rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
К идее заканчивания прошлогодних дел. Я начала с первого июля прошлого года. Тогда я смотрела школу злословия с Надеждой Плунгян и обсуждала, отчего ведущие рванулись бить ногами феминизм, когда собеседница их антрополог, а не социальный активист. В коментах мне дали там ссылку на лекцию Плунгян на ютубе "Советский гендерный порядок 1930-50х гг и его отражения в изобразительном искусстве" (Часть первая и часть вторая).

Там она рассказывает, как менялась презентация женского и мужского образа в изобразительном искусстве после революции. Жалко только, что камера показывает все время ее, а не экран, на котором иллюстрации. Но я слушаю на телефоне и хожу с ним, а потом присела к большому компьютеру и нашла в интернете практически все картины, которые она упоминает. Очень интересно про то как общество, государство давит в сторону корректировки женского образа. Кажется, что художники просто изображают то, что есть, что универсально - а вот нет!

После революции женщину всяко ободряли и поддерживали, подталкивали к лучшей жизни, но как неумеху и незнайку. Куча плакатов была про то, как обращаться с детьми - как кормить, пеленать, защищать. Предполагалось, что женщина ничего этого не знает, и большое государство ее сейчас мягко научит с нуля. В более поздние годы, говорит Плунгян, эта идея развернулась на 180 градусов - стало считаться, что женщина прирожденно знает, что и как делать с ребенком, и это самое правильное и естественное.

Женщин поощряли уходить из "узкой" семьи крестьянской, учиться, овладевать профессиями, а ту защиту и покровительство, которое обеспечивала большая семья, стало брать на себя государство - пособия на детей, детские сады и ясли - только работай. В этой же тенденции - учись, работай, принадлежи себе, все пути открыты - разрешили аборты. И множество картин и плакатов изображали, как женщины, одетые удобно как мужчины - в шорты, брюки, комбинезоны, с короткими стрижками, овладевают техникой. Участся водить машины и самолеты, гоняют на мотоциклах. При этом женщина женственная, домашняя, в косметике и платьях осуждалась, как пережиток буржуазности. Вскоре государство начало быть этим недовольно - женщины слишком свободны и вольны, а между тем, государству-то нужно новые члены. Поэтому министр здравоохранения Семашко выступил с текстом - что, мол, женщины стали похожи на мужчин, давай-ка назад, условно говоря, к платьям, помаде и чистым длинным волосам. Аборты запретили. Женщину перестали ободрять иметь свою жизнь и самой решать за себя.

Мне еще много слушать там, буду сегодня в перерывах между работой. Пока я дослушала до начала тридцатых годов. А вам пока одна из картин, у нее в лекциях упоминаемая: "С. М. Киров принимает парад физкультурников" — А. Самохвалов (1935)
Я ее под кат уберу, она большая.


Картина нашлась вот в этом посте, там еще много того, что упоминалось в лекции.

upd. Дослушала все. И насмотрелась плакатов сегодня!

Date: 2015-07-15 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] katherine-kinn.livejournal.com
Куча плакатов была про то, как обращаться с детьми - как кормить, пеленать, защищать. Предполагалось, что женщина ничего этого не знает, и большое государство ее сейчас мягко научит с нуля.

Вы знаете, это действительно было так. Стоит послушать рассказы бабок-дедов о том, как обращались с детьми и что считалось гигиенической нормой в деревне и на городской окраине даже в 30-е - это какой-то бесконечный ужас.
А все эти просветительские плакаты, методички, инструктажи - это было об элементарном, вот эти вот плакаты "Мойте руки перед едой" - они из тех времен, нам смешно, а это ж было откровение.

Женщин поощряли уходить из "узкой" семьи крестьянской, учиться, овладевать профессиями, а ту защиту и покровительство, которое обеспечивала большая семья, стало брать на себя государство - пособия на детей, детские сады и ясли - только работай. В этой же тенденции - учись, работай, принадлежи себе, все пути открыты - разрешили аборты. И множество картин и плакатов изображали, как женщины, одетые удобно как мужчины - в шорты, брюки, комбинезоны, с короткими стрижками, овладевают техникой. Участся водить машины и самолеты, гоняют на мотоциклах. При этом женщина женственная, домашняя, в косметике и платьях осуждалась, как пережиток буржуазности. Вскоре государство начало быть этим недовольно - женщины слишком свободны и вольны, а между тем, государству-то нужно новые члены. Поэтому министр здравоохранения Семашко выступил с текстом - что, мол, женщины стали похожи на мужчин, давай-ка назад, условно говоря, к платьям, помаде и чистым длинным волосам. Аборты запретили. Женщину перестали ободрять иметь свою жизнь и самой решать за себя.

Все в пользу государству.
Уход из семьи, работа - это разрушение семьи патриархальной. которая была основной ячейкой общества, консервативной донельзя. ПЛюс рабочие руки, которых не хватало. а помто баланс выправился, уже можно было опять женщин в резерв. А тут война . Женщины опять на производство, на передовую. Война окончилась - обратно пожалте, уступите позиции мужикам, мужики ценность, их мало. И так далее.

Date: 2015-07-16 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Я читала биографию Голды Меир: она была третьим, кажется, ребенком в семье, и две ее старшие сестры умерли от того, что мать просто не умела правильно за детьми ухаживать, у нее не было никакого представления. Только когда ее взяли кормилицей в богатую семью, научили, третья дочь выжила.

Date: 2015-07-16 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com
Четыре мальчика и одна старшая умерла, другая старшая выжила.

Date: 2015-07-16 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
То есть в то время дети умирали от неправильного ухода, а не от голода и болезней, когда нет денег на врача.
А потом, мать взяли кормилицей в богатую семью, и остальные дети выжили, потому что мать умела за ними ухаживать, но совсем не потому, что семья Голды Меир стала жить чуть богаче.
Я вас правильно поняла?

Date: 2015-07-16 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Я найду биографию и дам ссылку.

Date: 2015-07-16 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
От неправильного ухода тоже умирали:

Как нянчила Ивана сестра до году (девяти- или десятилетняя девочка)
Таскала иногда с трудом на руках, причем часто роняла его: "Ах, батюшки, да как же я это упустила". Иван катился иногда головой вниз под какую-нибудь горку. За крик получал легкие шлепки свободной рукой своей няньки либо по лицу, либо по голове: "Молчи, сукин сын". Иногда сестренка бросала его на землю "где помягче", а сама бежала к толпе подруг -- "поиграть", половить раков в речке и т.п.
Ребенок по часу и больше ползал в грязи, запачканный, мокрый, кричал, плакал. Чтобы он замолчал, ему иногда давалась в руки печеная картошка, сырое яблоко, огурец и т. п. Иногда он пытался переползти высокий порог избы, падал, ушибался, ссаживал все лицо и т.п. Свою печеную картошку или огурец он, разумеется, вываливал в грязи и навозе и уже в таком виде ел их, иногда пополам с тем, что текло у него из носу и т.д. Ел отбросы из корыта для свиньи, пил из этого корыта, хватал руками что попало, "нагадит да рукой и хвать". Иногда набивал себе землею рот, глотал землю.
http://az.lib.ru/s/semenowatjanshanskaja_o_p/text_1914_zhizn_ivana.shtml

Бедность бедностью, но такой "уход" вполне приведет к тому, что ребенок к году заболеет "Поносом, "грызью", золотушкой (струпья на голове); иногда болят уши (летом часто бывает заразное воспаление глаз -- эпидемическое)."

А у Голды Меир сработали оба фактора:

Мама рыдала
над каждым, но, как большинство еврейских матерей ее поколения, она
смирялась перед Божьей волей, и маленькие могилы не толкали ее на
размышления о том, как надо растить детей. Но после смерти четвертого
богатая семья, жившая поблизости, предложила ей пойти в кормилицы к их
новорожденному. Они поставили только одно условие: чтобы мои родители с
Шейной переехали из своей жалкой и сырой каморки в более просторную и
светлую комнату; опытной няньке велено было научить мою молоденькую маму
основам ухода за ребенком. Благодаря этому "молочному брату" жизнь Шейны
улучшилась, и я родилась в более чистой и здоровой обстановке. Наши
благодетели следили за тем, чтобы маме хватало еды, и скоро у моих родителей
было трое детей - Шейна, Ципке и я.
http://www.lib.ru/%3E%3C/MEMUARY/MEADEAST/meir.txt


То есть, и вы правы: появилась светлая и просторная комната, еды хватало. Но и опытную няньку, которая научила маму основам ухода за ребенком, тоже позвали, ее советы тоже помогли.

Date: 2015-07-16 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Спасибо, я не видела вашего комментария и запостила эту цитату самостоятельно. Да, читала, что в крестьянских семьях очень частой причиной смерти детей был понос, от съеденного чего попало с земли, разных сорванных растений и т.д.

Date: 2015-07-16 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
Да,
и если бы мать этого Ивана не должна была бы целыми днями работать в поле, то наверняка уход за ним был бы получше.
Что не отменят необходимости мыть руки перед едой.

Date: 2015-07-16 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
"Но у мамы были другие горести. Заболели дети: четыре мальчика и одна
девочка. Двое умерли, не достигнув года, а вскоре - еще двое. Мама рыдала
над каждым, но, как большинство еврейских матерей ее поколения, она
смирялась перед Божьей волей, и маленькие могилы не толкали ее на
размышления о том, как надо растить детей. Но после смерти четвертого
богатая семья, жившая поблизости, предложила ей пойти в кормилицы к их
новорожденному. Они поставили только одно условие: чтобы мои родители с
Шейной переехали из своей жалкой и сырой каморки в более просторную и
светлую комнату; опытной няньке велено было научить мою молоденькую маму
основам ухода за ребенком. Благодаря этому "молочному брату" жизнь Шейны
улучшилась, и я родилась в более чистой и здоровой обстановке. Наши
благодетели следили за тем, чтобы маме хватало еды, и скоро у моих родителей
было трое детей - Шейна, Ципке и я."
http://www.lib.ru/%3E%3C/MEMUARY/MEADEAST/meir.txt

Date: 2015-07-16 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] loqva.livejournal.com
...мои родители с Шейной переехали из своей жалкой и сырой каморки в более просторную и светлую комнату;...
...Наши благодетели следили за тем, чтобы маме хватало еды...
... еще я помню, слишком даже хорошо, до чего мы были бедны. Никуда у нас
ничего не было вволю - ни еды, ни теплой одежды, ни дров. Я всегда немножко
мерзла и всегда у меня в животе было пустовато. В моей памяти ничуть не
потускнела одна картина: я сижу на кухне и плачу, глядя, как мама
скармливает моей сестре Ципке несколько ложек каши - моей каши,
принадлежащей мне по праву! Каша была для нас настоящей роскошью в те дни, и
мне обидно было делиться ею даже с младенцем. ...

Я не вижу, как из этих цитат можно сделать вывод, что дети умерли исключительно от плохого ухода.
Я предлагаю такой вывод:

Лучше родится богатым и здоровым у матери, которая умеет ухаживать за ребенком, чем наоборот.
Согласны?

Date: 2015-07-15 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
Между прочим, очень позитивная и нарядная картина. Ну, я просто умею ногой отодвигать всякую партийную тему - привычка со школы :)))
Реально красивые, грациозные, полные жизни женские фигуры, очень современная пластика, отличная от Пластова и Дейнеки. Исключая тётку в трусах справа - она как раз созвучна живописи 30-х годов.
А эта стайка слева - в них что-то есть даже от Ренуара и даже от Дега... )) Такие изящные ступни и гибкие ракурсы...
А вообще я очень люблю эти белые юбки того времени с этими белыми тапочками и белыми носочками. К сожалению, в жизни они выглядят не так, как у художников. Женщины тех лет - низенькие, крепенькие, с короткими прочными ногами, далёкими от стройности. Но если современная подтянутая женщина с хорошим ростом так оденется - в белую юбку с красным топиком и в белую обувь- это супер.

Спасибо, очень интересно поразглядывать картину и почитать, как нас мурыжили всю дорогу ))
Edited Date: 2015-07-15 10:28 pm (UTC)

Date: 2015-07-15 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я вообще Самохвалова очень люблю! А Плунгян рассказывает, что он как бы вносил красоту античности в современную ему жизнь.

Date: 2015-07-16 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
Я вообще-то эту картину впервые вижу, он у меня помнился другим. Всё такое мощное, здоровое, полосатые девушки и тётки в трусах )) Но тут столько грации...
Надо сходить посмотреть на него повнимательнее.

Date: 2015-07-16 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Эта девушка - прямо воплощение недавно поминавшегося ефремовского идеала, только что блондинка. Крепенькая, круглолицая, не слишком длинноногая, грудь размера C (если не D) стоит без лифчика.

Date: 2015-07-16 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
Неее... у Ефремова талия тонкая была и шея длинная. Да и ноги должны быть длинные.

Date: 2015-07-17 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Так а ту что, не тонкая талия, что ли? Ноги длинные - нее, это вы теперешний стандарт накладываете. Невысокие широкобедрые женщины не бывают длинноногими.

Date: 2015-07-16 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] hiilda.livejournal.com
Ну да, это такой общий сталинский курс 30х-40х годов, я его про себя называю "новым консерватизмом" или "новой имперскостью".
Там очень много всего было в самых разных сферах жизни, что попадало в общую струю отказа от революционного порыва: и запрет абортов, и усложнение процедуры развода, и осуждение экспериментов в искусстве с одновременным внедрением соцреализма, и переход от интернационалистских идей мировой революции к патриотизму, и восстановление преподавания в школах и вузах традиционных учебных дисциплин вместо дикого количества обществоведческой болтологии, и разрешение гордиться историей дореволюционной России (которая раньше считалась сплошным тухлым болотом классовой эксплуатации), и прекращение практики создания коммун...

Date: 2015-07-17 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да-да, именно такой новый консерватизм!
Она там в лекции еще рассказывает, что на смену всем экспериментальным женским типам пришел любимый сталинский тип женщины - скромной, румяной, в закрытом платьице, с простой прической. Какие там семейные коммуны и эксперименты с сексуальной жизнью!

Date: 2015-07-16 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
а у меня при виде этой картины челюсти сводит...

я не могу партийную сторону отодвигать :) у меня свой взгляд.

у меня есть дома две фотографии. На одной моя бабушка 18 лет от роду - девушка с картины, вот как та, что под самой трибуной к нам лицом: в физкультурной форме, крепкая, прекрасная, с огнем в глазах, почти Таис. Это 1940 год.
и фото примерно 1952 года. бабушке 30 лет и она мертвая. С мертвым лицом, с потухшими глазами. Она замужем, у нее 2 детей, замужем! после войны! не одиночка - мужняя жена, мать - и мертвая.
Она так и не ожила. Она меня растила, я боялась ее до посинения, не понимая, чего боюсь. Она не злая была. Цветы растила прекрасные, сады. А с людьми контакта уже не было...

Поэтому я на такие картины - в обеих странах написанные и почти одинаковые - смотрю и отчетливо понимаю, для чего предназначались эти красивые женщины и мужчины. И во что они потом, кто выжил, превратились.

как-то вот так.

Date: 2015-07-17 03:38 am (UTC)
gingema: (Default)
From: [personal profile] gingema
Спасибо Вам, что делитесь таким больным.

Date: 2015-07-17 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
да что уж там спасибо :((( что есть в памяти, тем и делюсь.

Date: 2015-07-17 03:56 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А что, вы думаете, на нее так повлияло? Война со всеми тяготами или такая душная давящая советская жизнь?

Date: 2015-07-17 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
война, конечно. лично на меня давящая советская жизнь так не повлияла, к примеру :), да и на матушку мою тоже.
война.

Date: 2015-07-16 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] la-bagirka.livejournal.com
Хочу посоветовать один ресурс, который, по-моему, покажется вам интересным: "Арзамас" - http://arzamas.academy. Это коллекция небольших курсов по гуманитарным предметам - истории, литературе, искусству, антропологии, философии. Новый курс появляется раз в неделю. В основе каждого курса несколько видеолекций, которые дополняют подготовленные редакцией статьи, фотогалереи, интервью и всё остальное, релевантное теме. Я с огромным удовольствием посмотрела материал про живопись XIX века, где лектор рассказывает об истории создания восьми картин и замысле, который художники в них вкладывали. А курс по русской классике помог мне новыми глазами посмотреть на ненавистные когда-то произведения школьной программы.

В общем, рекомендую очень! На этой неделе вышла вторая часть курса по русской литературе XX века - сейчас закончу дела по работе и пойду смотреть :)

Date: 2015-07-16 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Спасибо, я посмотрела там походила, очень интересно. Даже тест прошла - поэт или поэтесса. Но для серебряного века это почти невозможно угадать, они все там такие томные и вычурные.

Date: 2015-07-16 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] yotale.livejournal.com
Аборт и его разрешение/запрещение - вообще весьма удобный рычаг управления женщинами, особенно в условиях отсутствия противозачаточных средств.

Date: 2015-07-17 03:57 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да:( Природа расставляет ловушки, но общество в них все время кидает женщин - пусть их жрут.

Date: 2015-07-16 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] klopschtok.livejournal.com
Вот еще интересная работа про репрезентацию женщин в ссср http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_11_12/10.htm.

Date: 2015-07-17 04:00 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Спасибо, я с огромным интересом прочитала!

Date: 2015-07-17 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] klopschtok.livejournal.com
:-) я к дашковой с удовольствием ходила в этгм году на семинар по советскому кино; у нее есть другие хорошие работы http://www.rsuh.ru/vshek/general-information/staff/dashkova/

Date: 2015-07-16 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] felixfemina.livejournal.com
Социальный заказ - все просто, практиковался в Советском Союзе, практикуется и сейчас. Просто под разными флагами)) А картина хороша (я тоже отодвигаю ногой партийные заморочки).

Date: 2015-07-17 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
У Самохвалова все такое:) Советская античность, юные и сильные совгреки.

Date: 2015-07-16 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aeleeta-a.livejournal.com
Картина очень понравилась. Я ее раньше и не видела.

Date: 2015-07-17 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
И я не видела! Но интересно, что по ее описаниям я почти все нашла в интернете.

Date: 2015-07-16 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-antochka.livejournal.com
Надя Плунгян живое воплощение нимфы из блога Эволюции ))))))))

Date: 2015-07-17 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я редко ее читаю. А там же все про отрицательные характеры, жиголо и содержанок? Нимфа, я надеюсь, была положительным персонажем?

Date: 2015-07-17 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] anna-antochka.livejournal.com
Волшебным ))) Я все думала, кем такая нимфа работать может, и вот, увидела во плоти ))
Пост тут http://evo-lutio.livejournal.com/111380.html

Date: 2015-07-17 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Ааа, как интересно! Спасибо за ссылку.
И да, похоже:) Даже мне хотелось ей все время чаю принести и где-то окно закрыть.

Date: 2015-08-26 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_palka/
Спасибо, рада, что вас заинтересовала эта лекция. Очень рада этому отложенному отзыву - меня раздражало, что слайды не вошли в видео, казалось, что никто не станет это смотреть. А выяснилось, что можно слушать.
Edited Date: 2015-08-26 05:42 pm (UTC)

Date: 2015-08-27 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вам спасибо. И та школа злословия и эта лекция - у меня среди любимых. С картинками, конечно, было бы намного лучше! Я уже думала по-фиксерски: нужно сделать еще один ролик, со всеми картинами и таким образом, чтобы они висели, пока о них рассказывается, и сменялись бы следующей. И тогда оба ролика можно было бы запустить одновременно и второй играл бы роль экрана! Это, кстати, очень просто технически сделать.

Date: 2015-08-27 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_palka/
Да или просто перемонтировать этот, поставив картины фоном. Но нет на это ни сил, ни желания, лучше буду новые лекции готовить.)
Прочитала комментарии выше и сделала у себя пост вчера - с анализом тех реплик, которые увидела у Вас в коментах.

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 02:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios