rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Сегодня мой внутренний юный натуралист читал  про радугу и сколько в ней цветов. В нашей радуге, как  всем известно, семь цветов. В русских же статьях мне встречалось, что у англоязычных, мол, людей их шесть. Не подтвердилось. Официально  и в английской радуге цветов семь. Хотя неофициально один цвет людям хочется выкинуть.

Интересно другое! Я предполагала, что разница будет за счет "голубого" -  это как бы разбеленный вариант синего и незачем его выдвигать в отдельный цвет. Между тем разница была совсем за счет другого!

Когда Исаак Ньютон описывал цвета радужного спектра, он вообще увидел их только пять: красный, желтый, зеленый, синий ( наш голубой) и фиолетовый ( red, yellow, green, blue, violet). Затем он присмотрелся и добавил еще два - оранжевый и индиго ( наш синий) (orange, indigo). Отчасти потому что разглядел, отчасти потому что  ему хотелось цифру семь - вслед за древними греками найти общее между цветами, нотами и днями недели.

Так что разница в цветах не за счет голубого ( считающегося "синим" в английском) А за счет синего, который по-английски не синий, а индиго. Для нас же он однозначно "синий", настоящий цвет, и с какой стати его выкидывать. В английской радуге наш голубой считается основным синим, а наш синий кажется их глазу подозрительным, и придуманным. На современный взгляд голубой - blue вообще ближе всего к циану.

Если учесть, что никаких резко ограниченных полос цветовых в спектре нет, можно  туда ввести еще  разные цвета, как отдельные, было бы желание. Желто-зеленый, например, отдельно. Или розовый, маджентный.

Но традиционно вот так - семь цветов.

В русской мнемонической традиции их запоминают фразами:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ( филин - для тех детей, кто не знает фазанов)
Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь.

А в английском языке:
псевдо-именем Roy. G. Biv
фразой Richard Of York Gave Battle In Vain

А еще интересно, что радуга вовсе не полоска разноцветная, а куча кругов. Каждый круг своего цвета и все они разного размера. Там, где они наложились друг на друга, получается белый свет - его видно под дугой радуги, там всегда светлее и ярче чем выше дуги. А там, где они выступают за края друг друга, видны полоски цветов. Мы внутреннюю часть круга не воспринимаем, как часть радуги, видим только вот эту узкую разноцветную дугу.

И мы всегда стоим на линии центра  радуги - солнце у нас ровно за спиной, и если посмотреть перед собой, наша тень головой будет идти ровно  по центральной линии.  Радуга всегда круг, просто когда мы на земле, нам не видно ее второй половины за горизонтом, а с высоты самолета, например, легко увидеть круг.

искала в папке своих фотографий, так и не нашла, а помню, что снимала. Так что будет фото не мое. Радуга где-то в Шотландии

Date: 2015-03-23 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_triolet_/
Про то, что радуга всегда круг, очень интересно.
Про нахождение наблюдателя по центру очевидно, но я раньше воспринимала радугу как полукруг, точнее, в том числе и как линию, ограниченную землей - когда смотришь вблизи, например, на радугу в фонтане, там ведь ничего не уходит за горизонт. И даже на этом фото в посте более яркая радуга упирается в землю, а не находится за горами/линией горизонта.

Date: 2015-03-23 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Это потому что радуга не находится в этом конкретном месте, а видна так смотрящему. Если поставить человека ровно в том месте, где,как вам кажется, радуга упирается в землю, он не увидит ее в метре от себя или у себя над головой. Он увидит ее точно так же вдали "упирающуюся" в какое-то новое место.
Ее место и сколько круга видно зависит от положения капель воды, солнца и того, кто смотрит.

Date: 2015-03-23 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_triolet_/
Конечно, это понятно, что если человека поставить в том месте, то радуга сдвинется:)
Я просто к тому, что капли, в которых преломляется солнце, могут быть расположены как очень далеко (и тогда возникает ощущение, что радуга уходит за горизонт, и за горизонтом, возможно, продолжается до круга), так и относительно близко, как в примере с фонтаном, и там радуга - четко линия, упирающаяся в землю. Под землей ведь не может продолжаться до круга?..

Date: 2015-03-23 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Горизонт в данном случае это не физическая линия на земле, а высота взгляда. Когда человек низко, между его высотой взгляда и землей недостаточно капель воды, и/или солнце их не освещает. Если его поднять, между его высотой и землей достаточно капель, солнце их осветит, свет преломится - и он увидит круг. Но на фоне земли, а не неба.

Date: 2015-03-23 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] pitropova.livejournal.com
Не могу удержаться - еще двойная радуга
Image

Date: 2015-03-23 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] varka.livejournal.com
и от меня — радуга в Тоскане)

Image
Edited Date: 2015-03-23 05:45 am (UTC)

Date: 2015-03-23 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] astracat.livejournal.com
Мне попадалось "как однажды Жак-звонарь головою СБИЛ фонарь", а вот процесс ломания фонаря головой не очевидный какой-то.


А в русском переводе свинки Пеппы про радугу поют "... зеленый, лиловый и синий" О_о я так удивилась, что даже оригинал поискала - там все правильно. А ведь чудесная песенка была для детей.

Date: 2015-03-23 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] tetsu.livejournal.com
Я слышала вариант "... городской сломал фонарь" :) Но там своя неясность - то ли имеется в виду, что в городе был один фонарь, то ли сделан упор на то, что это была муниципальная собственность, то ли ещё что. :)

Date: 2015-03-23 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com
Радуга круглая, значит конца не найти, и горшочка с золотом тоже :(

Date: 2015-03-24 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] paratiritis-m-a.livejournal.com
К сожалению для золотоискателей, радуга, как материальный объект, объективно (т.е. независимо от наблюдателя) локализованный в определённой области пространства, не существует :-)
Процесс перераспределения энергии излучения одинаково происходит во всём объёме освещённого солнцем дождя. При этом наблюдатели, находящиеся в разных местах, глядя на один и тот же дождь, будут видеть радугу в разных местах.

Date: 2015-03-23 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] mamashamashi.livejournal.com
Помню, как в Йосемите, забираясь наверх вдоль какого-то водопада, видела радугу под собой (от капелек воды, летящих от водопада), и она делала почти полный круг :)

Date: 2015-03-23 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] silbern-drachen.livejournal.com
Ой, про круг - здорово. Значит, каждый раз, видя радугу, ты стоишь в центре радуги. Классно же)

Date: 2015-03-23 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Немедленно захотелось тоже найти свою картинку радуги! Но на этом компе у меня нету :)

Мне еще с детства казалось, что либо пять цветов должно быть, либо надо еще парочку добавить: желто-зеленый и зелено-голубой.

Date: 2015-03-23 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] tishina-i-ya.livejournal.com
про Жана-звонаря кажется и не слышала.. очень интересно про отличия :)

Date: 2015-03-23 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] tishina-i-ya.livejournal.com
про круг вообще не поняла

Date: 2015-03-23 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] naughty-cat.livejournal.com
Ой, там в гугле по запросу real rainbows circle столько красоты! :)

Date: 2015-03-23 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] sirickss.livejournal.com
Плюсую.
И радужные облака там тоже попадаются, а они вообще отдельно прекрасны :-)

Date: 2015-03-23 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] sveta-teplova.livejournal.com
А еще бывают белые радуги fogbow, и я в наших краях один раз видела, у океана. Они не от дождя, а от тумана, нужны намного мельче водяные частицы, тогда разложенный свет много раз пересекается, складываясь обратно в белый. Сейчас постараюсь найти фото. Это тоже очень красиво и жутко необычно.

Date: 2015-03-23 08:28 am (UTC)

Date: 2015-03-23 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
как-то попалась фота с ЧЕТЫРЬМЯ радугами. кажется невозможным, но - все честно. не во всяком месте увидеть можно.

Date: 2015-03-23 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] sirickss.livejournal.com
Вы ответили на мой немой вопрос насчёт того, отчего внутри радуги светлее, а с внешней стороны - темнее. Спасибо!
Насчёт голубого и синего удивлена, я бы тоже голубой потеснила как менее значимый, но теперь вижу, что это бесконечная палитра и сложно даже отдельных семь цветов особо выделить.

Оффтопом. Недавно разобрала старую хрустальную люстру, сплела из неё длинные бусы на южном окне и теперь каждый солнечный день здесь множество осколков радуги по всей комнате. Радуюсь, разглядываю, изучаю.

DSC_9203.jpg

Date: 2015-03-23 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] october-5oclock.livejournal.com
Между прочим, на обеих фотографиях двойных радуг цвета внешней радуги расположены наоборот: Ф-С-Г-З-Ж-О-К. Наверное это часть, еще не до конца понятной мне, закономерности про круги. Загорелась побольше прочитать об этом.

Date: 2015-03-23 01:01 pm (UTC)
hope_t: (Default)
From: [personal profile] hope_t
:)

Date: 2015-03-23 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ritakotylev.livejournal.com
интересно, спасибо.
мне запомнилось, как ребенок нарисовал однажды радугу, как веер расходящихся полосок из точки, как будто лицом внутри)

Date: 2015-03-23 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] oksani.livejournal.com
При том что я знаю физику, и понимаю что такое радуга, знаю как ее для детей сделать в брызгах, все равно твое "это круг" стало Aha! моментом. Странно :) Спасибо.

Indigo, кстати, в моем понимании английского, это не синий, а фиолетовый. Ну вот у нас два синих в радуге (синий и голубой), а у них два фиолетовых (indigo и violet).

Date: 2015-03-23 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] helixen.livejournal.com

У Набокова было упоминание, как его отец вошел в радугу и какое впечатление это на него произвело. Неправду, значит, сказал отец ребенку :)

Date: 2015-03-23 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] live-sugar.livejournal.com
) буквально через один пост от Вашего в ленте - обратная радуга (т.е. изогнута вверх): http://oskinpavel.livejournal.com/111573.html?mode=reply#add_comment
честно говоря, я такой никогда не видела

Date: 2015-03-23 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] gorodska-dusha.livejournal.com
А я всего пару раз могу припомнить когда видела радугу. Первый раз я ее видела одноцветной, персиково-розовой дугой. Это было на базе отдыха, где стояли такие поля для всяких активных игр. Они были прямоугольными, стояли одно рядом с другим и отделенные сеткой-забором. И насколько я помню, я отчетливо видела, что одна сторона дуги упирается в землю на одном поле - слева от меня, а другая сторона на другом поле - справа от меня.
А второй раз я видела семицветную радугу. После дождя мы ехали в машине мимо поля. И примерно в центре, где был просвет из тучек, была одна косая семицветная полоса.
Красивое явление)

Date: 2015-03-23 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] paratiritis-m-a.livejournal.com
Относительно наложения цветных кругов. Белый цвет действительно содержит в себе красный, зелёный, синий и т.д. и может быть разложен в спектр. Т.е. из него можно выделить, к примеру, красный, зелёный, синий цвета, т.к. они в нём содержатся. Но, если бы всё было так, как Вы описываете, то пришлось бы признать, что синий, в свою очередь, содержит красный, зелёный и т.д., вплоть до собственно синего; а зелёный – содержит красный и т.д. вплоть до зелёного. Понятно, что такое рассуждение можно применить к любому цвету. Однако, различные цвета друг в друге не содержатся, что принципиально важно для разложения в спектр. Таким образом, приходится признать ошибочной исходную гипотезу о наложении цветных кругов.

И… радуга не обязательно полный круг… и она обычно ближе горизонта.

Прошу прощения за «ложку дёгтя» :-/
Извините.
Edited Date: 2015-03-23 11:05 pm (UTC)

Date: 2015-03-24 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Если учесть, что начинается все с того, что белый свет раскладывается на все семь цветов спектра в процессе отражения от водяных капель, обратное сложение не кажется мне невероятно фантастической вещью.

Date: 2015-03-24 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] paratiritis-m-a.livejournal.com
Да, разумеется, сложение цветовых компонент не просто имеет место, а широко используется (экраны телефонов, мониторы, телевизоры, цветные принтеры, полиграфия). Такая технология получения различных цветов из нескольких базовых называется «аддитивный синтез цвета». Но дело не в этом, а в том, что, если бы гипотеза о наложении цветных кругов была бы верна, то, например, в области, где наблюдатель видит синий цвет, должен был бы присутствовать и красный (т.к. ему соответствует круг бОльшего диаметра). По аналогии с тем, что в области, где наблюдатель видит белый, присутствуют все цвета. Соответственно, по той же аналогии, из синего можно было бы выделить красный и зелёный. Однако, на самом деле этого сделать нельзя.
И, простите за дотошность, белый свет раскладывается на цвета в процессе преломления при прохождении внутри капель, т.е. в воде.

Date: 2015-03-24 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
тогда ваша дотошность должна вам подсказать, что чистое преломление бывает, например, в призме, а в каплях воды луч после преломления отражается от задней поверхности капли и в таком виде отраженном виде мы его видим. Оттого-то и вид у радужности радуги круглый, а не прямой, как после прохождения через призму.

Собственно, то, что я тут рассказала, я прочла в англоязычных источниках. Можно со мною не спорить - зайдите в любую такую статью научно-популярную и можете им в порядке дискуссии сказать, что свет в капле не отражается, а в белые круги внутри радуги вы не верите, потому что телевизор существует, а разной длины волн для каждого цвета в спектре не существует

Date: 2015-03-24 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] paratiritis-m-a.livejournal.com
Прошу прощения. Мне не хотелось Вас огорчать.

Date: 2015-03-24 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вы меня совершенно не огорчили. Пост этот именно о том, что там написано: что я прочитала о радуге. Что прочла, о том и рассказала. Ненулевая вероятность, что вы ученый-оптик и знаете о радуге точнее, но несколько мест в ваших рассуждених заставили меня усомниться в этом. Поэтому я не могу ваши слова принять как экспертные и поменять то представление, которое у меня сложилось после чтения статей про радугу. А переубеждать вас экспертно в мою компетенцию и задачу не входит - я не добывала научным путем эти знания, только прочла о них.

Date: 2015-03-24 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] paratiritis-m-a.livejournal.com
Это хорошо :-) А какие места в рассуждениях кажутся Вам сомнительными? Вот, преломление на самом деле происходит на границе воздух-вода, а не внутри. Mea culpa. Что ещё? Обещаю не продолжать спор, просто мне интересно :-)

Date: 2015-03-24 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] dvoranord.livejournal.com
Однажды я увидела двойную радугу и так впечатлилась, что сделала ее фоном на Фейсбуке. А теперь я работаю на 34 этаже и иногда чувствую себя внутри радуги.

Date: 2015-03-26 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] let4ik.livejournal.com
есть отличная книжка "Color" (http://www.amazon.com/Secret-Language-Color-Science-History/dp/1579129498/ref=sr_1_2?ie=UTF8&qid=1427343088&sr=8-2&keywords=color), там как раз в начале рассказывается про "истинные", или "первичные", цвета спектра, и "вторичные", и потом подробно и про индиго, и про мадженту
кстати, если находиться выше облаков и смотреть вниз, радуга всегда выглядит окружностью, а не дугой

Date: 2015-03-26 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Спасибо! Надо будет посмотреть!

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 04:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios