rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
В коментах к посту про разборы запасов стали обсуждать, как трудно расстаться с накопленным. И я продолжаю думать о том, как сортировать на нужное и ненужное. Главное ведь, чтобы у вас был сортировочный принцип, какие-то правила, по которым вы быстро выбираете отношение к предмету перед вами.
Новая книга Мари Кондо как раз мне помогает. Я начала ее читать в книжном, а потом сразу купила.

Spark Joy: An Illustrated Master Class on the Art of Organizing and Tidying Up

Кондо очень помогает, потому что увлекает своим подходом, своим отношением, во многом порожденным ее японскостью и тем, что она была служительницей в синтоистском храме. Ты в процессе вступаешь с вещами в личные отношения - и как с отношениями вообще, тебе нравится или не нравится, что этот человек или эта вещь делает в твоей жизни.  В английском варианте ощущение sparks of joy, когда вещь берешь в руки. А в японском что-то про бабочек, трепещущих крылышками, в душе. В общем, если вам нужна моральная поддержка в деле улучшения своей окружающей жизни - я очень рекомендую  взять Мари в спутники.

В коментах еще предложили хороший критерий ( и я сама его использую). Вот закончится ваша жизнь и это все достанется наследникам. Обрадуются ли они или посчитают горой мусора? То, что у вас не поднялась рука выбросить сейчас, просто напросто достанется разбирать и выбрасывать им. Представляете?

А мне лично помогает наличие огромных секондхэндных магазинов в окрестностях. Во-первых, туда можно отвезти все ненужное - быстро, за один раз, ничего не объясняя. Во-вторых, можно туда отдать сколь угодно малое вплоть до мелких блокнотов, ручек, наклеек, формочек для печенья и коробочек. Из мелких вещей они формируют пакеты, полные примерно подходящей мелочевкой и продают за три-четыре доллара. Недовязанный моточек ниток, неполная катушка, разрозненные вилки, обрезки ткани, размером с носовой платок, пакетик бус или обрезок тесьмы - все им пойдет, а кому-то будет сокровищем. Я сама теперь там покупаю все, что мне нужно на один раз, в маленьком количестве, а кому-то оказалось ненужным.

И в-третьих, эти магазины помогают в оценке того, что у тебя в руках. Смотришь на футболку или блокнот-календарь, так и не начатый и спрашиваешь - купил бы ты прямо сейчас такую вещь, в таком состоянии, за доллар, если бы она попалась в магазине? И тут же понимаешь - нифига бы не купил:) Надобности в ней нет никакой, появилась она случайно, и хранишь ты ее не от любви, а потому что вроде же хорошая целая вещь. А иногда даже не целая! Милый муж гораздо быстрее решал расставаться с поношенными майками после такого вопроса.

И это очень хороший критерий - потому что про многие вещи думаешь - О! конечно купил бы и еще радовался бы!


Это сегодняшняя радость, найденная при разборе стола:)  Художественая досочка, присланная мне в подарок [livejournal.com profile] irater из Таллина. Вот такое берешь в руки - и sparks of joy безошибочно в душе:)

Date: 2016-10-26 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ulitka/
У меня от всего хранимого эти спаркс, но при этом не купила бы. Но если б подарили - сразу спаркс :)))
Кто как там напряжется после моей смерти мне совершенно все равно, неужели кому-то это горе от собственной кончины не затмевает все мелкие проблемы?

Date: 2016-10-26 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Конечно, не затмевает. Человеку уже все равно, с собой он ничего не сможет взять, а представить, что его дети, забросив собственные проблемы, заботы, жизнь и детей, должны будут раскапывать все это и мучительно думать, куда девать - бывает жалко. Можно, конечно, быть таким самодовольным, что думать - так им и надо, пусть помучаются! - но есть немалая часть людей, которым не хочется мучать своих детей уж совсем фигней (это к вопросу "неужели есть кто-то?").

А вот спаркс есть, но не купили бы - это странно. Мне кажется, где-то человек неискренен в такой ситуации. Может быть у вас ощущение, что есть спаркс, не от конкретной вещи, ее качества, ее красоты, а общее удовлетворение от запасов (то есть покрытой тревожности, а не от действительной ценности вещи?)

Я вот смотрю на свои запасы красок. У меня есть баночка акрила, у которого по поверхности остается отсвет - с одного угла голубой, с другого золотой. Я им даже не пользовалась практически. Но я беру баночку в руки, она красивая, очень хорошей художественной фирмы и цвет этот такой прикольный, что я точно знаю - встреться она мне "зарупь", я бы ее купила на месте. А беру наполовину засохшую бутылочку крафтого акрила охристого цвета - еще можно выгрести оттуда, но никаких спарксов у меня нет, и встреть я такую потертую бутылку с остатками на дне, я бы ее и не подумала купить. Всегда можно новую свежую бутылочку, в любое время, как понадобится для конкретной работы.
Edited Date: 2016-10-26 11:23 pm (UTC)

Date: 2016-10-27 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ulitka/
Я правда не думаю, что кто-то особенно измучается с чужими вещами. На помойку и всех терзаний, если уж такие они не нужные.
А про спаркс и непокупку... В голове четко, что на _фигню_ нет денег, но их и правда нет, поэтому будь она хоть сто раз радующая все равно ботинки, например, не заменит.
Вот в последнем абзаце у вас очень четко сформулирована причина: про каждую почти вещь я точно знаю, что не смогу так просто пойти и получить новую, когда понадобиться. Что-то просто не купить нигде, на что-то не будет денег.

Date: 2016-10-27 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Так это означает, вы каждую вещь у вас купили бы, если бы она условно говоря, отдавалась за три копейки. А если не купили бы - значит она вам не нужна ни сейчас, ни в будущем.

Date: 2016-10-27 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ulitka/
Это не так просто.
За три копейки, конечно, купила бы. И еще столько же :))

Date: 2016-10-27 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] himba.livejournal.com
У меня спаркс и нужно-ненужно разделены колоссально. Масса нужных вещей не вызывает никаких спаркс. Любить вещи так, как хочет их любить Марие - никакой любви не хватит. Есть вещи, которые предназначены для комфорта и создания эмоции: красивые чашки, хороший плед и постельное белье, удобная кухонная утварь, скатерть, и так далее. Причем список "комфортных" вещей сугубо мой личный, знаю я людей, которым совсем плевать на белье и утварь. А есть вещи, которые просто функциональны - рожки для обуви, веники, лампы, вешалки и так далее. Они просто делают то, что чего были созданы, им не нужно нести никаких смыслов и эмоций вообще.


Ну и массу вещей, которые вызывают спаркс, я все равно выкидываю за их тотальной ненужностью. ИМХО это наличие положительных эмоций, связанных с вещью, и мешает расстаться с ней. Я так офигенно выглядела в этом платье 20 лет назад на вечеринке! Ах, какие бабочки в животе! Тем временем, я ношу одежду на 4 размера больше, и это платье гораздо лучше послужит какой-нибудь хрупкой девочке, у которой не хватает денег на обычный магазин. Вот только сегодня посмотрела на кучу украшений, собранных за последний 10 лет, и уверенно отложила половину для отдачи в секонд. Люблю все эти бусики-стекляшки-этно со страшной силой! Но они больше мне не идут. Пусть порадуют кого-то еще.

Date: 2016-10-27 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
То, что вы описываете - не спаркс же, не сегодняшнее чувство. Это двадцать лет назад у вас от платья бабочки трепетали (и , пожалуйста, не надо про живот!), а сегодня не трепещут - вы его не наденете и даже если бы влезли, оно давно вышло из моды и вы бы в нем и части тех эмоций не испытали. То есть вот увидь вы совершенно незнакомое вам платье такого фасона и такого размера, и такой поношенности "за рупь" - в вашем нынешнем состоянии ничего бы не дернулось его купить. Я поэтому такой критерий привожу, оно помогает посторонними глазами посмотреть.

А воспоминания это совсем другое. Нужно разбираться с воспоминаниями,как частью раздела сентиментальности, а не платьем, как частью гардероба. И не обманывать себя, подменяя одно другим.

Date: 2016-10-27 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] himba.livejournal.com
Так в том и проблема, что метод Конмари не подразумевает такого глубокого копания. Это я прагматик и могу спокойно отделить эмоции от мыслей и других тараканов. А кто-то более эмоциональный не отличит одни спаркс от других. Живот или нет, одних спаркс тупо недостаточно для решения.

Date: 2016-10-27 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вполне позволяет:) В одежде вы разбираете ОДЕЖДУ - то есть то, что носите. В сентиментальных вещах - то, что держите просто из сентиментальных соображений.

Одежду очень легко раскидать на две кучи: носите лы вы это, натягивается ли в принципе или нет. Платье двадцатилетней давновсти в категорию "носить" явно не попадает. Значит, его не нужно разбирать в категории одежды. А если сложить категорию "сентиментального и памятного" - тоже можно будет выбрать, что оставить на хранение, а что нет. Я оставила несколько платьев - их иногда деточка носит. Если бы она не была упрямой, я бы и больше платьев оставила. Но переезд в другую страну - очень мощный фактор решения, что оставлять, что нет.

Date: 2016-10-28 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] himba.livejournal.com
Ммм, нет, вот этого Кондо как раз делать и не рекомендует. У нее правила очень straightforward: соберите в кучу все предметы одной категории (причем это крупные и очень очевидные всем категории), и начинайте обниматься. Если начинать делить вещи на неочевидные категории, как "сентиментальное" и "утилитарное", тут как раз и начнут появляться всякие тараканы и увиливание от решений. Я причем не то, чтоб прям за этот подход, я к тому, что вот Кондо конкретно не советует усложнять классификации.

Date: 2016-10-26 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nikkori.livejournal.com
У меня оригинал книги на японском, называется イラストでときめく片づけの魔法, "Магия радующей уборки в иллюстрациях". Никаких бабочек в животе нет)) ときめく - японское слово, означающее радостное предвкушение чего-то, радостное волнение; в родном языке Кондо ничего нового не изобретала. В описании метода тоже все просто и не слишком поэтично: берем в руки вещь, если "キュン!" - то оставляем. キュン - стандартное ономатопоэтическое обозначение груди, сжимающейся от волнения, любви, воспоминаний и т.п.

Date: 2016-10-27 12:19 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я про бабочек "в животе" вообще ничего не говорила! Мне этот образ вообще кажется искусственным и отвратным, будто описывает ощущение перед тем, как тебя вырвет:)))

Я читала только описание этого японского слова - там и не было утверждения, что в корнях слова есть "бабочки", там было описано именно это чувство - волнения, радостного трепета в душе, сравнимого с бабочкиным порханием. А не, скажем, густая трубная радость и ликование. Или приступ однократного резкого стискивания горла, перехватывающего дыхание.

Так что вполне я с вами согласна - радостное волнение, "трепетание в груди", приподнятость. Так мне стало понятноее, потому что спаркс оф джой - как стреляющие искры в костре, с треском и обжиганием - меня сбивали с толку.

Date: 2016-10-27 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] nikkori.livejournal.com
Я как раз и воспринимала sparks в переводе как искорки, то есть не полноценное бушующее пламя, а однократный момент удовольствия, вспыхнуло воспоминание - и прошло. А вот для Вас, оказывается, это совсем другой образ! Надо же, какая разница в восприятии возможна...

Date: 2016-10-27 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Ага:) Поэтому мне образ этот никак не помогает технически сортировать вещи. А объясненное японское слово помогает - это чувство я понимаю, этот образ у меня работает. Радостное трепетание удовольствия - это понятно, а пуляющие в разные стороны искры - нет. Если они одиночные - то это слишком быстрое и незадерживающееся чувство, если они густо, как в фейерверке во все небо - это слишком преувеличенно - не до такой степени меня радуют бумажка или носки:)

Date: 2016-10-27 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот из японско-английского словаря: http://www.kanjijapanese.com/en/dictionary-japanese-english/tokimeku

пульсировать, трепетать

Date: 2016-10-27 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] agatalana.livejournal.com
Спасибо за цитату оригинала и пояснение! Это полезно, даа...

Ну вот в японской культурной традицим "стандартное ономатопоэтическое обозначение груди, сжимающейся от волнения, любви, воспоминаний и т.п." - в русском-то сложно подобрать аналог ...

Может, можно было перевести "трогает душу", что-то такое...

Лично мне как-то тоже не особо понятны были эти спаркс, искры, что по-английски, что по-русски. И в фильме - тоже не совсем понятно было.... После вашего комментария начинаю понимать, что нужно на самом деле!

Date: 2016-10-27 02:31 am (UTC)
ext_661898: (Default)
From: [identity profile] lomelind.livejournal.com
С наследниками может и наоборот сработать.
Что при жизни не ценили - так хоть после смерти будут должны уделить мноооого внимания.

Date: 2016-10-27 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Уже при жизни можно понять - захочется ли им уделять "много внимания" - или они будут с чертыханиями выбирать из углов стописят мутных баночек из-под майонеза и стопки истлевших бесплатных рекламных газетенок. Рембранд в наследство - это гораздо понятнее, и сейчас хозяину хранить, и наследникам наткнуться в шкафу.

Date: 2016-10-27 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] markela.livejournal.com
С наследниками точно. Я уже как-то писала про своего знакомого, у которого умерла мать. Он раздал все ее имущество: посуду, одежду. При этом постоянно чертыхался, что всего много, приходится тратить силы и время. Он при мне начал выкидывать с чердака коробки с тряпками. Коробок тридцать скинул, там хранилось все, вплоть до рваных ночных рубашек и старых занавесок. На меня это произвело большой впечатление. И если уж хранить что-то для наследников, то то, что они смогут выгодно продать, например, антикварный фарфор.

Date: 2016-10-27 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] my-kadrik.livejournal.com
Мы так несколько дней разгружали гараж моего деда. Точно так же - вплоть до рваных колготок моего брата сорокалетней давности. :))

Date: 2016-10-27 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А я помогала знакомой разгребать комнату ее свекрови...

Date: 2016-10-27 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] barsa-carta.livejournal.com
это эскизы Леонардо Да Винчи )

Date: 2016-10-27 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
а эти секонды - это гудвил или какие-то локальные? в смысле у меня как раз стоит вопрос где взять небольшое количество разнообразных бусиков и лоскутков на рукодельные эксперименты и при этом не захламиться и (главное) не тратить много денег..

Date: 2016-10-27 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да, гудвиллы и сейверсы.

Date: 2016-10-27 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
спасибо!

Date: 2016-10-27 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
а про "купила бы" - я и купила :) с собой из украины я взяла не так уж много и по возможности тут восполняю (например, в киеве у меня было _много_ приличнго мулине и тут я собралась с мыслями и купила сразу мешочек таких же ниток с ебея, где-то 70% от первоначальных запасов)

и вообще для меня больше работатет мари'ина система сортировки и укладки, чем ее идеи как надо побольше выкинуть. сложно сказать я ли такой плюшкин или у меня просто почти все вещи нужные и любимые (или все вместе :) )

Date: 2016-10-27 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] my-kadrik.livejournal.com
Как жаль, что у нас нет таких прекрасных магазинов...

Date: 2016-10-27 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
Тоже сижу и завидую :(

Date: 2016-10-27 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О да, мою жизнь они очень улучшили:) Я там постоянно покупаю какую-то разрозненную посуду, старую и прекрасную, старые украшения на разбор и всякие такие мелочи. И про любые вещи на отдачу у меня теперь нет никаких хлопот.

Date: 2016-10-27 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Она, кстати, предупреждает, что у нее не "система, что выкинуть", а "система, что оставить":)

А я привезла все старое мулине с собой:) И "ирис". А в мулине даже совсем старое, годов сороковых-пятидесятых, если не довоенное - от одной старушки досталось. У нее были такие запасы бледно желтого золотистого цвета, что она из него вязала!

Date: 2016-10-27 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
такие запасы стоило везти! а у меня были обычные dmc и anchor, которые вполне можно купить заново недорого, а вот для вязания нитки я привезла, они у меня как раз редкие, а некоторые еще и дорогие..

Date: 2016-10-27 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А у меня вообще до-современные - обычное советское мулине:) По-хорошему, не стоило везти, современное и цветами и качеством лучше - а я и не вышиваю промышленно. Чисто сентиментальная ценность:)

Date: 2016-10-27 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] siam-03.livejournal.com
досточка просто невероятная) Я б купила такую)) Не знаю зачем, но красиво!

Date: 2016-10-27 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот-вот:)
И она при этом маленькая - с большую записную книжку!

Date: 2016-10-29 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sv-lubava.livejournal.com
Как здорово, что вы про новую книгу Мари Кондо сказали. Полезла искать, а на нее сейчас уже открыли предзаказ на Лабиринте. Надо брать, я думаю ))
http://www.labirint.ru/books/545497/

Date: 2016-10-30 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] aksonova.livejournal.com
У меня был вопрос не "купила бы", а "подарила бы". Я некоторые вещи для себя хранила, которые подарить было бы неудобно другому человеку. Получилось, к себе относилась хуже, чем к другим. Как-то убедительно для меня получилось. (Пример с наследниками очень похож).

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 01:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios