rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Я тут как-то поняла, отчего одни люди убираются постоянно, а у других бардак. По флайледи, первые - born organized - родились организованными. А вторые, которые не родились - клиенты флайледи. Их учат хотя бы каким-то методам, которые у BO автоматически  проходят. И кстати - "весь день тереть" - это не преувеличение. Я однажды, как это среди меня водится, поставила эксперимент - во что обойдется держать постоянный порядок. Вывод неутешителен - обойдется в круглоденную работу. То есть  весь день приходится ходить и убирать, уносить, вытирать, подметать,складывать и застилать.

Но я хотела о другом. Муж мой удивляется, что я не уношу посуду за собой - вот поела и ушла, оставив на столике у телевизора. А я честно немедленно забываю - этой посуды уже не существует в моем мире, после того, как я поела. Но эксперимент с постоянным порядком навел меня на интересную мысль. Помните, я описывала, как формируется привычка? Для выполнения самого привычного действия нужна отмашка-подсказка, которая вызывает это действие, потом идет само действие, превращенное в почти бездумную рутину, и в результате человек получает какое-то свое "вознаграждение". Это структура, про которую я прочла в книге The Power of Habit.

Так вот, у человека "непрерывно трущего" отмашка-подсказка намного мельче моей! То есть одна чашка не на месте, пара крошек на поверхности - для него уже отмашка, и сразу включается почти механическое действие по уборке. У меня же "отмашка" значительно крупнее:) На уровне - вся чистая посуда кончилась. Пару чашек, несколько тарелок - я действительно не замечаю. Обхожу взглядом, не фиксирую мозгами. Захожу на кухню и голова моя сосредоточена на промежутках - есть чистое место на готовочном столе? Отлично! Чем заняты места между чистыми промежутками, я не фиксирую. Пока в шкафах есть тарелки и мисочки, кружки и горы вилок и ложек, я совершенно нормально существую. Когда чашки и свободные места кончаются - это моя отмашка, я внезапно вижу, что много грязной посуды и совсем нет чистой - и с энтузиазмом все мою и протираю.

Я немного побыла в шкуре BO, когда проводила эксперимент. Целью его было - сохранять уже убранные поверхности и места хранения и присоединять новые. И вот там каждое пятно воды или крошки на поверхностях кухонных были раздражителями, после каждого перекуса кучка посуды требовала плотного общения с нею. То есть я на опыте прочувствовала настрой человека, постоянно поддерживающего порядок, и его очень мелкую настройку зрения. Его привычка включается намного более мелкими подсказками. Я же через две недели эксперимент закончила. По моему опыту вышло, что поддерживать постоянный чистый порядок можно только, если работаешь на это целый день - как горничные в английском замке - непрерывно что-то тереть, подметать, взбивать и чистить. Две недели я на это выделила, но каждый день так не могу. Ну и мелкие ежесекундные "отмашки" - слишком мелки и раздражительны для меня. Я стала чуть ли не с ненавистью смотреть, как домашние берут мисочки для еды, сколько вилок используют, как опять оставили пятно воды в том месте, где я уже десять раз сегодня протерла. Вместо радости от еды я начала видеть негативное пространство вокруг еды - сколько посуды испачкается в процессе готовки и поедания, сколько чашек уйдет на питье чая, сколько крошек останется, если взять кусочек булки:))

А для BO это норма жизни. Я однажды провела пару дней в доме, где мама моей знакомой была такой BO. У них было очень хорошо, просторно, чисто, удобно. Но я с потрясением поняла, чем это достигается. Я сидела в кресле у книжных шкафов и читала книгу. Захотела в туалет, положила открытую книгу на столик, встала, вышла на минуту, а когда вернулась - книга была закрыта, поставлена опять на полку на нужное место, и кресло выровнено. Эта мама делала такое автоматически! Вот у нее такая мелкая отмашка для привычки.

Мужу рассказала про величину отмашек для привычки - он стал снисходительнее относиться к моей оставленной посуде:)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-06-16 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
С книгой - у меня была такая бабушка. Тоже убирала книгу, стоило мне отвлечься. Это адский ад, жить в таком доме 8))) когда я ела черешню, она стояла рядом и убирала каждую косточку. Все мои призывы, что я доем и потом вынесу все блюдечко сразу - в пустой звук.
У Даниноса в кн. "Майор Томпсон" он ночью встает в уборную, а когда возвращается - постель застелена.

Date: 2016-06-16 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Про кровать смешноооо:)

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-16 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] svinka-p.livejournal.com
Согласна. У меня муж не замечает многого из того, что на автомате убираю я. Причём я не фанат уборки, у меня может быть пыль и бардак, но салфетки, пакетики из под еды и ещё кучу мелочевки я сгребаю на автомате и несу в мусорное ведро. Или, к примеру, настроилась на убирание детских игрушек каждый вечер, правда на автоматическое разбрасывание кубиков-машинок по условным местам у меня ушло прилично времени. Когда это включается в ежедневное "надо", то перестаёт раздражать и занимает мало времени (при условии, что есть минимальный ресурс и тебе никто не ест мозг). Точно так же я приучала себя на определенные вещи не обращать внимание, вернее я их вижу, но они меня не раздражают.

Date: 2016-06-16 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Кажется у Стивена Ликока (а может вру) пишется, что мужчина замечает беспорядок и грязь, когда микробы достигают размеров среднего фокстерьера

Date: 2016-06-16 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] 5oceans.livejournal.com
У меня отмашки мелкие, как у ВО, но чистота, кажется, примерно, как у вторых))) Поэтому да, либо тереть цеоыми днями, либо раздраженно смотреть на все эти крошки, пятна и кто опять не убрал за собой чашку.

Date: 2016-06-16 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] neublau.livejournal.com
А у некоторых это даже не привычка, а любимое хобби, им нравится убирать и раскладывать по местам. Поэтому они безо всякого напряжения делают миллион мелких движений и не раздражаются, наоборот, для них это даже источник энергии.

Date: 2016-06-16 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lisichka-a-xyli.livejournal.com
Как вы точно описали! Вот и у меня так включается необходимость уборки, когда уже чистой посуды нет. Еще заметила, что при уборке сложно достичь идеального порядка, потому что приходится насильно включать дотошность и замечать мелочи типа паутины в углу или наваленных пакетиков специй на полочке, так то меня это не напрягает совсем

Date: 2016-06-16 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yarina.livejournal.com
Был даже какой-то анекдот про это, что-то про причины развода и "Представляешь, вот встал ночью в туалет, вернулся - а постель уже заправлена"

Date: 2016-06-16 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] barrrmaglot.livejournal.com
Интересно как! Размышляла над этим вопросом неоднократно, но не додумывала мысль вполне ))
Я вот сознательно себя удерживаю от "всё время тереть" - жалко на уборку тратить столько времени. А порыв есть. И когда случается ему поддаться всерьёз - очень потом недовольна собой.

Date: 2016-06-16 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com
Интересно... но мне кажется, тут дело не в размере отмашки, а в типе, что ли.. Например, мы с мужем два таких "разных полюса": он видит оставленные мной после непосредственного прочтения рекламные проспекты (большую часть я, на предмет "а вдруг понадобится скидка", оставляю на неделю не выброшенными - это или журнальный столик, или угол обеденного стола, или угол в кухне) и нудит, но может не сразу унести посуду после еды, а для меня бумага - это не грязь, зато посуда имеет право существовать или в процессе употребления, или ожидая помывки сидеть в посудомойке, или быть на своём месте чистая, "ожидая вызова", иного не дано (при этом обрызганная плита вполне себе ждёт до вечера). И вот тут, кстати, я не могу не вспомнить, как мудра Мари Кондо с её идеей, что не просто каждая вещь должна иметь своё место, где её легко найти, но на это место её должно быть легко вернуть! :)

Date: 2016-06-16 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] cookkto.livejournal.com
Современная еда производит очень много беспорядка и мусора. В старые времена еда не выходила за рамки кухни и столовой, все ели одновременно два-три раза в день. Привычки перекусывать не было; не было чипсов, от которых везде крошки; не было шуршащих и блестящих пакетиков и обёрток, не было мисочек для орешков, вазочек и ложечек для мороженого, мисочек для чипсов, зажимов для открытых пакетиков для чипсов (можно догадаться, что я не люблю чипсы -- очень грязная еда с моей точки зрения). Если принять аскетизм в еде, то, мне кажется, поддержание чистоты и порядка должно стать на порядок проще. Увы, проверить теорию практикой не могу, потому что обратить мужа в религию пищевого аскетизма не представляется возможным.

Date: 2016-06-16 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
аскетизм в еде - это три раза в день запачкать/отмыть кучу посуды, кухню и столовую? а не одну защелку для чипсов и пакетик подобрать? ну в крайнем случае миску от них же и влажную салфетку..

(no subject)

From: [identity profile] cookkto.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1109.livejournal.com - Date: 2016-06-17 01:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cookkto.livejournal.com - Date: 2016-06-17 03:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rebel-alice.livejournal.com - Date: 2016-06-18 05:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cookkto.livejournal.com - Date: 2016-06-18 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rebel-alice.livejournal.com - Date: 2016-06-18 07:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] strange-zver.livejournal.com - Date: 2016-06-17 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cookkto.livejournal.com - Date: 2016-06-17 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wasilisa.livejournal.com - Date: 2016-06-18 11:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cookkto.livejournal.com - Date: 2016-06-19 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wasilisa.livejournal.com - Date: 2016-06-20 06:50 am (UTC) - Expand

Date: 2016-06-16 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
:-) Я по натуре ближе к BO, но именно поэтому я всегда точно знаю, сколько времени занимает поддержание чистоты и порядка. И именно поэтому их не поддерживаю! (Но я для себя эту проблему уже давно решила: если уборкой занимается специальный человек, а не я, то меня вообще не волнует, кто сколько посуды пачкает и сколько мусора за собой оставляет :-).)

Date: 2016-06-16 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Мне кажется, это mild form of obsessive-compulsive disorder, такое постоянное наведение порядка. Дочь у меня аккуратистка - всё за нами прибирать, понятно, не нанималась, но пилит регулярно и устраивает очистки, не дай бог - вчера документы важные выкинула в мусор, не успели глазом моргнуть...

Date: 2016-06-16 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
mild form of obsessive-compulsive disorder - вот, точно.

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2016-06-16 10:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-16 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lizaberika.livejournal.com
Ну нафиг это ВО, у меня мама стоит мне бутерброд намазать, масло со стола убирает, хорошо, из-под рук не дергает. А если я еще один захочу? Именно что адский ад. С другой стороны муж, который высокохудожественно раскладывает вокруг себя огрызки и вполне может удалиться от этой кучки по каким-то другим делам, оставив мне эту инсталляцию.

Date: 2016-06-16 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] tvoronina.livejournal.com
а еще бывают такие официанты - только нацелишься подливку, скажем, доесть - они хвать тарелку и уносят!)

Date: 2016-06-16 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
А подливка-то, она как раз самое вкусное и есть. Ну садюги, ага...

Date: 2016-06-16 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] megavolt-ex.livejournal.com
Ага. Это типа встал ночью в туалет, вернулся, а постель убрана :)

Date: 2016-06-16 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] elga.livejournal.com
О да, прекрасная классификация! У меня есть ВО родственники и подруга. Когда к ней приходишь в гости, не дай бог пройти в обуви два шага от двери. Немедленно протирается невидимый след. А тетя придя после рабочего дня, может начать мыть окно, да заодно уж и балкон, а закончив, с чувством глубокого удовлетворения пойти в тренажёрный зал. Даже вообразить не могу. Нам, халатам, не понять.

Date: 2016-06-16 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] natixa.livejournal.com
какие-то крайние формы описаны, мне в жизни обычно что-то среднее встречается.
я грязную посуду рефлекторно всегда сразу доношу до раковины, и она там спокойно лежит сколько-то и ждет помывки. или на моем рабочем столе в беспорядке валяются бумажки, блокнотики, ручки, но это им позволяется только на этом столе: ни на какую другую поверхность они не попадут.

мой муж с посудой не особо заморачивается и может оставить грязную миску где-то, но вот свой рабочий стол содержит в порядке и чистоте, все время там пыль трет какую-то.

Date: 2016-06-16 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] 1109.livejournal.com
мне кажется, что bo - это все же какое-то окр. у меня был такой парень, с ним жить невозможно: оставишь чай на столе сходить за книжкой, а там уже все убрано и чашка помытая на своем месте.. ррр.. ужасно.. мы как-то его кота по всем окрестным подвалам и помойкам искали, а он, оказывается, кота в тумбочке с кормом дома закрыл, типа, дверца открыта, непорядок ;)

лично я всегда весь непорядок вижу, но для себя решила не нырять в это, драить дом круглые сутки как-то не входит в мои планы.

Date: 2016-06-16 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
про кота - и грустно и смешно ужасно!

(no subject)

From: [identity profile] demenyaka.livejournal.com - Date: 2016-06-17 05:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2016-06-17 05:38 am (UTC) - Expand

Date: 2016-06-16 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
А у меня всё просто с уборкой: я убираюсь перед гостями. Вот сегодня была подруга из Москвы, и я с 12 до 3 прямо носом, носом пахала в изнеможении. Всё успела вплоть до уборки триммера и удлинителя, которые неделю валялись под ногами. Даже притащила из сада букет. Но когда она вошла - я уже была в беспамятстве. Ну и что, зато я завтра-послезавтра и послепослезавтра не убираюсь, а радостно наслаждаюсь и хламлю ))

Date: 2016-06-16 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] theinterference.livejournal.com
вот у меня муж такой же - поел и встал, и все, посуда перестает существовать в его вселенной. Меня бесило это жутко! Договорились о том, что будет складывать в специальную таз-коробку, чтобы не захламлять раковину, т.к. его вид полной раковины убивает. А меня убивает бардак на видимых местах, неопрятный стол и т.п.

еще его бесит, что я, как в ресторане - освободилась мисочка от салата, ну ты же рядом, протяни руку и положи ее в раковину. А меня бесит что сидишь и ешь среди грязных пустых тарелок, меня это раздражает. Поэтому для меня нормально хотя бы куда-то в угол стола все сдвинуть или, если размеры кухни удручают позволяют, то просто протянут руку и убрать в раковину.

Договорились о компромиссе про коробку + держать в чистоте общие зоны типа гостиной + завела ему буферную зону, в которой позволяю бардак держать неделями, лишь бы в гостиной было прилично.

Крошки и прочее меня не особо бесят, если что-то мало насыпалось между приемами пищи, то я париться не буду, а если много (например, полпеченья раскрошилось или пара огрызков от яблока), то это сразу убираю, меня меньше напрягает протереть, чем ходить и это видеть. Так же и с полами - если чуть-чуть крошек - ок, а если уже кошачьи хлопья полетели, то все, надо мыть. Но полы у меня вообще на последнем месте.

Так что у меня отмашки скорее средние.

Date: 2016-06-16 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] duuja.livejournal.com
Подруга рассказала, что психотерапевт посоветовала ей не мыть пол каждый день и вообще, не так рьяно заниматься уборкой (подруга очень любит). Вроде как это такой вид прокрастинации, и да - может быть предпосылкой обсессивного расстройства.

Date: 2016-06-17 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
Ваш комментарий напомнил мне, как много лет назад, когда я жила в общежитии, мы всей комнатой внезапно начинали наводить порядок и мыть пол за два дня до экзамена.

(no subject)

From: [identity profile] fata-morgata.livejournal.com - Date: 2016-06-17 04:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-17 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com

О, спасибо, надо будет попробовать переключить своё видение. У меня тоже вечно все посуду (и всё остальное) оставляют, а я бешусь.

Date: 2016-06-17 03:11 am (UTC)
From: [identity profile] mia-gabrielle.livejournal.com
У меня мама такой енот-полоскун, все трет и моет непрерывно, даже сейчас, когда приехала ко мне в гости отдыхать - уже с утра на кухне трет и моет невидимую грязь. А бывают неприятные ситуации, например, когда папа собирался в командировку, еще не успел выйти за порог, а мама уже взялась за веник и начала выметать опять же невидимую грязь. Невидимую, потому что она там еще не успела образоваться с последней уборки. Папа был раздражен этим, а мама, зацикленная на чистоте и порядке не понимает, что это может кому-то надоедать, или даже быть обидным. Ну и вечные фразы "не успела отойти, а вы уже понасирали тут" - тоже как-то позитивом не особо наполнены.

Date: 2016-06-17 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] markela.livejournal.com
А она не знает про примету, что нельзя подметать за только что уехавшим?

(no subject)

From: [identity profile] wasilisa.livejournal.com - Date: 2016-06-18 11:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-17 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] nastenka-lab.livejournal.com
Отправила мужу ссылку почитать :) В нашей семье у меня тоже отмашка больше, чем у мужа. Поели ягоды вечером, например, осталась миска, мне кажется нерациональным мыть ее, я залью водой (чтобы ягодный сок не засох) и оставлю в раковине до утра. Следом идет муж и моет эту миску :)
При этом меня раздражает, когда кто-нибудь в уличной обуви наступает не на коврик, а на полы. Мужа же это вообще никак не задевает.
Вот так и живем: я почти научилась сразу мыть всю посуду, а он старается наступать только на коврик :)
P.S. Кушать перед телевизором я могу только когда его нет...

Date: 2016-06-17 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] natusha-st.livejournal.com
Прелесть в том, что автоматические действия не воспринимаются как работа (мною), но на этапе выработки привычки ужасно: все время включаешь голову на какую-то скучную фигню. Я после еды мою посуду совершенно не думая, что это надо сделать, как зубы по утрам чищу и так же убираю кровать, а вот положить вещь на место бесит и ощутимо жрет кусок жизни 😡, хотя я недавно прочитала прелестную мантру "Вы же это все равно куда-то кладёте, почему бы не на место", даже пробовала применять, но на месяц, за который теоретически должна выработаться привычка, меня не хватило. Это ж все мысли об уборке, а о смысле жизни, когда размышлять 😛

Date: 2016-06-17 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] olkab.livejournal.com
Угу. У меня родители так убирают. Я встала из-за стола - через секунду чашку моют. Мне это реально очень-очень тяжело.
Не говоря уже о том, что, мне кажется, это и энергетически неэффективно. Много мелких действий не равны одному большому, а всегда больше.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 12:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios