rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi

Продолжаю рассказы про издательский опыт.

Итак, нам нужна была готовая книга. Не идея книги, не «когда-то в будущем напишу», не «могу написать» - а готовая, уже написанная книга.

Я подозреваю, что большие издательства тоже предпочитают уже готовые книги - если они первые-вторые. Когда автор уже себя зарекомендовал, издательство знает, чего от него ожидать в смысле качества текста и сроков с трудолюбием - и издательство может подписаться на еще неизданные книги. Такой контракт у моей сестры с издательством - оно готово выпустить следующие ее пять, кажется, книг - какие бы она ни написала.

Большие издательства также могут заключить контракт на первую ненаписанную книгу, но скорее нон-фикшен, который потребует больших исследований, изучения материала, раскопок, интервью, поездок и встреч. При условии, если автор увлекательно изложил идею книги, и она оригинальна и нужна читателю. Автору придают специального редактора, который вместе с ним работает над этой книгой на всех этапах, следит за структурой, за наполнением и отсутствием воды.

В случае маленького издательства, как у нас,  такого редактора, чтобы работал с автором над ненаписанной книгой, просто нет. Я могу теоретически послужить таким редактором - но предпочла бы вложить силы и время в собственные книги.

Так что мы искали уже готовый текст. Издатель хотел прямо сейчас издавать книгу. Не ждать ее, не работать над ней, а уже издавать, печатать и выпускать в мир. Сейчас, после работы над двумя книгами, стало понятно - оказывается, даже с  уже написанным текстом будет очень много работы до того момента, когда он появится в виде физической вещи, со страницами и обложкой. Надо сказать, я этого не представляла совсем! Я ожидала, что издателю дадут написанную книгу и он ее быстро-быстро напечатает, и книгу можно будет купить. Но между этими двумя пунктами оказалось еще много шагов, я про них как раз буду рассказывать в постах.

У автора может быть много идей, книга может переменять свой вид в процессе написания, стопориться и нагоняться. В жизни его могут возникать неожиданные обстоятельства, срочные дела, внезапные неприятности,отпуски, переезды и радости, мешающие ему писать или закончить книгу. Он в процессе может понять, что ему нужно учиться, пойти на курс по писательскому мастерству или начать читать книги по теме.

Пусть это все происходит до встречи с издателем. Будет готова книга? Приносите посмотреть.

И вот тут очень интересный момент для писателя. Я прочла, что чуть ли не все американцы хотят написать свой роман. Меня это удивило, но большая доля истины в этом, скорее всего, есть - многие думают, что у них найдется, о чем написать книгу. Хотя бы одну.

Но пишут единицы из них.

Не так-то просто усадить себя за регулярный, последовательный труд. Даже если человек  более или менее умеет это делать, если у него есть способность писать увлекательно и слова подбирать правильно - и то нелегко посадить себя за работу, начать, продолжить и закончить.

Но в последнее время я замечаю людей с вопросами из самых разных творческих отраслей. Они еще не начинали ничего делать. И задают они вопрос в пространство или кому-то опытному: Я хотел бы заняться дизайном (писательством, иллюстрацией, сочинением игр, созданием своей коллекции), могу пойти учиться на это. Но учиться долго и стоит денег. Скажите мне, можно ли быть успешным, зарабатывать этим на жизнь, добиться успеха в этом деле? Стоит ли в это вкладываться?

То есть, не только они этим не занимаются каждый день,  они еще только собираются азы пойти изучать, но хотят гарантий, что их ждет успех, потому что не хотят вкладывать силы, время и деньги даром.

Ответ тут очень простой: Конечно можно! Есть люди, которые успешны, хорошо зарабатывают и известны в этой области. Но будете ли одним из них конкретно вы - совершенно неизвестно. Я бы даже сказала - с небольшим склонением в сторону ответа «нет»:)

Все известные, успешные люди, которых я знаю - и лично и потому что за ними следила или читала про них - не задавали такой вопрос, не вымогали гарантий прежде чем начать. Они делали это без обещаний успеха, без надзирателей и подгонятелей - просто потому, что им хотелось этим заниматься. От первого интереса до умений, за которые будут стабильно платить, очень большой кусок времени проходит в бесплатном упорном труде.

Вперед на это время смотреть очень страшно - что значит, потратить два или три года до первых успехов? Но если вы оглянетесь назад, на любое свое умение - шить, столярничать, делать городские зарисовки, рисовать на компьютере, работать со стеклом - вы так это и увидите: примерно пару лет постоянных любительских занятий, прежде чем начало хорошо получаться.

То есть люди преуспевают в том, на что им не жалко потратить силы, время и старания. Без предварительных гарантий. Все это относится и к написанным книгам. Если хочется писать книги - нужно сесть и написать хотя бы одну.

В прошлом посте я писала о том, что отказ издательства, если книжка более-менее нормальная, ничего не говорит о ценности автора. У издательства действительно могут быть объективные причины не печатать эту книгу, и когда оттуда пишут «присылайте что-нибудь еще» - это действительно может быть предложение, а не вежливая отписка.

На этом месте я вспоминаю свою любимую историю с Лоис Буджолд.

В семидесятые-восьмидесятые прошлого века в литературе вдруг возникла целая плеяда очень талантливых женщин, пишущих фантастику. Вы все знаете, по крайней мере, двоих - Урсулу Ле Гуин и Лоис Буджолд.

Буджолд сочиняла в детстве, писала что-то в колледже. За год до окончания университета вышла замуж и писать перестала. Работала в госпитале, потом родила девочку, через два года сына, стала домохозяйкой. Так прошло больше десяти лет.

И вдруг она узнала, что ее школьная подруга, с которой они вместе сочиняли истории, написала книгу и ее издали. Вот вы что подумаете в такой момент?

А Буджолд подумала неожиданно - если она смогла, значит и я смогу! И села писать первый роман. Дочери ее было около трех лет, сыну не было и года. Так, находя куски времени тут и там, она написала первую книгу. И послала ее в издательство.

Что делает обычный автор, написав книгу? Рассылает ее во всякие издательства, получает отказы, огорчается. Если он молодец, не отчаивается и посылает в следующее, ждет, переживает и так далее.

Что сделала Буджолд? Рукопись-то она рассылала, но при этом сразу села писать второй роман. Затем третий! Она хотела быть писателем и не ждала, что кто-то одобрит ее первую книгу, чтобы разрешить себе писать дальше.

Так прошло три года! Издательства возвращали рукопись за рукописью. Пока вдруг из одного издательства не спросили - а есть еще что? И она отослала им все три. И однажды ей позвонили и сказали - берем все три! Перетасовали их порядок и стали готовить к печати. И на следующий год вышли все три книги, через трехмесячный промежуток. Буджолд смеялась - наверное, читатели думали, что она такая суперпродуктивная и пишет книгу за три месяца. Первая ее книга выиграла сразу две разных премии - за дебют года. Ей было 37 тогда. Потом она получала премию за премией - самые престижные в мире фантастики.

Но в начале были уже написанные книги - есть о чем разговаривать с издателем.

Все книги Буджолд.

Все посты про издательство
___________________________________________________
Наши книги:


Иммиграция в крацие. Наталья Полухтин



Проценты счастья и граммы радости. Тоня Третьякова

Date: 2021-04-16 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] dom-zay-lesh.livejournal.com

Извините, не совсем в тему, но про женское поточное писательство - обожаю для отдыха читать Лилиан Джексон Браун. сразу и кошки, и американская история повседневности - все мое любимое. Она писала так занятно - с огромным перерывом. И явно для себя. Это придает что-то неповторимое.

Date: 2021-04-16 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Надо почитать про нее! Мне когда-то подруга дала кучу аудиокниг и я наслаждалась:)

Date: 2021-04-16 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com
Да, я на встречах с читателями всегда об этом говорю, если мне задают соответствующий вопрос. Можете прислать в издательство две книги – шлите две. Можете прислать три – ещё лучше.
Автор сразу говорит о себе, что он умеет и настроен работать, что это не разовый выплеск (одну хорошую книгу способен написать почти каждый).
Но я не ожидала, что это работает не только на нашем диковатом книжном рынке, но и в цивилизованных странах )

Date: 2021-04-16 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Не только для издательства работает, но и для автора тоже! Продажи более-менее заметные начинаются после третьей-четвертой книги. То есть одну, даже хорошую, могут не заметить, а если уже три-четыре, покупают больше даже первую! Это американские авторы так обсуждают между собой.

Date: 2021-04-16 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] abekirova.livejournal.com

Спасибо за интересный пост. Алика, возможно, Вам будет интересно написать о роли переводчика в издании книги? Интересно узнать и с точки зрения переводчика, и с точки зрения издательства.

Date: 2021-04-16 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
У меня был начат не совсем такой, но пост про перевод - я там сравнивала оригинал, перевод, редактуру перевода и редактуру русского текста. Четыре разных варианта одних и тех же фраз, а также, с чем я согласна, а с чем нет.

Date: 2021-04-16 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] airdale-terrier.livejournal.com
просто мега-интересно, спасибо за возможность заглянуть на "издательскую кухню"! буду ждать следующих постов!

Date: 2021-04-16 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Постараюсь без длинных перерывов продолжить:))

Date: 2021-04-16 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] p-i-r-a-n-y-a.livejournal.com
Спасибо за интереснейший пост и не менее ценные комментарии, Алика!

Date: 2021-04-16 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Знания изнутри кухни всегда могут пригодиться, правда?:)

Date: 2021-04-17 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] p-i-r-a-n-y-a.livejournal.com
чистая правда )

Date: 2021-04-16 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Спасибо! Интересно.

:-) Я как раз из тех, кто готов долго и упорно учиться, не сдаваться, тратить всё своё свободное время на то, чем я хочу заниматься.

Date: 2021-04-16 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот поэтому ты и печатаемый автор:))

Date: 2021-04-16 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
:-) Нет, пока ещё недостаточно печатаемый! Пока только рассказы и короткие сказки. Но я не собираюсь на этом останавливаться :-).

Date: 2021-04-16 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] blogo-go.livejournal.com
"Не так-то просто усадить себя за регулярный, последовательный труд. Даже если человек более или менее умеет это делать, если у него есть способность писать увлекательно и слова подбирать правильно - и то нелегко посадить себя за работу, начать, продолжить и закончить" - это точно. Особенно (и даже если0) ты сам себе и писатель, и издатель, и верстальщик, и менеджер печати, и сам себе дедлайны ставишь. Преодолеваешь сопротивление гомеостатического мироздания практически каждый день :-)

Date: 2021-04-16 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О да! Людям на полной свободе делания завидуют - но это ведь означает, что приходится исполнять все роли, ничто снаружи не заставляет, никто не надсмотрщик, все черпать исключительно из своей силы воли!

Date: 2021-04-16 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] tukki.livejournal.com
Вот для меня всегда работает именно такая мотивация, кто-то смог, значит и у меня получится. Причем, важно, чтобы человек был лично знакомый, я не могу ориентироваться на каких-то абстрактных стивов джобсов и илонов масков

Date: 2021-04-16 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да-да! Это моя любимая теория прецедентов. Помните, может быть, у меня был такой давний пост про это: https://rikki-t-tavi.livejournal.com/565032.html

И я из-за этого терпеть не могу врунов - ты думаешь, что это реальный опыт, который можно учитывать - а это врунло себе имидж выдумывает.

Date: 2021-04-17 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tukki.livejournal.com
С удовольствием перечитала!

Date: 2021-04-16 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] keywithoutlock.livejournal.com

Я самиздатом опубликовала три книги за полтора года. Сначала смотрела на девочек, которые написали и выпустили в свет свои истории, и думала: почему они могут, а я – нет? Я ведь тоже хочу/могу. Вот и работала над текстами, писала, правила, снова что-то дописывала, опять редактировала... Увлекательный процесс) Чуть позже попробую разослать в издательства рукописи, но даже если будет отказ, не расстроюсь. Главное, что сладкая детская мечта "Написать книгу" уже осуществилась – и в троекратном размере)

Date: 2021-04-16 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Целых три? Восхищаюсь вашей целеустремленностью!

Date: 2021-04-17 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А скажите мне про ваши красивые обложки. Вы прямо к художнице обращались и их заказывали? Наверное, про цены неудобно спрашивать, но мне все равно интересно - как вы договаривались об оплате, есть ли у нее установленная цена или она вам по дружбе рисовала?

Date: 2021-04-18 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] keywithoutlock.livejournal.com

Да, к художнице, нашла в Инстаграме её. Я описываю ей своё примерное видение: какие детали, какая цветовая гамма. Она присылает сначала карандашный эскиз, потом заливку в фотошопе и после рисует акварелью начисто. Цену называет сама, у нас ещё внутри графичная иллюстрация для подписи есть. Стоимость вполне комфортная, в пределах 40-45$

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 12:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios