rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Начала читать (слушать) книгу The Power of When, которую мне давно посоветовали здесь в жж. Она про расширенную классификацию людей по их режиму сна и бодрствования. Написал ее клинический психолог, специалист по расстройствам сна -  Michael Breus.


Всем знакомая классификация состоит из сов и жаворонков, к ним еще добавляют колибри - как нормальных людей, без особых сдвигов. Но автору этой книги птицы не понравились, он предпочел млекопитающих. И его зоопарк хронотипов состоит из львов, волков, медведей и дельфинов.

На сайте у него есть опрос, и тебе вычисляют, какой ты тип. Но я не поняла, работает ли он, потому что всей нашей семье приписали один и тот же - медведей. При этом я заполняла дважды и выбирала противоположные ответы, и я, скорее,  сова по жизни - то есть волк в его классификации. А ребенок у меня стопроцентный жаворонок! Это подарок для родителей - никаких загоняний в постель, никаких клянчений минуточек - в девять ребенок срубается, и легко встает по утрам - раньше будильника. Пока я продираю глаза с трудом, она уже и зарядку сделала, и поела, и в школу собралась, и всех торопит, чтобы не опоздать.

Но все мы медведи - или колибри по птичьей классификации - то есть те, кто легче всего живет днем и крепко спит нормальные какие-то часы ночью. Я думаю, нужно заполнить эту анкету  и посчитать баллы по книге, а не в интернете!

Так вот. Основная мысль автора: биоритмы определяют, когда вы наиболее бодры, когда необходимо спать, когда у вас мозги хорошо работают, а когда наоборот. И это не эзотерика - а спады и подъемы разных гормонов в организме, которые управляют физиологией. И эти волны у каждого человека индивидуальны и определены генетикой. То есть ранний вы вставатель или спун до послеполудня - все заложено генетически.

 И его  хронотипы  отражают основные типы сна и бодрствования. Волки - это ночные жители, они креативны, интровертны, любят работать ночью, при этом не следят за здоровьем, не сильно любят физкультуру и часто едят по ночам вредное.

Львы - легко просыпаются рано утром, сразу хватаются за дела, жадно едят, активно занимаются спортом, бывают начальниками, любят управлять - но  страдают от отсутствия социальной жизни. Когда на вечеринках начинается самый разгар веселья, они уже ничего не видят, глаза их обморочно закрываются , они уезжают домой спать, а о главном веселье узнают назавтра из инстаграма.

Медведи живут нормальный цикл - днем бодрствуют, ночью спят. Спят много и с удовольствием, добродушны, экстравертны, исполнительны. Под ниъх заточен весь основной мир.

Дельфины - это его добавленный раздел. Потому что именно такие люди чаще всего обращаются к нему. Это люди страдающие бессоницей, которые спят поверхностно и недолго, часто просыпаются, не всегда понимают, засыпали ли они вообще. Они все время измучены недосыпом, нервны и раздражительны. Одновременно очень утомлены и очень взвинчены.

И вот он разработал рекомендации для каждого типа. Описывает в подробностях их естественный ритм - что когда у них просыпается и засыпает. И как это противоречит социальному ритму - работе, развлечениям, спорту.

 Я пока в самом начале. Он уже рассказал, что характерно для каждого типа. А потом стал рассказывать на примерах людей -  прямо почасовыми отрезками - вот что обычно делает человек, а что было бы оптимальнее с его хронотипом.

И это ужасно интересно. Потому что иногда на взводе не нужно заниматься спортом - чтобы не истощить преждевременно силы бодрствования.А другим людям нужно обязательно есть вот в это время, хоть они и забывают.

Он дает  советы про все - когда вставать - и как именно! Что есть и в какие часы. Когда заниматься спортом - и даже для чего - для выносливости в одно время, для скорости в другое. Когда лучше всего работает рациональное мышление - и на это время нужно отложить принятие важных решений. А когда бывает самое креативное время - и его нужно освободить для такого полета. Даже когда лучше всего заниматься сексом каждому типу - и пока - сюрприз!- никому не посоветовали ночью.

Мне очень нравится конкретность его рекомендаций и расписаний. Я еще пока не выбрала, кто я там буду - но точно не лев-любитель подъемов до будильника, и не дельфин - с коротким и невротическим сном. Дойду до рекомендаций медведям и волкам и посмотрю.

У него есть рекомендации, как наилучшим образом использовать свои ритмы. А есть - как их, если не сменить, то скорректировать при желании. То есть разными мелкими ухищрениями сдвинуть слегка или хотя бы обеспечить в нужное время наилучшую форму.

Рассказала детке и очень насоветовала. А она изумилась - потому что как раз сейчас начала встречать эту классификацию прямо с рисунками в инстаграме - и даже использовать некоторые докатившиеся до нее советы. А тут я с первоисточником.

Книга вот эта: The Power of When: Discover Your Chronotype--and Learn the Best Time to Eat Lunch, Ask for a Raise, Have Sex, Write a Novel, Take Your Meds, and More.
Что переводится как Сила "Когда": откройте свой хронотип - и узнайте когда самое лучшее время съесть обед, просить о повышении, заняться сексом, писать роман, пить лекарства - и многое другое.

 А если вы понимаете по-английски, можно основное  узнать из его лекции в Гугле. Там проводили неделю сна - и приходили самые разные специалисты, рассказывающие обо всем - от хитрого света для дома до вот биоритмов. Когда я ходила в гости к знакомым в Гугл, мне как раз очень понравилось, что у них постоянно такие интересные лекции. Наш друг показал нам сцену рядом с раздаточными залами в столовых, где регулярно происходят встречи с интересными людьми, включая руководство Гугла. На этом месте я обзавидовалась, конечно.

Вот это видео. У автора при неприметной внешности очень низкий и глубокий голос. Свою книгу для аудиоверсии он сам и начитывал. Книга аудио есть на ютубе, легко ищется.

А я буду дальше слушать.

Date: 2022-04-18 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Это неправильное определение медведей! Я определенно медведь: каждый ноябрь я мечтаю заснуть и проснуться в апреле.

Date: 2022-04-19 01:13 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
:)))))
Дааа! одна ночь в году - но длииинннааая.

Date: 2022-04-18 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Мне кажется, ты же и рассказывала про эту книгу несколько лет назад. (Могу ошибаться, что именно ты — но я точно во френдленте это впервые встретила.) Я тогда очень заинтересовалась, нашла в Интернете всё, что смогла, почитала. Но решила, что мне это не подходит (подробности сейчас не помню, это давно было). Вот, например, если про волков в твоём описании: "Волки - это ночные жители, они креативны, интровертны, любят работать ночью" — это прямо с меня списано :-). А дальше: "при этом не следят за здоровьем, не сильно любят физкультуру и часто едят по ночам вредное" — а это с точностью до наоборот :-).

Но, может, сейчас я бы иначе восприняла это всё. За несколько лет моя картина мира изменилась, сейчас я могу совсем другие вещи заметить.

Сейчас бегло погуглила и вспомнила, что именно меня тогда смутило. Во-первых, синдром задержки фазы сна, который там никак не учитывается. Судя по тому, что пишут в Интернете (не знаю, так ли это в книге!), рекомендуемые часы для разных дел, если говорить о волках, для меня выглядят как что-то невероятное. Например, сон — с полуночи до 7 часов утра. Я бы давно померла, если бы продолжала (как в юности) спать в эти часы. Во-вторых, синдром не 24-часовых суток. Если он есть, то при всём желании не сможешь ложиться в одно и то же время. Мне, если прилагать адские усилия, удаётся продержаться три дня в 24-часовых сутках. Многократно проверено на опыте. Если больше трёх дней, то начинается бессонница, от неё недосып, от него потеря работоспособности.

Date: 2022-04-19 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
1. Да! это у меня в коментах был разговор про книгу. Я сейчас устроила месяц закрывания открытых loops и дочитываю-досматриваю то, что когда-то начала. Мне тогда тоже сомнительно показалось, но сейчас я решила дочитать книгу до конца, чтобы знать точно, что там!

2. Про описание - ну ты как маленькая! Не может все стопроцентов подходить. Автор сам говорит - если вам подходит 85 процентов - считайте, что это ваша группа. К тому же, я думаю, что ночная работоспособность - это первостепенный признак, а отношение к фитнесу - явно третьестепенный.



3. Про сутки больше 24 часов. Это первое, что мне на ум пришло, когда я стала читать! Я думаю, у нас тоже есть эти циклы и волнообразный график - но он не приходится на одни и те же астрономические часы, а скорее на "личные часы". Но мне в принципе интересны именно эти личные ритмы и графики, а не его конкретные. Но тыт тут далеко впереди, потому что уже успела пронаблюдать, зафиксировать и сделать выводы!

4. Адресаты книги. Вот по первым главам у меня сложилось впечатление, что он пишет для людей, которые жестко встроены в обычную социальную систему - работа с 9 до пяти, дети, у которых школа с утра, соверщания с утра,ланч в час, свидания по пятницам твердо - ресторан, кинотеатр, вечеринка, подъем не похже семи утра, джим куда-то всунут..
И из этго он и исходит. Видит, что разные хронотипы не впихиваются в эту систему, но вся его помощь направлена на то, чтобы их больше вписать в эту систему, подрихтовать под нее.
У меня конечно сдвинута оптика, потому что большинство моих знакомых - фрилансеры, художники, писатели, переводчики - то есть люди, которые сами могут устанавливать рабочие и сонные часы, а не должны мучительно вписываться в чужое расписание. А у него это явно люди, которые ходят на какую-то корпоративную офисную работу с совещаниями, просьбами о повышении и фиксированными ланчами. То есть ты сразу отпадаешь:)

5. Я даже не ищу в книге непременной помощи или инструкций по вписыванию в жизнь офисного работника! Мне всегда была интересна тема биоритмов - именно колебаний физической, умственной и эмоциональной составляющей, а у него, судя по всему начитано множество исследований, а потом получено много эмпирического опыта - наблюдений за пациентами. Далее он им помогал что-то с этими знаниями делать - и у него тоже получалось. Так что у него опыт, который я бы не получила, и выводы, которые он сделал на базе этих наблюдений. Вот это мне и интересно!

Date: 2022-04-19 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
2. Вот меня и удивило, что к первостепенному признаку "ночная работоспособность" тут подвешена нелюбовь к своему телу :-). Мне на самом деле интересно: ведь автор, получается, это видел на реальных примерах. То есть такая закономерность есть. И я пытаюсь понять, почему так получается. Возможно, если представитель этого хронотипа всю жизнь оказывается "не в мейнстриме", то у него возникает ощущение, что он какой-то "неправильный", он он просто готов махнуть на себя рукой.

3. Да, меня тоже это всегда интересует — всегда можно извлечь что-то ценное для себя, даже если система в целом не подходит.

4. Да!!! Я сейчас вспомнила, что именно поэтому и бросила, не стала дочитывать. Это вообще обычное дело: все статьи, которые мне попадаются в Интернете про сложности со сном (включая вот те оба синдрома — задержки фазы сна и не 24-часовых суток), нацелены на то, чтобы помочь таким людям вписаться в "стандартный" график. А мне это неинтересно, мне в него не надо вписываться, у меня совсем другие задачи. Но про них я нигде ничего не могу почитать. (Мне тоже надо вписываться в некий график, но гораздо более свободный. Казалось бы, это проще. Но у меня не всегда это получается, и я не всегда могу сама придумать решение.)

5. Да, я тоже обычно ради этого и читаю такие книги — которые как будто бы мне и не подходят, но при этом могут навести на интересные идеи. Здорово будет, если ты потом поделишься своими мыслями!

Date: 2022-04-20 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
И ещё! Вспомнила, почему в прошлый раз у меня с тестами на хронотипы не сложилось. Там есть вопросы, на которые я вообще не могу ответить, потому что ни один из предложенных вариантов мне не подходит.

Я вот сейчас взяла первый попавшийся тест на эти хронотипы — просто чтобы вспомнить, о чём там вообще спрашивают. И вот там вопрос: "Вы спите днем?" — варианты ответов: "Никогда", "Иногда в выходные", "Если вы вздремнете, то потом не уснете всю ночь". А мой вариант — "Практически всегда, и потом отлично засыпаю вечером". Ну, и ещё несколько таких. Про будильники, про самочувствие после пробуждения. В общем, я приуныла и бросила тестироваться :-).

Date: 2022-04-20 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я с тобой!:) тоже зависла на этих снах днем и сколько раз вы нажимаете на кнопку "отложить" у будильника.

Date: 2022-04-20 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Именно! Про будильники — самое сложное :-).

Date: 2022-04-20 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
О да! У меня такое вечно с психологическими тестами - нет моего варианта.
"Какой прием пищи вам больше всего по душе: завтрак, обед или ужин?"
Или с джет-лагом. Да откуда ж мне знать, я так давно куда-то летала, что не помню уже.

Date: 2022-04-20 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Ну да, буквально "вы перестали пить коньяк по утрам — да? нет?" :-)

Date: 2022-04-19 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ripe-berry.livejournal.com
Ага, то есть не зря я у себя замечаю, что мои "сутки" это не 24 часа, а 26 или 28.

Date: 2022-04-19 11:54 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Да, есть такое расстройство сна. Почему возникает — толком никто не знает, кажется. В последнее время предполагают, что это может быть связано с генами hPer3 и CRY1. Мне ужасно интересно было бы в этом разобраться, но беглый поиск не дал ничего существенного, а лезть в это глубже — ни мозга, ни времени не хватает :-).

Я у себя это заметила и осознала, только когда получила возможность "спрыгнуть с карусели" — избавилась от необходимости вставать в одно и то же время (на учёбу или на работу). Попробовала жить в своём ритме и
с изумлением обнаружила, что я отлично сплю и отлично себя чувствую. А до этого всю жизнь не высыпалась и постоянно болела из-за этого.
(deleted comment)

Date: 2022-04-19 01:34 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Интересно! но я бы подумала, что вы дельфин, а не волк - вот из-за этих коротких периодов сна. Он кстати, дельфинам очень советует есть полноценный обед, не пропускать его.

А к вопросу, где природное, а где наносное - я так понимаю, он своим пациентам советует попробовать то, что он считает оптимальным режимом для этой хроногруппы. И если жизнь сильно улучшается, значит, это ваш хронотип и то, что улучшилось - как раз было наносное, то, где вы жили против своей генетики.

Date: 2022-04-18 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Посмотрела видео, записала основное, - спасибо Вам огромное за совет!

Date: 2022-04-19 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Видео прямо в концентрированном коротком виде дает понимание основного в его методе. Там еще и таблицы приведены, которые можно остановить и записать себе. А вы уже отнесли себя к какой-то группе?

Date: 2022-04-19 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Да, я выписала себе из таблиц подходящие ко львиному распорядку значения. Потом составила новый план и по нему теперь живу.
Конечно, я и раньше знала о себе основное, так что оставалось подредактировать всё это на научной основе. После лекции (она очень понравилась!) появилась новая мотивация осуществить задуманное не только на бумаге.

Вообще, я с 12 лет, как только поступила в худож. школу и бабушка подарила мне наручные часы, ежедневно планы составляю - на день, на неделю, на месяц, а также пишу отчёты, - и очень быстро это превратилось в настоящую клиническую аддикцию. Как я позже поняла, в аддикцию на дофаминах - гормонах предвкушения удовольствия (ведь в процессе я представляю, как правильно, наконец, буду жить).
На разработку и оформление этих планов - сеток и кругов - потрачена бОльшая часть моей жизни: это болезнь, "которой я наслаждаюсь".
Эти мои планы практически никогда, увы, не выполняются(

Причиной такой аддикции является, видимо, перфекционизм при низкой самооценке.
Вы тоже перфекционистка, но к счастью, самооценка у Вас нормальная.

Date: 2022-04-18 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com
Прошла квиз, я знатный засоня и ленивец - определили меня как волка.

П.С. и после этого прочитала в посте, кто такие волки :)) Прямо 200%
Edited Date: 2022-04-18 07:32 pm (UTC)

Date: 2022-04-19 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
о! вы первый человек, из тех, кому я давала - у которого вышло другое, а не медведь:)

Вы интернетный квиз делали или по книге?

Date: 2022-04-19 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com
На сайте у него нашла

Date: 2022-04-18 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] eni-evo.livejournal.com
Я тоже помню, как Алика писала про эту книгу)

Date: 2022-04-19 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Было-было:)
Это я закрываю неоконченные дела из списка. Дочитываю, досматриваю, доделываю.

Date: 2022-04-19 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] maria givner (from livejournal.com)
Мне кажется, Вы уже писали на эту тему несколько лет назад, я тогда тоже заинтересовалась биоритмами, но больше как внимание к собственным, а не подгоняя себя к какому-то типу. И действительно определила для себя оптимальное время для свего - от сна и работы до секса и общения. К сожалению у других людей вокруг меня - другие циклы, особенно отличается от моего цикл мужа - он ночной житель, мы всю жизнь из-за этого страдаем!)) Ну и все активности социальные почему-то тоже заточены под ночь - все эти концерты, открытия выставок, вечеринки, свадьбы, даже пабы открываются только вечером - а я в 9 вечера уже отрубаюсь чисто физически, тут уж не до веселья.(( А утром и днём только работать и можно. Жаль что нет альтернативы для ранних пташек.))

Date: 2022-04-19 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ripe-berry.livejournal.com
Как интересно, я бы не охарактеризовала голос автора как очень низкий и глубокий)

Date: 2022-04-19 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] aizsedaj.livejournal.com
Я дельфин, мама - медведь, муж - волк. Хотя ответы у мамы и мужа были похожи, но немного отличались и вопросов было очень много. А у дельфинов очень мало вопросов и готово:))) По ощущениям все верно.

Date: 2022-04-21 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-ly.livejournal.com
О, читала эту книгу. Отнесла себя к волкам. Так автор советует им вставать (насколько я помню) в 7.30)))) В его представлении это, видимо, очень поздно. Поржала и закрыла.

Date: 2022-06-20 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dom-zay-lesh.livejournal.com

А зато конспирация - одна не знает, другая мало того не знает - ещё и не скажет!

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 02:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios