Советы и заблуждения
May. 11th, 2020 10:36 amВозник у меня вопрос к общественному опыту.
А вот скажите - вы в чем-то профессионально разбираетесь, что-то умеете делать на достойном уровне? Это может относиться и к профессии и к увлечению.
А если такое дело есть, у меня дальше вопросы.
Что было самым полезным советом, самым помогающим открытием, самым хорошим толчком, что вы это хорошо изучили, научились делать? Вы это прочли где-то или кто-то вам рассказал?
А какой совет или стратегия вам не нравились, казались глупыми или вызывали насмешку-отторжение - а потом оказалось, что это правда и надо было сразу прислушаться?
А какая общепринятая мысль, расхожее место, умность про ваше дело - оказались совсем не умными, не обязательными и вообще все не так? Но вы какое-то время верили или пытались верить? И как это отразилось на процессе вашего научения?
А вот скажите - вы в чем-то профессионально разбираетесь, что-то умеете делать на достойном уровне? Это может относиться и к профессии и к увлечению.
А если такое дело есть, у меня дальше вопросы.
Что было самым полезным советом, самым помогающим открытием, самым хорошим толчком, что вы это хорошо изучили, научились делать? Вы это прочли где-то или кто-то вам рассказал?
А какой совет или стратегия вам не нравились, казались глупыми или вызывали насмешку-отторжение - а потом оказалось, что это правда и надо было сразу прислушаться?
А какая общепринятая мысль, расхожее место, умность про ваше дело - оказались совсем не умными, не обязательными и вообще все не так? Но вы какое-то время верили или пытались верить? И как это отразилось на процессе вашего научения?
no subject
Date: 2020-05-11 06:29 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-11 06:41 pm (UTC)А если все же было что-то интересное - можно было рассказать про любое что-то одно. Остальным читателям было бы и полезно и интересно.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-11 07:10 pm (UTC)Сейчас поясню на примере. Когда я начала переводить (ещё в СССР), мне казалось, что я неплохо это делаю (по нескольким отзывам, полученным почти случайно). А через несколько лет я начала работать с одной западной фирмой, и их инженеры проверяли мои тексты и писали подробные комментарии: что я делаю неправильно и как на самом деле нужно. И когда я анализировала свои ошибки, я находила причины, по которым я сделала эти ошибки. Это была просто бесценная школа. Я смогла выявить много "слепых зон", где мне просто не приходило в голову, что там может быть какая-то проблема. А ещё через несколько лет мне пришлось работать с другими переводчиками, у которых не было такой "школы жизни" — они просто сдавали готовую работу в срок и ничего не знали о дальнейшей судьбе своих переводов: кто их правил и какие ошибки нашёл (это была вполне обычная ситуация, я и сама раньше так работала). Мне приходилось показывать им их ошибки, а они очень возмущались и отвечали, что работают уже много лет, и до сих пор все были довольны. И мне было очень сложно им объяснить, что "не показывали правки" и "были довольны" — это не одно и то же.
2) и 3) — у меня нет ответа. Ничего такого не было.
no subject
Date: 2020-05-11 07:19 pm (UTC)Значит ли это, что кто-то их использовал просто как гугл-перевод - в качестве чернового варианта? И не ожидал качества, заранее смиряясь с сырцом?
И значит ли это, что они могли так всю жизнь существовать и им не нужно было себя совершенствовать - и так ведь примут?
Тогда почему ты взялась их разубеждать? В чем твой пойнт был? Помочь им стать лучше - или помочь себе не получать такого сырого черновика?
Я, кстати, помню, ты уже упоминала вскользь вот этих своих работодателей с их требованиями и правками - мне еще тогда стало ужасно интересно про правила, критерии, всю эту существующую систему требований. Это же всегда интересно (ну мне, по крайней мере) даже в совершенно далеких областях!
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-11 08:25 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-13 01:38 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-11 11:00 pm (UTC)И как то мне сказала бабушка, что и нитки перевела и результат разве такой должен быть. я скрепя сердце ее распустила и перевязала. медленно, выверяя каждый столбик, с тех пор вяжу достаточно быстро, но ровно.
no subject
Date: 2020-05-13 01:39 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-12 04:44 am (UTC)это сильно простимулировало научиться читать ровно то, что написано и писать точно также - обдумывая каждое слово
no subject
Date: 2020-05-13 01:41 am (UTC)О, читать то, что написано - это прямо очень нужное умение! Но большинство не попадает под уголовное преследование - и так и не научается:)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 06:16 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-13 01:41 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 06:46 am (UTC)самый полезный совет был от обратного. старшая подружка предложила научить меня шить, а когда я сказала, что не хочу со всем этим возиться, мне неинтересно все эти вещи для начинающих шить, убедила, что не надо париться, надо просто купить швейную машинку, взять модель, которая понравилась в "бурде", купить хороший (это важно) материал и сшить. она поможет в сложных местах. мы так и сделали. сначала, конечно, я сшила прямую юбку, но смысл был в том, что я сразу же начала ее носить. уже четвертой вещью был ярко-оранжевый тренч с отстрочкой. так я шила года два, просто все, что хотела, платья, блузки, пальто, по 3-4 модели из каждой "бурды".
только когда я поняла, что меня не устраивает посадка некоторых изделий, я пошла на нормальные курсы, где научили конструировать, моделировать и делать нормальную обработку. но вот эта сама идея, просто взять и начать с полноценного изделия из хороших материалов, дала мощный стимул к развитию.
да! можно делать и неидеально с изнанки, никто не увидит)
no subject
Date: 2020-05-12 09:08 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 08:04 am (UTC)Меньшинство это когда появился второй верстальщик и я увидела, что то же самое можно сделать другим приемом. Просто другая логика. Это расширяет сознание))
2) Хобби мое фотография. На начальном этапе важно иметь близкого человека авторитета в этой области, который сможет тебе показать что у тебя получилось, что нет. Т.е. развивается критерий оценки.
Дальше важно иметь сохоббитца чтобы можно было обсудить взаимно свое творчество - покритиковать, похвалить, позавидовать))
Но самое главное, до меня дошло спустя несколько лет перерыва, это постоянная практика. Можно сколько угобно думать "я могу так же, ничего сложного", а на практике понимаешь, что не можешь, тк. опыта не хватает. И вот вроде разумом знала что практика имеет значение, но до конца дошло только недавно.
no subject
Date: 2020-05-13 01:43 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 08:28 am (UTC)В школе на трудах нас учили шить (собственно, с того момента и шью) и отрабатывать узлы. Меня это бесило страшно, что за дурацкая идея шить карман на тряпочке, которая потом ни к чему! Или молнию вшивать опять же не в изделие, а в непонятный кусок! Оказалось, это имеет смысл со сложными новыми вещами, чем запороть все изделие, отработать сначала на кусочке новое.
no subject
Date: 2020-05-13 01:44 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-12 09:11 am (UTC)1. Совет самый хороший – не переводить пословно, а читать фразу, а то и абзац, целиком и потом думать, как это будет звучать по-русски, что хотел сказать автор и как это передать. Это мне еще мать рассказала.
2. Совет, который сначала вызвал протест – составлять глоссарии и заносить туда не только имена-названия, но и то, как ты перевела какое-либо значимое слово. Сначала кажется, что все в голове удержишь, но на мало-мальски длинном тексте, конечно же, все выскальзывает. А там бывают махины на сотни тысяч слов!
3. Совет «распиаренный», но не работающий – от Норы Галь, рубить длинное предложение на короткие. Попробовала бы она так с Прустом или Толстым! А авторский стиль есть везде, и он требует сохранения. Я этот совет встретила, уже когда была достаточно опытной, так что он мне ничего не испортил – только раздражает, когда его повторяют все, кому не лень.
Совет-бонус: не пытаться писать лучше, чем автор. Хотя он не всегда соблюдается – в моем деле можно нарваться на текст, составленный плохо говорящим по-английски человеком, а то и вовсе переведенный автопереводчиком.
no subject
Date: 2020-05-13 01:49 am (UTC)Я в свое время у френда - технического переводчика эту идею позаимствовала, и очень она мне помогла в работе.
А про длинные предложения мы сегодня как раз дома разговаривали. Короткие предложения - это прямо любимый совет и американских советчиков по стилю. И на этом фоне все, что написано длинными предложениями с красивыми словами автоматически кажется "искусством":) То есть мне кажется, что некоторые писатели в англоязычном мире считаются гениальными только потому что писали длинными предложениями:)
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 09:34 am (UTC)Интересный вопрос. Нет, не чувствую себя профессионалом, хотя работаю многие годы с компьютерами и «по технике» ко мне никогда претензий не было. Много пишу об искусстве, но это просто музейные туры, собственно «искусствоведческого» там практически нет. В то же время, у меня есть друзья, которые прекрасно пишут именно об искусстве, и я очень рад, что мои материалы им интересны.
Я иногда советую друзьям купить какую-нибудь полезную в хозяйстве штучку, и так же прислушиваюсь и к их советам, но это не советы профессионала, просто обмен опытом, который обогащаете обе стороны.
no subject
Date: 2020-05-13 01:51 am (UTC)Там же вечно света не хватает, и полотно в кадре искажается. Как вы с этим справляетесь?
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 10:04 am (UTC)А распостроненное мнение что всегда шитьём можно на хлеб с маслом заработать, то это не так. В конце концов когда уже научился шить, скучно становиться шить и хочется чего-то другого. Хотя для себя и семьи продолжаю шить.
no subject
Date: 2020-05-13 01:52 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-12 11:40 am (UTC)В войлоке для меня толчком послужила противоречивая ситуация: сначала в рукодельном магазине я обнаружила непряденую шерсть разных цветов, в количестве. Кому нужна эта фигня, подумала я тогда. А через какое-то время наткнулась в журнале френдессы (она уже давным-давно ни войлоком не знанимается, ни ЖЖ не ведет) на идеи войлока и ссылку. Прочитала. Куда бежать за материалами - уже знала!
Что касается МК, советов и обучения. Тут - увы :(
На тот момент МК в войлочном сообществе были с грубыми техническими ошибками - поэтому потом сама много написала.
То же - и с бетонными работами. Например, НИКТО не написал, что вариант декоративного бетона под названием "гипертуф" - субстанция непрочная и подверженная разрушению! А уж какой чушью описывали изготовление бетонной столешницы, так просто непонятно, смеяться или плакать!
Кста, с текстами, если хочешь чему-то научиться - вообще беда. Все друг у друга переписывают, не удосужившись хоть раз проделать самостоятельно. Да еще и, чтобы вписаться в формат, могут половину выкинуть. Или - усложнить так, что и браться не хочется (ога, типа, чтобы выкопать прудик на полкуба, надо сначала провести геологоразведочные работы)
Чуть получше с видео: там человек реально делает. Но не все умеют это видео снимать. Например, чудесный мастер по столярке снимает слишком подробно - тут просто перемонтировать надо в короткий ролик, не обязательно полностью показывать все операции от начала до конца!
Хотя и тут бывают проколы: кто-то просто не знает/не умеет, а туда же - снимать обучающее видео. Как я мучилась с инструментом для затирки швов в кафеле, который купила после просмотра не одного видео! Пока наш друг мне не показал в магазине другой - ох и ничего ж себе, да с тем, новым, мало того, что работа идет раз в 5 быстрее с повышением качества, так еще и затирка экономится, и потом меньше отмывать приходится!
А вообще самый лучший и вдохновляющий совет я получила лет 25 назад :)
Я работала программером в охранном агентстве. И однажды директор привел свою дочку-первоклашку. Чтобы не мешалась, посадили ее рисовать в нашу комнату.
А я что-то там пыталась оптимизировать в своих БД, но дело шло не очень. Видим, буркнула что-то сердитое.
Малявка подошла ко мне и так сочувственно говорит:
- Что, не получается?
- Нет, - вздыхаю, - не получается!
- А ты - потихонечку, потихонечку получится!
no subject
Date: 2020-05-13 01:55 am (UTC)Про инструкции согласна с вами! так редко встечаются всем хорошие - и со знанием дела, и внятно рассказанные, и с ритмом хорошим. Это явно отдельное умение!
Про потихонечку - прямо очень согласна! там уже наверху про вязание о том же говорили.
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 11:42 am (UTC)и реально это помогало очень-очень сильно. и там где я растерялась, и там где я думала что знаю ответ, и там где что-то изменилось с момента последнего обращения. и там где надо было задать доп. вопросы а я сразу не сообразила.
второй момент в котором я разбираюсь - это фотография как хобби (а иногда я беру за нее деньги :) - тут вообще нет однозначного совета. то что я прочла чуть позже и сейчас готова советовать сама - прочитайте инструкцию к фотоаппарату - пусть не сразу не всю - но обращайтесь к ней, как ни странно даже минимальные вопросы композиции там часто рассматриваются. все остальное - только летные часы. в смысле - отснятое, отсмотренное, каждый навык необходимо оттачивать.
no subject
Date: 2020-05-12 11:47 am (UTC)Но вот про английский, меня ему учили, за исключением полутора лет в вузе, очень плохо, и больше отбивали охоту, поэтому я большую часть заслуги таки приписываю себе.
1. Перестать пытаться смотреть фильмы без субтитров и смотреть их с субтитрами в оригинале. Каким-то образом я так научилась и слушать, и даже говорить. Хотя говорить лучше всего меня научили фейсбучные группы, я научилась быстро составлять фразы в уме и престала спотыкаться о «артикль или не надо?», «какой тут предлог?» и прочее.
//совет этот мне никто не дал, кажется, я сама устала пытаться искать слова в мутном потоке непонятных звуков
3. Собственно, совет смотреть и слушать на непонятном языке без написанных слов, или совет начинать с книг и фильмов. У меня лучше всего пошли сериалы, а фильм и книги уже позже. Или вот читать Нью Йорк Таймс, а не Википедию, а википедия куда проще и ближе к делу, я на ней хорошо научилась читать.
2. Разве выполнение упражнений на грамматику, которую я уже «вроде бы знаю». Нам сказали на курсах перед институтом, что даже если мы можем с листа прочитать и заполнить пробелы в упражнений, написать их всё равно очень полезно, и для запоминания, и для письма. Я тогда скептически послушала, но стала так делать, и правда помогает.
Про шитьё:
1. Сразу шить то, что хочется носить или на ребёнка надеть, из нормальной ткани, не шибко дорогой, но нормальной, не практиковаться на кусках. Прямую юбку я так и не шила никогда, зачем она мне :) Тоже не уверена, что получала этот совет, хотя у вас наверняка читала в какой-то момент до того, как начала шить.
2. Ручное шитьё. Наверное, большая часть людей, которых заставляли отпарывать воротничок от школьного платья и потом пришивать его обратно, шить руками не любит. Но со временем я поняла, что много чего и проще, и качественнее сделать руками, обычно исправить какие-то мелкие «ой, тут не попала» в изделии. И смётка туда же, если я не могу удержать ткань булавками и прищепками, я смётываю поверх этого всего руками. Я даже штопать научилась, вот уж что всегда казалось бессмысленной эксплуатацией.
3. О, да почти все. Шить образцы, начинать обучение с кройки, идти от простого к сложному, шить в масштабе 1:4, избегать трикотажа... В шитье таких советов больше среднего, мне кажется.
no subject
Date: 2020-05-12 11:55 am (UTC)Самый полезный совет - не класть в кастрюлю, котелок, сковородку те продукты, которые я не стала бы есть отдельно. Ну то есть понятно, что если мясной фарш, то нужно не про сырой думать а про поджареный. Но стоит положить хоть что-то подпорченное, некачественное, или такое что в принципе не нравится - и всё, уже еду не спасти никак. Вот эти все идеи что если взять что-то подпорченное и перекипятить-обжарить - на самом деле самообман, это не работает.
Глупой казалась идея жарить на сухой сковородке, а жиры класть в тесто а не на сковородку. Но так и правда лучше получается, может выглядит иначе - но жарить проще и моему животу нравится больше. И не пригорает если сковородка хорошая.
Общепринятая глупость - что если бабушка старше, то она знает и умеет готовить лучше. Вот неправда. Критиковать она умеет, под руку давать советы умеет (и всё равно получается не то). А сама показать как надо - не может, у неё тоже получается не то. Она говорит что потому что старая и с руками проблемы, но в какой-то момент я поняла что нет, просто никогда и не умела.
И вторая общепринятая глупость - что готовить тяжело, что это рабская повинность и женщины вынуждены это делать, но это плохо и унизительно. Неправда. Готовить еду легко, особенно если не на роту солдат, а трудоёмкие операции обычно можно так или иначе упростить. И вообще это волшебство такое.
Рисование ещё, вектор для микростоков. Тут ещё учиться и учиться - но ответы уже есть:)
Очень полезным советом было за один раз решать одну задачу а не все сразу. Сначала рисовать контур и не заморачиваться как я там его красить буду. Потом отдельной операцией, и возможно уже в другой день - раскрашивать, а контур уже не трогать, признать готовым и годным. Потом отдельной операцией блики-тени если они нужны, и опять же, не трогать предыдущие слои. А если это что-то посложнее, то сначала набросок на бумаге сделать и потом рисовать контур уже с него, и опять же, наброску в этот момент доверять.
Контринтуитивным открытием было пользоваться в иллюстраторе панелью слоёв (там же и группы-пути-объекты все) и поддерживать в ней порядок. Даже если на рисунке этого не видно. Если там внятная структура - то и работать с рисунком намного, намного проще, и технические артефакты не по делу не вылазят. Выделять объекты тоже оказалось удобнее именно через эту панель, а не интуитивным образом тыкая мышкой в сам объект.
Общепринятая мысль - что надо рисовать тени-блики-прочее-такое из головы, ориентируясь на то, как оно в реальном мире. Получается гадость, неправдоподобно и противно. А если применить какую-то формулу (причём даже неважно какую - лишь бы на весь рисунок одну, скажем что тень от всех выступающих объектов падает именно вправо-вниз и примерно на такое-то расстояние на условную единицу выступания) - то получается лучше. Опять же, не нужно рисовать тень цветом тени и свет цветом света, нужно нарисовать фиговину одним ровным цветом, а потом в каком-нибудь режиме положить сверху чёрный с прозрачностью где тень и белый с прозрачностью где свет - и в сумме как раз и будет тот цвет, который надо, и который из головы я не угадаю.
no subject
Date: 2020-05-13 03:38 am (UTC)Да - и ещё группировать обязательно - мне удобно по крупным объектам, чтобы редактировать, скажем, "центрального медведя" - и у него группа "голова", группа "тело" - и там уже контур-цвет-тени. Чтобы в общем списке было не стопятьсот строк, а - перечень главных. А внутри уже ветвление. :-) Как на хорошем складе - стеллаж с категорией, коробка с перечнем, а внутри уже мелочь сложена :-)
Но это у меня "опыт, сын ошибок трудных" :-) - я вообще в этих делах самоучка в основном...
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 12:50 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-25 08:16 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-12 01:04 pm (UTC)И как раз в детстве все эти советы про терпение и труд, которые все перетрут, я не любила - мне казалось, это не для таких гениев, как я, а для всяких там обычных людей. :D А когда взрослая стала, то поняла, что таки это не просто привычная затертая пословица, а вполне себе жизненная мудрость.
И в ту же копилку, "умность", которая в свое время мешала, это пафосное "Если быть, так быть лучшим!". Фигня это все. Чтобы стать лучшим, надо перед этим долгое время просто быть. И если терзаться из-за того, что ты не лучший, то вся мотивация к черту пропадает.
no subject
Date: 2020-05-12 02:02 pm (UTC)Одно из самых полезных открытий было, когда я поняла, что муж, который очень крутой программист, когда в процессе обучения помогал мне что-то чинить в коде, начинает со слов "объясняй, что здесь происходит", а потом в какой-то момент говорит "нет, я ничего не понимаю". Вот это "нет, ничего не понимаю" оказалось очень важным моментом, не думать "тут всё понятно", а искать, чего не понимаешь, и обычно это помогает правильно сформулировать очень много вопросов и получить очень много ответов, очень полезный мыслительный паттерн.
Долго казалось неинтуитивным, что в коммерческом программировании на первом месте стоит бизнес-задача, поэтому не всегда нужно сделать всё идеально до мелочей, нужно понимать, что действительно важно, а какие потенциальные баги можно просто исправить потом по мере их выявления и ничего катастрофического от этого не будет. То есть, вот вызывала отторжение мысль, что нужно сделать не всё идеально, а достаточно хорошо, и что надо уметь разбираться, что такое достаточно хорошо в конкретной ситуации.
Расхожий стереотип был, что программисты все должны быть маньяками и программировать круглыми сутками. И это мне долго мешало учиться программировать, потому что я думала, что ну где я, а где такое вдохновение, я же не хочу программировать совсем всё время, у меня много разных интересов, даже начинать пытаться в этом направлении не буду. А потом оказалось, что даже если программировать по паре часов в день, по восемь часов, если я на фултайме, попроектно иногда, короче, просто как угодно как мне удобно, лишь бы проекты были интересные - всё равно можно стать вполне хорошим и ценным специалистом, и совсем не обязательно класть на это вообще всю свою происходящую жизнь. Какой-то существенный кусок - да, особенно в какие-то моменты интенсивного обучения, но можно быть не-маньяком, программировать только в рабочее время и всё равно быть очень ок.
no subject
Date: 2020-05-12 02:24 pm (UTC)А потом оказалось, что применительно к 50% сфер жизни это правило не очень верно, а еще к 30% - явно вредоносно. Работа в формате agile, или в формате драфтов, "уменьшения пикселов", оказалась гораздо продуктивнее.
Еще правило "Не знать не стыдно, стыдно не спросить".
Еще вот это "Нууу, это только профессионалам можно доверить". Очень многие вещи, как оказалось, достаточно делать на полу-профессиональном уровне, а профессионалам поручать только наиболее сложные вещи, в которых скилл реальный нужен. То есть пиши сам - редактуру поручай профессионалу.
И последнее. Не нужно ни извиняться за свое хобби, ни пытаться его монетизировать. Хочешь ты упахаться, делая какой-то пирог - ну и упахивайся. Если тебя прет, кому какое дело, на что ты тратишь деньги и как проводишь свое время.
no subject
Date: 2020-05-12 02:55 pm (UTC)По большей части, все советы и приемы, полученные в универе, были хороши и полезны, кроме одного. Многократное написание одних и тех же иероглифов, призванное "натренировать моторную память". Для человека с не-зрительной памятью и не-зрительным основным каналом восприятия это не работает! Я могу смотреть на написанное собственной рукой и вообще не помнить, моя ли это запись. На 2-м курсе стала осознанно забивать на прописи, хотя за это снижали оценку на экзамене ("за систематическое невыполнение домашнего задания"). Но тратить драгоценные часы без толку больше не было сил. Это же время можно потратить на более эффетивные для аудиалов способы: разобрать знак на составные части, проговорить про себя части, придумать забавный образ из частей, подобрать как можно больше слов с этим иероглифом.
no subject
Date: 2020-05-12 07:25 pm (UTC)Не знаю, подходит ли мой ответ на первый вопрос, но:
- когда я нанималась на работу в издательство, я почти не знала программ (верстки и фотошоп чуток), но заявила, что все знаю-умею. И главред мне поверил, ничего не проверял, никакого испытательного срока не было. Это меня ужасно вдохновило и я кинулась все изучать на работе (дома у меня даже компьютера тогда не было. Но сразу купила).
- в какой-то момент я поняла, что мне не везет на наставников, вот просто нет их и все, не случались ни в институте, ни на работах. Все приходилось изучать самой. Я приняла это как данность и тоже, решила при случае самой быть наставником тем, кто просит.
- мне никогда не нравится совет "если не понимаете, почаще спрашивайте и уточняйте". Я всегда предпочитала покопаться сама. Но на самом деле отличная идея, я уже несколько лет так делаю в разных сферах - удобно и быстро!
(по последнему вопросу вроде не было такого опыта).
no subject
Date: 2020-05-12 10:22 pm (UTC)Помогающих открытий не было. Эта работа чем-то сродни профессии искусствоведа, т.к. требует большой насмотренности. Насмотренность тренируется годами и очень небыстро. И это в большей степени индивидуальный опыт. Методологически никаких открытий сделать не возможно, кроме самоочевидного "не торопись с выводами".
Расхожих умностей про мастеведение в России очень много, но они все носят частный характер. Из общего: ходит мнение, что некоторые масти визуально невозможно идентифицировать, только при помощи анализа ДНК. Это не так. В начале своего самообучения я очень сильно этим заморачивалась и не верила своим глазам, как говорится. Но после нескольких случаев, подтвержденных анализами ДНК, я убедилась, что глазам своим вполне можно верить, если обращать внимание на такие-то детали.
no subject
Date: 2020-05-12 10:56 pm (UTC)Самый полезный толчок... наверно, для меня это - знать основополагающий принцип работы. Причём часто он формулируется одним предложением даже в сложном деле. Что главное в работе с детьми? Последовательность. Что главное в игре на флейте? Закрывать дырочки не кончиками пальцев, а подушечками. Что главное в написании текстов? Чтобы лишних слов не было. Что нужно для хорошей игры? Хорошее отношение игроков друг к другу.
Большую часть этих принципов мне рассказали, до чего-то дошла сама, как в случае с играми.
Что не нравилось, а потом оказалось правильным... Наверно, концептуальная составляющая, идеологическая. Мне очень долго казалось лишним формулировать вслух какие-то постулаты, тем более этические, в творчестве и в работе с людьми. Видимо, сказалось отторжение моего поколения ко всем этим совковым "что автор хотел сказать этим текстом" и "а теперь напишем сочинение о том, почему нужно любить Родину". Но в какой-то момент оказалось, что объединяет людей не столько сюжет и не столько заявленная цель, сколько ценности и идеи. Это и к педагогике оказалось применимо, и к текстам, и особенно к играм.
Что из общепринятого оказалось лажей... В работе с людьми - то, что принцип "клиент всегда прав" ни в коем случае нельзя применять, когда клиентов больше одного! Нельзя подстроиться под всех. Это изначально провальная затея. Это касается и детей, и их родителей в образовании. И организации игр и вообще любых мероприятий. Если клиентов двое и оба правы, но при этом они говорят противоположное, то ты попал. И этому простому факту нигде не учат, ни дизайнеров, ни бизнесменов, ни организаторов.
no subject
Date: 2020-05-13 12:14 pm (UTC)Но вот из области изучения языков (я лингвист, преподаватель и переводчик).
Одна из технологий работы с пониманием текстов, которой нас учили - игнорирование неизвестного. Установка при первом прочтении/прослушивании сосредотачиваться на том, что можешь понять, чтобы ухватить основной смысл, а не запинаться, встретив незнакомое слово.
Тогда потом уже по контексту можно догадаться, что значит остальное. И оценить, нужно ли для задачи, которая сейчас передо мной стоит, смотреть в словаре все эти незнакомые слова, или, скажем, уже и так ясно, в какую сторону поворачивать, а как называется фигня, которая в этой стороне растет, сейчас не существенно.
Из того, что оказалось вообще мимо - карточки.
Несколько раз я пыталась при помощи бумажных карточек учить слова (а ещё даты и фразеологизмы). Максимум, что мне удавалось - донести горсточку знаний до экзамена. Возможно, если бы я сильно заморочилась и организовала очень систематическую ротацию этих карточек, от них была бы польза, но получалось, что усилий на обсуживание этой системы гораздо больше, чем пользы от неё.
Гораздо лучше для меня работало составление текстов (например, для фразеологизмов я в итоге к следующей контрольной придумала буйно-приключенческую историю, где они все подряд были напиханы).
PS. Кстати, видела коммент выше про перевод. С фидбеком переводчикам у многих агентств до сих пор всё плохо. Всё время пытаюсь стрясти возможность хотя бы посмотреть редакторские правки, но чаще всего меня игнорируют( Ладно бы только с редкими языками, где может, и нет того редактора у них, но с французским и английским?