rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Я хотела по пятницам писать советы для начинающих. Вот сегодня у меня есть такой.

Преимущество человека, знающего, как рисовать, перед человеком просто срисовывающим, состоит в том, что первый знает, куда смотреть,   какие этапы рисования проверять и какие ошибки блуждающего карандаша не допускать.

Одна из таких частых ошибок связана с рисованием лица в три четверти. Если мы посмотрим в фас, мы все видим без труда, что глаза, основание носа, рот, челюсти находятся на параллельных друг другу линиях. Случаются лица от природы искривленные, где части их расположены на разной высоте, но в среднем и глаза, и рот, и основание носа идут вполне себе горизонтально у ровно и обычно смотрящего на вас лица.

Когда лицо отворачивается от нас в три четверти, параллельность линий никуда не девается. Как на грани куба, повернутой от нас, они могут чуть сужаться в перспективе, но в целом должны сохранять впечатление параллельности.

Вот теперь посмотрим на пример. Портрет женщины вполне производит впечатление реалистичности, правда? Но если вглядеться?



Видите, как расходится линия рта с верхними линиями? Глаза и брови близко друг к другу и сильно исказить там сложно, так что линии, проходящие через верх бровей, через внешние углы глаз и через основания радужек, почти параллельны. Но вот линия рта пошла с ними резко в разные стороны.


Еще больше разнобоя будет, если провести линии через внутренние углы глаз, через основание носа и через рот. Особенно наглядно пляшет нос со ртом, но и между верхней и нижней линией тоже сильное расхождение.


И если вернуться к первой фотографии, можно увидеть, в чем выражается на лице такое расхождение. Из-за того, что линия глаз и рта не параллельны, между глазом и ртом образовалось больше места - и там пришлось нарисовать щеку больше. Так что справа у нее аккуратненький очерк, а слева щеки больше и рельефа на ней больше.

Опять же - я все время наблюдаю за лицами, и точно есть такие, у которых перекошен рот, один угол явно ниже другого, если их рисовать в три четверти, будет создаваться впечатление искаженной перспективы. Но большая часть лиц вполне нормальна и симметрична.

Это был художник Cuong Nguyen, он рисует такие классические портреты, в его инстаграме много работ. Обычно у него все нормально с лицами, есть только ему присущая небрежность в рисовании внутренних углов глаз - они часто живут своей жизнью. Но тут вот вышел хороший пример. Самого художника ругать не нужно, дело не в нем, работа эта только для того, чтобы проиллюстрировать принцип, на который нужно обращать внимание и проверять себя. Особенно если вы рисуете иллюстрацию, то есть рисуете лицо от себя.

Date: 2017-02-04 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] tigra-olga.livejournal.com
Хороший разбор)
параллельны линии не в плоскости листа, а в плоскости лица жеж)
Image

А искажение перспективы от фото рисунка не могло произойти?

И да, симметричных людей практически нет, все мы или правши, или левши, амбидекстры редко встречаются - поэтому о симметричности большинства лиц вопрос тоже спорный)

Date: 2017-02-04 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Если вы защищаете таким образом свою возможность рисовать криво - так я ведь совершенно не против!

Date: 2017-02-04 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] tigra-olga.livejournal.com
Жаль, что вы восприняли мой комментарий именно так.

Date: 2017-02-04 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Ну вот, теперь мне стыдно:)
Просто меня заранее раздражали уже предсказанные буратиновские возражения-доводы и я даже попыталась заранее их предусмотреть в посте, чтобы не иметь дела с ними в коментах.
Edited Date: 2017-02-04 05:14 am (UTC)

Date: 2017-02-04 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] asja-nikova.livejournal.com
ОЧень наглядно, спасибо!

Date: 2017-02-04 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] mamashamashi.livejournal.com
Как вы думаете, он специально так сделал, или это случайная оплошность? И если случайная, то как могло получиться, что у опытного художника вдруг такая нелепая начинающая ошибка?

Date: 2017-02-04 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я думаю, случайно. Если он "срисовывает" часть лица за частью, и у него в принципе хороший глазомер, то всегда выходит нормально, но иногда может не углядеть. вот тут у него тоже разъехались глаза и линия рта: https://www.instagram.com/p/BOL2-ezgcLH/

Date: 2017-02-04 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] mamashamashi.livejournal.com
Интересно. Мне как-то казалось, что уж кто умеет вот ТАК, тому до этого пришлось собаку съесть на миллионе построений черепов, если не по своей воле, то как минимум на лекциях "построение черепов 101", "построение черепов 102" и так вплоть до 108, а без этого не взять "штриховка черепов 101". Ну как-то так :)

Date: 2017-02-04 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] sotrudnic.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно!
Пожалуйста, делайте ещё подобные разборы!
From: [identity profile] dyadka.livejournal.com
у Павла Петровича Читсякова, учителя великих русских живописцев "серебряного века" была поговорка: - так все правильно, что даже противно
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Неправильно и криво-то все умеют без тренировки:)
Штука в том, чтобы знать как правильно - а уж потом можно выбирать,что делать.
From: [identity profile] dyadka.livejournal.com
я так не думаю, более того - уверен, что ВСЕ художники с образованием знают это "правило параллельности уголков" как дважды два... а портретное сходство становится доступным лишь для тех упертых, которые деликатно и уважительно относятся к природной кривизне портретируемого
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Так я совершенно с вами согласна!
Но советы мои - не для художников с образованием. Сейчас множество людей стали рисовать для себя, не учась, не имея возможности ходить на классы. Они делают наброски, и получается у них криво. А получалось бы лучше и быстрее, грамотнее и полезнее, если бы они знали разные простые сведения и правила. Именно для них мои советы. У поста тэг - art for beginners.
Представьте, что эти люди не знают, какую часть на лице ухо занимает, или что глаза -это прорезь на шариках, они рисуют то же ухо на щеке прямо или на шее низко у плеча - потому что срисовывают кусочек за кусочком, не знаю о том, как они соотносятся. О сходстве там речи не идет.

Date: 2017-02-04 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] barrrmaglot.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2017-02-04 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] tiana-silvery.livejournal.com
Могу ошибаться, но мне кажется, что у дамы просто улыбка такая. Я тоже часто улыбаюсь так, что одна сторона получается выше другой (:

Date: 2017-02-04 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] dom-zay-lesh.livejournal.com

Очень наглядно.

Меня с первого взгляда даже больше смутила смещенная в области губ вертикаль, ось симметрии. Независимо от проекции тут с ней что-то не так. Часто бывают подвижки правой стороны относительно левой, тут и прикус, и травмы, и масса всего. И нос может глядеть в сторону, и губы располагаться наискосок (у меня даже есть фото самой асимметричной красавицы в моей практике), но вот  сама ось сильно уходила куда-то, такого не встречала пока. Причем нижняя губа - это еще куда ни шло, все-таки челюсть подвижна. Тут же они обе уехали, вмесие с верхней стабильной челюстью.
Интересно было бы посмотреть на эту женщину.

Date: 2017-02-04 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Это как раз потому, что линии непараллельны. И тогда нужно представлять, что они либо под углом подходят к главной вертикали, или что эта вертикаль изгибаеться, чтобы оставаться перепендикулярной им.

Date: 2017-02-04 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] amanestazy.livejournal.com
Левая часть лица и правда кажется подпухшей! :)

Date: 2017-02-04 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Вы совершенно правильно заметили, что горизонтальные линии лицевой части головы становятся чуть сходящимися вдаль при повороте в три четверти. К этому ещё не лишне добавить, что при этом линии находятся на круглой поверхности. Если этого не сказать, ученик будет представлять лицо в 2-мерной плоскости, как блин.

Date: 2017-02-04 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dnvl.livejournal.com
Извините, что влезаю.
Имхо, в этом конкретном случае как раз удобнее представлять именно прямые линии, а не эллиптические дуги (которые получатся, если натягивать горизонтали на округлые поверхности). Ведь несмотря на то, что части лица находятся на округлой поверхности, соединить ДВЕ любые симметричные точки можно прямыми, и они должны получиться действительно параллельными (плюс перспектива, конечно). Начертить эти прямые легко, проверить параллельность легко. А если начать для проверки рисовать эллиптические дуги - очень легко запутаться: во-первых, между двумя точками можно провести множество разных дуг, и на глаз будет неясно, какая правильная; во-вторых, сравнить две такие дуги между собой на тему "параллельности" - тоже непростая задача.
Пост Алики не имеет ведь цели в этом посте сообщить ВСЕ о рисовании портретов. Осталась округлость поверхности за кадром - и бог с ней.

Date: 2017-02-04 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Как Вы всё хорошо расписали, приятно пообщаться с профессионалами - с Аликой и с Вами!
Согласна, что метод Алики более простой, он удобен для преподавания приёмов рисования.
К сожалению, он не развивает пространственного воображения в случае, если у студентов есть цель изучить форму глубоко, в трёхмерном объёме.
Тем не менее, я с радостью перейму Аликин метод в преподавании пожилым людям, которым уже поздновато иногда развивать воображение. Спасибо, Алика!
И Вам спасибо!

Date: 2017-02-04 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Как выше правильно сказали, я не имела в виду в посте рассказать ВСЕ о рисовании лица - только одну вещь, которую стоило бы проверять, когда рисуешь. Есть простые правила, которые сильно увеличивают возможность нарисовать правила. Это как раз одно из них.

Date: 2017-02-04 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] synchrozeta.livejournal.com
Благодарю, жду продолжения!

Date: 2017-02-04 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
"нарисовать правильно", конечно. А то я бессмыслицу напечатала:)

Date: 2017-02-04 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] miphril.livejournal.com
Хороший разбор. Мне сначала показалось, что женщина улыбается одним уголком губ. Пишите еще на эту тему, если не сложно!

Date: 2017-02-04 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] gremlinmage.livejournal.com
очень наглядно и доходчиво
Присоединяюсь к многочисленным просьбам писать почаще на эту тему

Date: 2017-02-04 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aeleeta-a.livejournal.com
А я, при первом взгляде на портрет, доверчиво решила, что просто модель такая, несимметричная :)

Date: 2017-02-06 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] i-trava.livejournal.com
Пост совсем о другом, но я никак не могу понять, почему лицо такое знакомое? Может, она на кого-то похожа, но я не могу уловить на кого.

Date: 2017-02-08 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] stolnikova-o.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2017-02-09 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] web-dreamer.livejournal.com
Спасибо за замечательный разбор! :)

Можно я тут чуть-чуть приткнусь: не могу не поделиться красотой!
https://www.facebook.com/fateev.evgeniy/posts/1208224375912363

Некоторые лица очевидно ассиметричны, но на некоторых возникает вот такое ощущение "неточности" в построении - так что и великие не застрахованы :)

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 06:08 am
Powered by Dreamwidth Studios