы ей лучше быть женой Смита, но без указания имени? С третьей, о насильном осчастивливании путем называния девичьей фамилией: не знаю, где как, а в Швеции муж должен (обязан) взять определенную часть отпуска по уходу за ребенком и провести его с ребенком, вроде как это полезно для семьи и помогает равноправию полов, очень мило с их стороны, но почему, интересно, государство должно устанавливать взаимоотношения полов в каждой семье в частности, семья что, сама с этим никак не справится? Вопросы фамилии на этом фоне выглядят цветочками :))

Date: 2007-09-02 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] katia-katia.livejournal.com
да, мне это здесь (в Монреале) забавно. с 60х или 70х годов у них законом запрещено брать фамилию супруга при замужестве. из уважения, ага... :-)
я не стала менять фамилию, т.к. муж (квебекуа) предупредил, что все равно будут использовать мою девичью фамилию (которую я не люблю и уж точно не предпочту красивой мужней фамилии), да и документы менять было долго (мы переезжали в другой город из Москвы).
сама логика, что смена фамилии запрещена законом, по-моему, крен в другую сторону...

Date: 2007-09-02 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
Да, это вообще такая любопытная тенденция в развитых странах - отстаивание прав людей, которые и без того не считают себя ущемленными, а иногда даже наоборот, только без того и не считают :))

Date: 2007-09-02 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Так у них это еще и запрещено????
Вот ведь тьфу!:))

Date: 2007-09-02 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] karinka-irinka.livejournal.com
очень интересная тема и комментарии.
Передо мною иногда все еще встает проблема того, как мне представиться по телефону людям, с которыми я познакомилась, будучи в первом браке. Ведь теперь я взяла себе фамилию второго мужа и называть себя фамилией первого мне не очень хочется. Но это мелочи. :)

Date: 2007-09-02 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да вот, кстати!
А клерки ведь могли настаивать и на фамилии бывшего мужа у разведенной женщины:)

А к вашему вопросу - думается мне, нужно относиться к этому как к разговорам со школьными знакомыми, там ведь тоже приходится приводить свою детскую фамилию? Что-то вроде - Это Дуня Чебурашкина, бывшая Крокодилова. Так и тут - просто добавлять "бывшая та-та и та-та"?

Date: 2007-09-04 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] karinka-irinka.livejournal.com
ну, так и делаю, только не нравится говорить бывшая О.... :)

Date: 2007-09-04 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
не нравится как?
что бывшая? лучше бы сохранить статус настоящей?
или что О. - противно при звуке?

Date: 2007-09-05 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] karinka-irinka.livejournal.com
скорее второй вариант. Сохранить статус настоящей не хотелось совсем, просто иногда немного стыдно за то, что так долго терпела.

Date: 2007-09-05 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
хе-хе:) знакомые ноты:)

Date: 2007-09-05 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] karinka-irinka.livejournal.com
что, это песня многих женщин?

Date: 2007-09-02 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] conjure.livejournal.com
У нас кстати есть тоже такая форма, но уже давно устаревшая и ее используют крайне редко. А все-таки принятое вежливое обращение например Фрау и Херр Ратковски (а то и имя приписывают еще). А есть еще такое обращение, особенно на приглашениях, Фамилье (семья) Ратковски, но пишут например только в том случае, если у пары есть дети. А вот это называние по имени-фамилии мужа феминистки давно разгромили и многие уже даже бояться в обращениях сокращать напримиер "Дорогие работники (цы)". Все полностью прописывают и как правило "ледис ферст".

Date: 2007-09-02 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] ira-fd.livejournal.com
Когда-то очень впечатлило у Эрве Базена в «Анатомии одного развода» - муж после развода запрещает жене носить свою фамилию в судебном порядке после довольно продолжительного брака. Показалось вполне логичным, но довольно жестоким.

Date: 2007-09-02 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
После развода - это какие-то особенные тонкости, дааа.
Меня бы волновало то, что у матери с детьми разные фамилии.

Date: 2007-09-03 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] weaverine.livejournal.com
Хм. Вот я не меняла свою девичью фамилию и могу только предвидеть какая будент путаница из-за того, что у меня с ребенком разные фамилии. Самое смешное, что фамилия моего мужа - такая короткая и ясная - почему-то практически непроизонсима для местного населения. Моя хоть и длинная, но они ее осиливают.
Я думаю, на прием записывают традиционно - джон смит +1 - его жена, личность неприметная, ничего не згначащая, но для правила надо. Считается, что в политике не женщина ведущий человек. Интересно, если бы, допустим, Кондолисса Райс вышла бы замуж за мистера Джона Портера непонятно откуда, их бы приглашали как мистера и миссис Джон Портер или Джона Портера и Кондолиссу Райс?

Date: 2007-09-03 04:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
мистер Кондолиза Райс?

Date: 2007-09-03 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] lucyforrer.livejournal.com
А у нас (в Бельгии) пишут девичью фамилию через черточку с мужниной, например: мадам Лозовский-Фонтен. Женского рода для фамилии у тех, кто приехал в 30-60 гг нет, поэтому и Лозовский. Но одну мужнину брать не разрешают. И имя мужа ставить после мадам и перед сборной фамилией - дурной тон. Сейчас (по паспорту) сохраняют девичью фамилию в женском роде. Бедные русские женщины, которые поменяли в России фамилию и документы, выйдя повторно замуж за бельгийца, так и остаются с двумя мужьями через черточку. И еще про забавный случай. Есть среди знакомых мужчина: месье Савицкая. И никого не удивляет, ну Савицкая и Савицкая. А меня на ха-ха разбирает. Потомственный бельгиец, русский язык не знает, так и думает, что у него все правильно с фамилией. Про русские корни только догадывается.

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 03:33 am
Powered by Dreamwidth Studios