rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Ночью, когда после напряженного дня я хотела посидеть одна, отутобевая, как говорила моя бабушка - внезапно исчез интернте. С ним и телефон и телевизор, поскольку все они теперь цифровые. Задача отутобеть осталась, а интернета нет. И тогда я полезла в компьютерную папку с книгами.

И начала читать "Белеет парус одинокий". Вообще, это предприятие - перечитывать книги детства - одновременно увлекательное и пугающее. "Судьбу барабанщика", например, мы с деткой прочли( я перечла) с удовольствием и увлечением. "Кортик" не смог взлететь из ножен - я читала и читала и обещала детке. что сейчас начнутся приключения, а они не начинались, а все было про какие-то банды и пионерский отряд. Наконец я сдалась, призналась, что это могло быть интересно только другому бегемоту, и что история так и не стала увлекательной на каком-то обозримом протяжении первых страниц. "Кондуит и Швабрания" вызвали у меня тоску от своей иделогичности - и я быстро закрыла, чтобы не отнять книгу у себя в детстве задним числом. "Динка", так любимая всеми девочками, тоже в начале оказалась чересчур революционной и неинтересной. Даже "Дорога уходит вдаль" печальными рассказами про тяжелую дореволюционную жизнь и насильственным выращиванием из ребенка хорошего человека ( эпизод с куклой отчего-то меня ужасно расстроил - нечестно взрослому свой стыд перед бедными не самому искупать, а ребенком и рассержением на него частично утишать) долго и медленно разворачивается в начале, а я люблю там, где уже гимназия, Миля Норейко, братик с лошадью Анстантином - семейное тепло, а не революционный жар.

А катаевская история языком еще прекраснее, чем я помню - а ведь с детства меня поразила навсегда пыль тонкая и коричневая, как порошок какао. Я читаю и наслаждаюсь. Это тот тип удовольствия от жизни - звуков, цвета, фактур - который я сама испытываю.

И потом я пошла и начиталась про самого жизнелюбца Катаева, который с удовольствием за блага и красивые вещи служил и брал под козырек всей этой угнетательской власти. И стало мне противно - не от человека даже, а от того, как не хочется мешать вот это удовольствие от книги с этим знанием о человеке, и невозможно раззнать.Долго и подробно обсуждали это с милым мужем - про писательство при советской власти вообще - и про Катаева и Булгакова в частности. И я еще больше затосковала.

И опять пошла читать - и опять совершенно чудесно. То есть я помню с детства, что у Олеши вот эта живописная прелестность всего описанного, как его изумительное качество, но отчего-то совершенно не помнила ( или забыла! - ведь помнила же я про какао-пыль?) про это у Катаева.

"Хотя двор и сад всё еще были в тени, но уже ранние лучи ярко и холодно золотили розовые, желтые и голубые тыквы, разложенные на камышовой крыше той мазанки, где жили сторожа.

"Она отошла к водовозной бочке, завернула руку в подол клетчатой панёвы и отбила чоб. Толстая струя ударила дугой в землю. По земле покатились круглые сверкающие капли, заворачиваясь в серый порошок пыли."

"Сквозь дыры в листве проникал такой яркий и такой волшебный лунный свет, что даже белки девочкиных глаз отливали каленой синевой, и такой же синевой блеснула в кадке под старой абрикосой темная вода, в которой плавала чья-то игрушечная лодочка."

" Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. Степь обрывалась сразу.
Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью."

"И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. Песок этот был удивительной белизны и тонкости. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.
Он полого, почти незаметно сходил в воду. И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы."

"Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и
десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.
На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом..."
"

И еще про море ( О, как я люблю большие пространства воды!):
"То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается.Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов."

Правда же, это совершенно прекрасно?
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2015-08-27 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Конечно да :)
Я сама перечитала ее в мае, бумажную тоже, из детства мужа.
Дочка спала, а я проглотила за два часа.
И вот этот сказочный его язык, и дрожащий ротик Павлика, как он бежит по улице, потерявшись....

Date: 2015-08-28 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Там все такое - совершенно видимое, будто тебе картинку в голову передают. И младшие братья в детских книгах - какой-то особый поджанр:)

Date: 2015-08-27 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] eka42003.livejournal.com
Да, и действительно.
Одна моя знакомая писательница сказала мне как-то: многие почему-то пытаются рассказывать, а надо рисовать картинки. Таки надо.

Date: 2015-08-28 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне еще хорошо запомнилось, как он мальчиком приходил к Бунину, и как тот его учил именно этому - очень точно рисовать привычное, которое обычно глазами видится.

Date: 2015-08-27 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vitandval.livejournal.com
Да, язык у Катаева волшебный, видишь и чувствуешь ясно все, что написано...

Date: 2015-08-27 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
Правда, у меня от Катаева в памяти осталось ощущение такое.. послевкусие. Словно сама это все пережила, такое все было осязаемое.
А про море чуть ли не наизусть помню, учили мы это, что ли?

Date: 2015-08-28 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Даже если не учили, такие тексты сами запоминаются дословно!

Date: 2015-08-27 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kon_ka.livejournal.com
Я хотела спросить, знаете ли вы, кем вырос младший брат Катаева?
Он тоже стал очень знаменитым писателем, под псевдонимом.
Толстенький треълетний Павлик.

Date: 2015-08-28 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да, знаю. Я почему-то думала, что его репрессировали, а он оказывается в самолете разбился.
Вчера я начиталась, что именно Катаев подарил им идею для Двенадцати стульев, и даже вместе начинал писать - а потом отдал им самим дописывать. И сам про себя рассказывал, что выведен там в виде того самого инженера, который говорил: Мусик, готов ли гусик?" Но Кукрыниксы в первом издании нарисовали Бендера прямо с Катаева.

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2015-08-28 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inner-magnolia.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-27 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tayshabu.livejournal.com
Ой, какое родное и забытое слово!.. И сразу - картинки из детства... Моя бабушка тоже часто его произносила - придя с мороза или, наоборот, после бани. Правда, мне почему-то с детства представлялось "отуДбеть", хотя в написании я это слово не видела никогда. Сейчас пошла посмотреть - да, у Даля через "д" пишется.
А Ваша бабушка не говорила "запсотить" (запихнуть куда-то и потерять, забыть, где лежит)?.. Мы с вами из близких мест родом, поэтому интересно...

Катаев прекрасен. Спасибо, что напомнили, захотелось перечитать. Для меня всегда таким волшебным был и есть Паустовский...

Date: 2015-08-27 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] janeluna.livejournal.com
Знакомые слова) с детства помню "задубеть" и "отдубеть", как отогреться было, я из Сибири.

(no subject)

From: [identity profile] tayshabu.livejournal.com - Date: 2015-08-27 10:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kotik-vorkotik.livejournal.com - Date: 2015-08-28 11:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2015-08-28 12:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhannau.livejournal.com - Date: 2015-08-28 03:30 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-27 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] janeluna.livejournal.com
Про "с этим знанием о человеке, и невозможно раззнать"
мне мама либо не разрешала читать советских-провластных писателей, либо неодобрительно комментировала, если видела какого-нибудь Гайдара. В детстве было непонятно, хотя разница между тем же Олешей или Грином и каким-нибудь Бирюковым чувствовалась. Сейчас книги детства не перечитываю, но вот это ощущение передалось на фильмы советского периода, ни один не хочется пересмотреть, всё кажется насквозь фальшивым и невозможно раззнать.
Edited Date: 2015-08-27 10:09 pm (UTC)

Date: 2015-08-28 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А Гайдар ведь очень хороший писатель. Вот не будь этой идеологщины - были бы просто рассказы про детей...

(no subject)

From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com - Date: 2015-08-28 03:44 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-27 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] greenrose18.livejournal.com
Я читала трилогию эту в школе. А кондуит и швамбранию я не совсем понимала - почему было плохо инвестироваться в эту страну? Плохо с точки зрения новых времен? Или вообще плохо жить в мире фантазии, когда в реальности происходит что-то совсем другое?

Date: 2015-08-28 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
В школе все и читали, она в программу входила. Я как раз думаю о том, чтобы перечиттать эти детские вещи взрослыми глазами.

(no subject)

From: [identity profile] nastasyia.livejournal.com - Date: 2015-08-28 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2015-08-28 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com - Date: 2015-08-28 03:49 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-28 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] surrealistic-me.livejournal.com
Я тоже все собираюсь эту книгу перечитать. Как я любила в детстве эти описания: и про море, и про виноградники вдоль дороги (с шалашом среди лоз!), и про "Аркадию" и прочие одесские красоты, и про елку, "коло" которой Павлик гулял... даже покупка школьных принадлежностей там какой-то необыкновенной казалась. Восхитительный язык. :-)
А "Судьбу барабанщика" только что перечитывала; еще даже с тумбочки на полку не вернула. Просто на одном дыхании - и, наконец-то, в сюжете все встало на свои места (в детстве мне про шпионов не совсем ясно было :-))).

Date: 2015-08-28 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Судьба барабанщика отличный детектив - увлекательный и динамичный.

только я все не могла не думать, что отца у него забрали политически, а не за растрату...

Date: 2015-08-28 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] a-ostrov.livejournal.com
Катаева как-то просто трудно простить за то, что он чуть ли не единственный из своего поколения выжил и даже не пострадал )) А особым таким подлецом и приспособленцем он в общем-то и не был (возможно, я просто не располагаю убедительными доказательствами, так что, если они у вас есть, было бы интересно ознакомиться), ему просто повезло. Ну и слава богу, он столько сделал, будучи главным редактором "Юности": практически открыл и пропиарил гениев-шестидесятников: Искандера, Аксенова и т.д. А какая у него была великолепная "поздняя" проза, эх! Дивный, дивный Катаев )
(deleted comment)

Date: 2015-08-28 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] deyatinor.livejournal.com
Я "Записки институтки" впервые прочитала во взрослом возрасте. С одной стороны - дружба, да. Подробно написано, что кушали, что надевали. Этого не хватает.
А с другой меня очень сильно коробило "чувство глубокого восторга от осветившей нашу душу встречи с обожаемым нами, бессознательно еще, может быть, великим Отцом великого народа" (после приезда царя) или то, как они обязаны были ходить извиняться в определённый день или строем ходить на исповедь.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] deyatinor.livejournal.com - Date: 2015-08-28 11:20 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] deyatinor.livejournal.com - Date: 2015-08-28 11:56 am (UTC) - Expand

Date: 2015-08-28 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
да. Катаев прекрасный, очень фактурный...
там про все помнится - про помидоры на даче, про виноград, испятнанный бордосской жидкостью, про другие помидоры - на грядке у старика Терентия, про пасхальный кулич, про персов во фруктовой лавке, про маму... про все. Но дальше "Хуторка в степи" я не продвинулась.

а вот "Кондуит" не так давно перечитывала, и он, кстати, не показался мне таким уж заидеологизированным, не больше, чем тогда, а картинки там есть очень... очень отчетливые...

Date: 2015-08-28 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] mariechea.livejournal.com
о да! "Парус" сейчас еще прекраснее, чем в детстве. Пару лет назад с мужем ездили в Одессу, так он не понимал, с чего мне так приспичило к памятнику Пете и Гаврику сходить. А они там чудесны, просто чудесны, совершенно настоящие.

Date: 2015-08-28 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] emilia-g.livejournal.com
Изумительный язык, обожаю с детства и Парус, и Хуторок - третья и четвертая части уже не так душевны, но даже в качестве пропаганды мастерски сделаны.
Помню массу пассажей просто наизусть, в семье у нас в ходу цитаты на все случаи жизни - от двух порций на троих чего-нибудь по гречески до бронзовых векселей "без оборота на меня" :)

Date: 2015-08-28 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] brebis-blanche.livejournal.com
Читала в детстве не помню сколько раз, обожаю эту книгу! И цитаты помнятся...

Date: 2015-08-28 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] bumknulo.livejournal.com
Люблю эту книгу. Действительно, Катаев писал очень ярко, зримо, передавая краски, запахи и звуки. Даже не столь сюжет интересен, как вот эти "погружения" в картинку в разные моменты того времени. Читаешь про рыбный базар - и прямо оказываешься на нем, в солнечном лете посреди шумного торгового ряда, или читаешь про рождественскую ёлку с пряниками и детским праздником - и вот уже запало хвоей...

Date: 2015-08-28 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] yarkaya.livejournal.com
"Парус" это такое мое счастье, бесконечное, что в детстве, что сейчас. Часто перечитываю. Обнаружила еще две части, во второй это еще как-то сохраняется, а в третьей уже совсем ахинея.

Date: 2015-08-28 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] amanestazy.livejournal.com
Пятеро префектов в одеждах цвета истрепанного льна торжественно выносят из вод тело дохлого дельфина, и главный среди них с кокардой на фуражке печально вещает над мгновенно высохшим на жаре бархатным крупом:

- Этот дельфин был умной рыбой.

Date: 2015-08-28 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] nata-nosova.livejournal.com
о да! описания у Катаева это что-то!
я помню, как Гаврик утром ходил на море- каждый раз это вспоминается, когда входишь в утренний прибой.
а как они дыню ели в карете... очень такие "кинестетические" описания, запоминаются.
в начале августа была в Одессе на экскурсии "литературная Одесса", много интересного показали-рассказали)) и очень грусно, что жили в такое время такие талантливые писатели...
которым приходилось пихать идеологию в свои тексты. хотя... может- верили?
Кондуит и Швамбранию в детстве любила, перечитывать боюсь. хотя вроде меня и тогда идеология не сильно задевала- я циничный ребенок конца 80-х))

Date: 2015-08-28 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] sanamur.livejournal.com
Совершенно! Спасибо.

Date: 2015-08-28 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kislaya.livejournal.com
О том каким Неприятным человеком был Катаев можно судить по его интереснейшей книге "Алмазный мой венец". В этом художественном мемуаре он описал своих товарищей и современников - Маяковского, Олешу, Есенина. Очень талантливо, как и все что Катаев писал.
Я много лет размышляю о связи гения и злодейства.
И даже о подвиде это связи - злодейства не природного ( Катаев всегда явно был дрянью), а проявившегося с возрастом. Когда человек предает правду своего искусства ради... Ну ради советской власти или еще какой русофилии ( как Солженицын), или адептом религии ( как поздний Ботичелли) , короче становится певцом режима и идеи.

Так вот. Моя мысль такова - гений может быть плохим человеком без потери качества произведений. Их таких кучи. Но если он хужает со временем, подлеет, приспосабливается вынужденно, служит не своему нутру ( пусть даже подлому и гадкому и преступному) и не своей идее - он делается постепенно беспомощным творчески.

Date: 2015-08-28 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А все утверждают при этом, что он отдельно заблистал в старости вот с этими всеми художественно-мемуарными делами!

то, что я начиталась про него, говорит интересное. Он так любил красивую жизнь - чтобы костюмы дорогие, еда вкусная, вещи ценные и все такое вокруг - ласкающее взгляд, кожу и небо - что с легкостью и без каких-либо мучений внутренних делал то, что власти нужно. "Но ведь мне же нужно это платьицееее, я же не могу без негоооо".

То есть абсолютный примат вот этого удобства, роскошности, приятности жизненной был ему так понятен и так естественен, что у него даже легкого душевного неудобства не возникало.

И это отдельно ужасно - потому что пусть не роскошь, но я тоже очень люблю все это удобное-красивое, вещный мир. И его пример меня пугает - на что человек способен ради такой "вкусной" жизни...

(no subject)

From: [identity profile] kislaya.livejournal.com - Date: 2015-08-28 08:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-28 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] inner-magnolia.livejournal.com
С детским чтением, кстати, еще одна проблема. А именно - что читать своим детям? Для меня это ужасная головная боль. У меня детям 7 и 4 года. В младшем школьном возрасте мне нравилась Судьба барабанщика, РВС, еще Аэлита и всякие Туманности Андромеды с Ихтиандрами. Но оно все настолько идеологическое, что сейчас при всем моем желании я и сама перечитываю с ужасом. Остаются только переводные книги вроде Винни-Пуха. Но хочется же русских писателей. Чуковского мы уже зачитали, из Маршака вырастаем, а дальше? Дальше у меня начинается мое советское детство. Еще, кстати, песни туда же - Крейсер Аврора и Орленок всяческий, чему нас там еще учили в школе. эй, вратарь, готовься к бою.
В-общем, беру книги в канадской библиотеке и сама перевожу. С песнями - лесной олень и крылатые качели наше все.

Date: 2015-08-28 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kotik-vorkotik.livejournal.com
очень хорошие обзоры детских современных и старых книг делает в своем жж eugeniashaffert. Я в библиотеке книги беру с оглядкой на нее

(no subject)

From: [identity profile] inner-magnolia.livejournal.com - Date: 2015-08-29 12:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] viola26.livejournal.com - Date: 2015-08-29 09:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-29 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] linh-mieu.livejournal.com
Да. Прекрасно.
Но в очередной раз приходит в голову мысль, что подобные описания, берут за душу тех, кто сам переживал такой же опыт, кто видел это своимим глазами. Человек, никогда не видевший моря, вряд ли прочувствует все эти нюансы. Может быть, он, если обладает воображением, мысленно нарисует себе картинку, но восторга узнавания и восхищения тем, как люди умеют подбирать слова -- нет, не испытает.
Первый раз я подумала об этом, кажется, в пору цветения сада, когда было так тихо, и тепло, и стоял умопомрачительный аромат. Я подумала, как это можно донести тому, кому не довелось бывать в таком же саду? Эскимосу какому-нибудь? Никак. И это печально.
Многим, особенно детям, скучно читать описания природы и не только, потому что они сами себя ещё не ловили на таких чувствах. Да и не все способны увидеть капли, заворачивающиеся в серый порошок пыли, глазами художника. И это тоже печально.
Коммент длинный и бестолковый, но что-то заставляет меня его оставить.

Не о Катаеве

Date: 2015-08-29 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] viola26.livejournal.com
А вы знаете книгу "Дни поздней осени" К. Сергиенко ?

Re: Не о Катаеве

Date: 2015-08-31 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] zinaz.livejournal.com
вопрос не ко мне, но я замолвлю словечко: "Дни поздней осени" перечитывала десятки раз в 10-11 классе. книга моего прощания с детством.

все хочу перечитать и почему-то посмотреть "Дом у озера", кажется, сюжет перекликается

Re: Не о Катаеве

From: [identity profile] viola26.livejournal.com - Date: 2015-08-31 05:14 pm (UTC) - Expand

Re: Не о Катаеве

From: [identity profile] viola26.livejournal.com - Date: 2015-08-31 05:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-08-31 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] lean73.livejournal.com
О, спасибо за упоминание истории с куклой. Меня этот момент тоже всегда цеплял ужасно, но "восстать" против него я никогда не решалась.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 26th, 2026 06:11 am
Powered by Dreamwidth Studios