rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
У [livejournal.com profile] eregwen длинный и страстный разговор о нелюбви женщин читательниц к Карениной. Все стандартные поверхностные плюшки  - истеричка, наркоманка, бросила ребенка, обидела хорошего Каренина. Все это очень-очень близко дидактическому подходу советских детей из моего старого рассказа "Хорошая девочка? - Пло-хая!"  Я там тоже не удержалась, потому что роман люблю и потому что Толстой объемнее и гениальнее, чем такая простая читательская дидактичность.

А сейчас зашла посмотреть, что нового написали, а там очень интересные коменты от [livejournal.com profile] aenye. Не бабско-женские - я таких теток боюсь, они бы у меня мужчину увели, лучше их под поезд сразу! - а очень антропологические, как я люблю! С заинтересованной и внимательной отстраненностью. Вот один комент меня заставил  с увлечением задуматься:

"Я очень люблю книгу, она невероятно психологична, регулярно перечитываю.
К Анне, Кити, Вронскому и Левину, а также к Каренину (так и хочется написать "-старшему") отношусь с полупрофессиональной деформацией: описаны люди-травматики, которые действуют исходя из своих душевных повреждений, эрго не могут по-другому и в первую очередь вызывают эмпатию, сочувствие, а потом уже гнев и все прочее (все прочее, разумеется, тоже вызывают). Персонажи Толстого зачастую плохо понимают себя и находятся во власти затопивших их чувств, что, в общем, естественно для людей их эпохи. История Анны - это история пробудившейся чувственности в условиях, когда с ней невозможно соединиться (нет разводов, общество осуди, разлука с сыном и прочая).
Кити, конечно, на балу досталось от Анны (а что могла поделать с внезапной влюбленностью Вронского Анна?), но действительно, ей гораздо больше подходил Левин, и она сумела пережить разрыв с Вронским и соединиться с человеком, который готов был с ней жить в абсолютном слиянии.
Интересно, что и Анна ждала этого полного слияния от Вронского, именно это ее и убило. Тут налицо психологическая катастрофа.
Лично меня в книге больше всех раздражает Левин со своим комплексом мадонны-блудницы и Правильностью с большой буквы П. Хотя и Кити, и Левин изрядно взрослеют за два толстенных тома.
Анну мне очень жаль. Она для меня прежде всего жертва своего времени.
В конечном счете самый здоровый среди персонажей в "АК" - Стива :))) Он находится в полном контакте со своими чувствами и желаниями :)))"
Конец цитаты.

___________
И это такая правда! Все остальные герои испытывают разные разрывы и разделенности - вот это они хотят, вот это делают, вот это думают, что надо делать, вот это хотят от других людей. Все, все так делают! Один Стива совершенно однородный, без разрывов.

Он спит с гувернанткой  полносердечноорганизменно - и ни в одну секунду у него при этом нет ощущения, что он нарушает некую абстрактную мораль - нет, не нарушает, нет у него внутренней обязанности нести эту мораль своей тушкой. Он не жалеет в этот момент жену и не чувствует вины перед нею - потому что  у него нет внутри таких условий, в которых картинка бы была с нуждой в жалости и вине. Он уверен совершенно, что она старая отцветшая женщина, думающая только о детях, и отлично понимающая, что никаких чувств Стива-любовник к ней испытывать не может, и что она никак не против, чтобы он спал с другими, что чуть ли не молодчик он, если так делает. И что всем хорошо и весело от этого. И она все это знает и понимает ровно так же как Стива.

Когда он обнаруживает ее расстройство - он ужасно удивлен. Но в нем опять же нет чувства вины, или понимания неправоты - только чувство - давайте уже сделаем все так, чтобы Стивочке опять стало хорошо и весело? Вы же меня все любите? правда же? - с веселой уверенностью щенка-лабрадора. И он готов у нее просить прощения, и  кивать головой и обниматься - мирись-мирись и больше не дерись - но в нем нет никакой работы : я сделал дурное дело, я мучаюсь стыдом и виной, я хочу искупить эту вину, я буду лучше. Он совершенно не мучается -  с удовольствием вспоминает плутовские глазки гувернантки, весело рассказывает Левину, что булочки так вкусно пахнут, что он и чужую сопрет без стеснения - ведь вкусно, и ему весело?

И он на самом деле готов бежать дальше, найти другую гувернантку, по подписке делать обед какой-то певичке, в клуб, к развлечениям. И на душе у него цельно и спокойно.

А Долли за это время совершила какую-то камнедробительную душевную работу - мучалась, думала кругами, строила себя морально, обдумывала всю жизнь в одиночестве,  пыталась найти способ его христиански простить. Меня всегда поражало, какую серьезную нравственную работу она вкладывала в то, что с его стороны ничего не весило, ничего не стоило,  - и даже  за него сама придумывала его чувство вины, его страдания, его мучительную работу стыда. Все, все сама - в одну голову! А он кролик-веселушка - не возражал даже.

И [livejournal.com profile] aenye правильно еще замечает, что его все любили. То есть положа руку на сердце, ясно же, что он пустое, не-моральное существо - но никто на него не сердится, все его любят - от друзей до начальства, от детей до слуг. Я думаю, не в последнюю очередь именно вот за эту незамутненную цельность, безмятежность, полную гармонию с собой, которую все остальные с проблемами чувствуют.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2014-10-09 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Я почему-то сразу начинаю вспоминать моих разных знакомых.
И как я по молодости принимала таких "Стив" за гармоничные личности.
Пора перечитывать!

Date: 2014-10-09 02:38 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А на чем прозрение настало?:)

(no subject)

From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] adurash.livejournal.com - Date: 2014-10-09 12:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 01:18 am (UTC)
From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com
Так Стива и есть прелесть )) Мне он всегда нравился. Конечно, он совершенно невыносим своей легковесностью, но так это он для правильных женщин невыносим, а зато как с ним здорово залиться кататься в санях ))
По крайней мере он не убивает аппетит своими ёжистыми интровертными комплексами и дутыми идеями.
Чистосердечный такой сангвиник во всей красе. Яковлев его сыграл потрясающе сочно и точно.
Edited Date: 2014-10-09 01:19 am (UTC)

Date: 2014-10-09 04:47 am (UTC)
gingema: (Default)
From: [personal profile] gingema
А Яковлев, по рассказам, и сам такой :-)

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2014-10-09 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-10-09 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2014-10-09 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-10-09 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] winter-sea.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] winter-sea.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] streletc-art.livejournal.com - Date: 2014-10-09 12:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] helixen.livejournal.com
В тринадцать я очень мучилась из-за Карениной и очень ее не любила - не книгу, а персонажа. Только совсем не потому, что она бросила мужа и ребенка. Эти перипетии я равнодушно проскакивала, с ужасом ожидая момента, когда Анна уедет в имение Вронского. Этот эпизод для заморенного старшеклассника был пытке подобен: ей было можно жить сколько угодно за городом, играть с детьми, делать что захочется, да еще и все от нее отстали, можно было ни с кем не видеться, включая Вронского! И она добровольно отказалась от такой участи мечты! Какой жестокий, страшный роман) Я страдала при каждом перечтении и даже в сочинении посвятила этой чудовищной несправедливости огромный-преогромный абзац :) Учительница очень смеялась.

Date: 2014-10-09 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Как интересно:)

А! там еще и книгу можно было писать!

Date: 2014-10-09 02:13 am (UTC)
From: [identity profile] guliguli.livejournal.com
Я регулярно ее перечитываю, но ни разу не дочитала до конца, только чуть больше половины. И ведь нравится, очень! В отрочестве все вокруг, и я, считали Толстого попсой, а Достоевского гением. А сейчас, вот пару лет назад перечитывая, мне хотелось буквально всем кричать - какой человечище, какой душеведец! Анну восприняла как раз как написано в посте, и всех остальных, кажется, люблю и понимаю, никто не раздражает, даже Левин.

Date: 2014-10-09 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А чем люди вокруг аргументировали, что Толстой попса? И как получалось, что Достоевский с его мексиканскими страстями не попса?

(no subject)

From: [identity profile] guliguli.livejournal.com - Date: 2014-10-09 03:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] winter-sea.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:49 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 02:15 am (UTC)
gingema: (Default)
From: [personal profile] gingema
Про Стиву и Долли все правильно сказано, но читать очень печально, феминистская душа моя страдает!

Date: 2014-10-09 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А как она у тебя страдает и за кого?

(no subject)

From: [personal profile] gingema - Date: 2014-10-09 02:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 02:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] winter-sea.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:52 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 02:20 am (UTC)
hope_t: (Default)
From: [personal profile] hope_t
:)
я не знаю как я в школе "проскочила", не читая всю книгу, поэтому я первый раз "читала" в 32 года и думала, что вот всё это у Анны болезнь-истерия и её поведение можно объяснить этой нестабильностью психики. Почему-то только это впечатление осталось от книги. дальше думала, что не люблю Толстого.

Недавно совсем после нового фильма задумалась о книге и решила её перечесть. получила массу удовольствия от описания подробностей быта, нравов и уклада жизни. я еще заметила и блестящий юмор Толстого в этих описаниях:)
Смутило, что взрослые люди ужасно себя "ведут", т.е. не могут выразить свои желания и мысли, а придумывают в голове "всякую ерунду", бегают, и размахивают руками;) - как-то неловко было читать об их надрывных поступках.
Анну ужасно жалко потому что как раз её разлука с ребёнком причина её "депрессивного состояния" и "истерик"...
Edited Date: 2014-10-09 02:41 am (UTC)

Date: 2014-10-09 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Они еще гораздо больше думают о всяких тонкостях у себя в голове, так что простора для придумывания "всякой ерунды" у них намного больше!

Вот, например, один из моих любимых примеров - как по разному в голове у двух, даже близких людей!
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/823981.html

(no subject)

From: [identity profile] helixen.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] hope_t - Date: 2014-10-09 02:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] yalana.livejournal.com
Я согласна с такой точкой зрения.
Тут недавно впервые посмотрела новый фильм на тему, который с Кирой Найтли. По-моему, там видение режиссера тоже отдает этой "дидактичностью".
Вы смотрели?

Date: 2014-10-09 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Нет, так мне не нашлось товарищей пойти в кино на него. Надо будет уже в прокате взять.

Date: 2014-10-09 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] angryredcat.livejournal.com
Первый раз я читала АК в школе, мне было 14. И мне роман ужасно не нравился, герои раздражали, я его неделю почти мусолила (что для меня было нереально долго). И вообще тогда я Толстого не любила (кроме "Воскресения"), я любила ФМ. Совсем как вы писали в давнем посте про сравнение этих гигантов мысли)).
А перечитывала я АК уже сильно позже, когда мне было 28, и я находилась в сложном амурно-эмоциональном раздрае, очень похожем на тот, что был у Анны (просто не так трагично). И я поражалась - ну надо же, ведь Толстой мужчина, а как точно он описывает чувства, сомнения, переживания женщин, какой тонкий психолог. И как человеческие чувства, эмоции и комплексы остались практически неизменными за столько лет!
При последнем прочтении я жутко сочувствовала Анне, раздражалась на Левина (мне его метания достоевщиной пахли), снисходительно относилась к Китти, Каренин воспринимался как жуткий сухарь и зануда, а Стива да, такой жизнелюбивый позитивный живчик, что даже злиться на его поступки не получается.
Правильно вы писали - надо перечитывать классику во взрослом возрасте!

Date: 2014-10-09 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
И каждый раз выбирается вниманием какая-то новая линия, которую пропустил в прошлые разы, правда?

(no subject)

From: [identity profile] angryredcat.livejournal.com - Date: 2014-10-09 04:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:02 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] guliguli.livejournal.com
Ассоциация внезапно возникла. Каренин же вылитый Станнис Баратеон.

Date: 2014-10-09 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] Марина Хромина (from livejournal.com)
Пару недель как прочла "АК".
Очень мне понравилась ваша формулировка характера Стивы.
Хотя здоровым его характер я назвать не могу. Он не здоровый. Он инфантильный напрочь на мой взгляд. Да, он находится в полном соответствии со своими желаниями и поступками. Но он при этом абсолютно не эмпатичен другим людям. Ему вообще дела нет до них,если они не нужны для удовлетворения его потребностей. Мне кажется, что это все же не здоровье...

Но роман абсолютно великолепный! И спасибо вам за посты о нем. Без них я просто не решилась бы читать.

Date: 2014-10-09 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] aenye.livejournal.com
Да, совершенно согласна с вами. Просто на фоне остальных он хотя бы не страдает так мучительно.
(deleted comment)

Date: 2014-10-09 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] markela.livejournal.com
И при этом Долл еще молода, по меркам нашего времени, конечно, но и по меркам того еще не старуха.

Date: 2014-10-09 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com
С удивлением прочитала, что женщины Анну не любят. Правда, не любят? Как неожиданно. Мне казалось, в ней так узнаваемы осколки собственной личности, что уже одно это делает неприязнь маловерояной. Как смотреть на подростка, который бежит к обрыву: и жалко, и горько, и злость берет от его дурости, и страшно.

Я всей душой не переносила Левина (и это отношение мало изменилось с возрастом) и Долли. Но у Толстого вообще нет симпатичных мне персонажей.

Date: 2014-10-09 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Не любят:) она и Ирен Форсайт - в любой день недели и час дня можно бросить клич - " а правда она сволочь и гадина?" - и тысяча "правда!" обеспечена.

(no subject)

From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:52 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:55 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:04 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:10 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:14 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:20 am (UTC) - Expand

(frozen) (no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] joysky.livejournal.com - Date: 2014-10-09 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keep-up.livejournal.com - Date: 2014-10-09 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:54 pm (UTC) - Expand

не все

From: [identity profile] niki-nadoeli.livejournal.com - Date: 2014-10-09 12:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] afa-lina.livejournal.com - Date: 2014-10-10 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ver-luisant.livejournal.com - Date: 2014-10-14 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aurain.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lyama.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com
Я как-то не совсем понимаю, отчего терзания Анны делают её симпатичнее, если ведёт она себя без мозгов, хоть, возможно, и в силу наркозависимости? Сразу аналогии с дракончиком из анекдота - печальная бедная сиротинушка, остался без папы-мамы ...которых тупо сожрал. Она _могла_ получить развод и выйти за Вронского своего, и даже со временем (пусть это были бы годы, а не недели) могла бы снова стать плюс-минус респектабельной, но на алтарь пробудившейся страсти было брошено всё, включая благополучие детей и карьеру\репутацию любимого мужчины. И уже сложно сказать, такая дура ибо наркоманка, или наркоманка ибо такая дура. Трагично, что не было осознания опасности использования этакого "успокоительного". Ну и Толстой, конечно - он сам-то к Анне относился отнюдь не тепло, если при всех этих шансах она у него обязана была наказание получить. Он вообще в женщинах свободу выбора мужчины, а не тихое сидение замужем с перманентной беременностью не любил, по моим ощущениям. Нас же, современниц эмансипированных,в отличие от Толстого, бесит другое. Имхо, мало кто из "биологически сознательных" женщин может к Анне симпатией проникнуться - забота о потомстве в нас глубже прочих эмпатий, это помимо того, что многих по-простому так раздражает видеть, как человек своими руками *ерит даже не один шанс на "жизнь с положительным вектором", а парочку, заодно сильно гадя окружающим и в итоге и вовсе самоубиваясь, сознательно это или полуосознанно. А отбить чужого мужчину? Тут ей и вовсе не лекарство ..эээ.. совесть затуманило. Любовь зла, но действуют-то люди и по их действиям их и оценивают.
Edited Date: 2014-10-09 07:01 am (UTC)

Date: 2014-10-09 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Скажите, скажите - как могла ?
Получить развод, в смысле?
У вас есть какая-то своя процедура, если Каренин окончательно и бесповоротно отказал, когда Стива приехал его умолять?

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eilin-o-connor.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ladytekki.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-10-09 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:53 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2014-10-09 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
В разводах главное - что они не гарантированы, а даются милостью второй стороны. И если эта вторая сторона обижена и сердита - с какой стати ей проивзодить какие-то телодвижения ( прямо скажем, позорные и непристойные) в сторону обидчика?

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2014-10-10 06:00 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2014-10-09 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот и загадка - а все встречные любят!

Date: 2014-10-09 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] ziraell.livejournal.com
Извините за вторжение, только вчера добавила ваш журнал в ленту, но заглядываю уже давно. Про Каренину: для меня книга это просто ода эгоизму. Все без исключения герои книги озабочены только своими чувствами и переживаниями. Та же Анна, дело даже не в том, что истеричка, просто вот если бы она хоть на миг оглянулась бы по сторонам, хоть бы на секунду в ее пустую головку залетела бы мысль, а что чувствуют при этом ее близкие люди, и история потекла бы по другому. Нет, она только всю книгу стонет и причитает, какая она несчастная падшая женщина. А Левин? Вроде бы преподносится как единственный положительный, или если точнее порядочный персонаж. А по факту, думает только о себе, о том как его унизили и оскорбили такого замечательного, а на секунду подумать, что чувствует девушка? В какое он ее положение поставил своим внезапным с потолка "выходите за меня". Мне кстати только Стива в книге и нравится, единственный, кто переживает, что причинил жене боль своей интрижкой со служанкой.
Edited Date: 2014-10-09 08:15 am (UTC)

Date: 2014-10-09 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] davarix.livejournal.com
А у меня муж такого же психотипа как Стива. Я, когда перечитывала АК, очень смеялась.
Главное их достоинство: они заряжают атмосферу эмоциями (позитивными, как правило), людям рядом с ними легко и весело. А в ответ, им нужны люди-переводчики смысла и чтобы их уважали от среды обитания. Они, например, не любят читать и перерабатывать информацию, но обожают слушать пересказы тех, кому это легко (в этом они - "дурочки") и очень неплохо это потом применяют в жизни. Ну и с ответственностью, если не пинать, у них не здорово, но если припереть к стенке, то очень даже, только вот Долли все взвалила на себя и повезла. Более того, приоритет роли матери над ролью жены - это же выбор Долли, она считала, что это должна делать. Ну а Стива сработал на запрос (ведь несмотря на отцветшесть жены новых детей он делал, а она потом уходила в полный многомесячный цикл беременность-кормление). А с сексапильностью у него все было в порядке по умолчанию.

Меня в АК поразило во взрослом прочтении, насколько плохо они там коммуницируют. Каждый варится в своих чувствах и мыслях, а как пытаются поговорить, так тыкают друг друга условной вилкой во всякие нежные места и даже не понимают, что тыкают.

И про роды-детей удивилась тоже. Я думала, что в той среде было принято рано отделять от себя детей, брать им кормилиц, гувернанток. Поэтому я было удивлена, что Долли, Анна и Китти подолгу кормили сами, например, и что Анна жалеет, что не кормила сама младшую девочку, что поэтому не сложилось привязанности и отношения "свой ребенок".

Date: 2014-10-09 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] joysky.livejournal.com
Люблю этот роман.

В свое время мама сказала мне, что Толстой, помимо прочего, гений точных деталей и психологических подробностей.
Точнее, она это сформулировала так: "Не зря говорят - хочешь узнать, как оно было, прочитай об этом у Толстого" (речь шла о свадьбе в 19 веке).

Всем героям в той или иной степени я сочувствую, поскольку, как и aenye, сейчас вижу там много травматики и невозможности_поступить_по-другому, ибо травматический пэттерн в действии могуч.

Единственное, по-прежнему неприятен мне момент отношений Каренина с этой дамой в годах, его подругой, и ее вмешательство в разруливание их отношений с Анной. Гадко очень вышло.

А Стива - обаятельный козел, имхо. :) Точнее, козел для него уже комплимент (no offence meant), в том смысле, что он гадит там, где ест. То есть жена у него есть, а отношений в общем-то нет - зато есть сообразное запросам использование.
То, что зрелым мужчиной с соответствующей взрослой психикой и сформировавшейся внутренней этикой его назвать трудно, только добавляет опасности его обаянию.
И по моим наблюдениям вот такая обаятельность естественности для мужчин этого сорта не редкость.

Оно, обаяние, и у действительно гармоничных людей присутствует, но привкус там уже другой - тут помогает только смотреть по делам.

С другой стороны, с Долли они составляют идеальную пару: женщина-мать со склонностью все взять и повезти и мужчина-ребенок. Так что тут гармония пэттернов.)

Date: 2014-10-09 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] aenye.livejournal.com
Кстати, сиротство обоих остается за кадром. Анна выходит за "отца", Стива женится на "матери". Они просто пытаются решить свои проблемы. Я не знаю, что могло остановить бы травматический паттерн, ни разу не видела.

(no subject)

From: [identity profile] joysky.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2014-10-09 10:41 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com
Я б сказала, что это не гармония с собой, а отрицание плохих эмоций, тоже вытеснение своего рода. И как жизненная стратегия не прокатывает. Ну вот не была бы Долли такой духовно-одаренной, подсыпала бы мужу мышьяка в кофе, и кончилась бы его карьера отрицателя негатива бесславненько:)

Date: 2014-10-09 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
какая разница как кончилась? Его и карета могла сбить завтра после любого дня. Но он погиб бы тем же самым - нераздвоенным, без зазора. Это не стратегия - стратегия как раз у тех, у кого есть разделение - чуувствуем одно, стратегически решаем делать другое. А у него психика цельная, без болезненности. ( совершенно не означает, что из этого можно сделать вывод - "хороший мальчик!" - "нет, плохой мальчик!" - это вообще не про плохость-хорошесть)

(no subject)

From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:03 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] heifez.livejournal.com
Я обожаю, обожаю "Анну Каренину" за неоднозначность персонажей - раз и за то, как они проявляют себя в связке с другими - два. Я перечитываю почти ежегодно с 15 лет и мне не надоело и каждый раз по-новому все вижу. Я другой сравнимой книги не знаю.
И в последний раз меня, как жену и мать, больше всего поразила линия Стивы-Долли как пример того, чего я счастливо избежала. По молодости таких прекрасных Стив в моем окружении было много и я в них влюблялась и мечтала связать свою жизнь и т.п. А теперь я могу посмотреть на своих счастливых соперниц, которые связали - и ужаснуться. Стива как приятель прекрасен, но как муж он катастрофа. Он вообще о семье не думает, как его дети будут жить, что есть, на какие шиши они будут учиться. Он промотал приданое Долли и не поморщился. Все деньги, которые он зарабатывает, идут на его же увеселения. Он тратит деньги на помощь певичке, а не на платья любимой дочери, которая выросла из старых. Их отъезд в деревню (Долли и детей) это катастрофа. Очень интересно, что такому Стиве Толстой дал в пару Долли. То что она умна и нравственна и, как вы правильно написали, проделывает камнедробительную душевную работу - поразительно соседствует с ее житейской беспомощностью и непрактичностью. Она до конца отказывается строить жизнь на том факте, что муж у нее безответственный мотылек, она, так же как и он, не способна стратегически мыслить в плане дальнейшей жизни детей (какой контраст с обоими Львовыми), она закрывает глаза на ту данность, которая есть, и уходит в нравственные эмпиреи.
И такую Долли я тоже знаю, это моя тетя)))) это просто потрясающее - прокрастинация прозы жизни духовными заботами)))) при том, что с таким количеством детей и денег о прозе жизни ей забыть ну никак нельзя.

Короче, для меня Стива самый отрицательный персонаж романа)))

И ведь там со всеми так - нет однозначно хороших или плохих черт характера, однозначно правильных поступков, есть люди, которые поступают как им кажется правильным в каждый момент своей жизни - и каким боком это выходит им самим и окружающим. И их поступки и чувства можно бесконечно объяснять, хоть с такой точки зрения, хоть с другой. Совсем как в жизни)))

Date: 2014-10-09 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] gremlinmage.livejournal.com
Стива - это такой человек-котэ. :) Он безумно обаятельный, веселый, игручий, с ним классно проводить время и, в принципе, не жалко даже о нем немного позаботиться - вкусняшку там дать или блох вывести :)

Но с такими людьми категорически нельзя вступать в отношения более близкие, чем приятельство. И поэтому безумно жалко Долли. Это же кошмар, когда твоя жизнь, твое благополучие и благополучие твоих детей очень существенно зависят от какого-то кота, пусть даже и офигенно мимимишного. :(

Date: 2014-10-09 06:57 pm (UTC)

Date: 2014-10-09 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] nikushor.livejournal.com
А у меня в голове все простенько выстроилось. Сколько раз ни читала – это приговор системе "общественной морали" и все вот это вот. Эта система, и только она, делает людей несчастными. А люди все разные, не плохие и не хорошие, в современном мире никаких таких драм не было бы вообще (были бы другие;) Долли бы предохранялась и в свои 33 была бы еще огого, а если что - развелась бы спокойно, Анна бы ребенка отсудила или совместную опеку, и спокойно тусовала бы в обществе (а ей же именно общения не хватало в гдухих деревнях) с новым любовником Вронским, и никто бы ее не осуждал, и паранойи у нее бы не было, что "если он меня бросит, то это Конец"... Понимаю, что такая трактовка довольно примитивна, но я как ни кручу – не вижу большего виновника, чем традиционная система отношений. Люди не могут быть виноваты, люди имеют право быть разными (и гедонистами, и наркоманами, и чайлдфри, и крепкими хозяйственниками)
Edited Date: 2014-10-09 11:15 am (UTC)

Date: 2014-10-09 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] anecka-i-shen.livejournal.com
:) Я вот даже дочитать не смогла - настолько было мне очевидно, что все проблемы от той системы морали и - для меня сейчас - насквозь выдуманны. Настолько чужой мир, что их проблемы даже не интересны:)

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vedmedyk.livejournal.com - Date: 2014-10-09 10:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] sukie-rudgemont.livejournal.com
Как много интересного общения по ссылкам! Спасибо.
Поражает, что и Анну, и Ирэн большинство женщин судит именно по законам современности.

Date: 2014-10-09 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да, да!
я уже сто раз ввязывалась в разговоры - " а что Анна не развелась и не вышла снова замуж?" и "а чего бы Ирен не уйти и не устроиться на работу и не содержать себя самой?"

(no subject)

From: [identity profile] angryredcat.livejournal.com - Date: 2014-10-10 05:12 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sukie-rudgemont.livejournal.com
А знаете, мой отец - он как Стива. Только к старости в нём люди начинают разочаровываться, и то не все.

Date: 2014-10-09 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
И все равно не все?
Вот же сила обаяния таких Стив!

(no subject)

From: [identity profile] sukie-rudgemont.livejournal.com - Date: 2014-10-10 06:23 am (UTC) - Expand

Date: 2014-10-09 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
ИМХО - самое ужасное в русской литературе - что "Толстые романы" до сих пор читают и обсуждают.

Date: 2014-10-09 02:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Анна ведь сестра Стивы?
Их экстра сексапильность, обаяние и живость видимо фамильная черта.
А про женскую страстность еще Юнг писал в "Психологическом аспекте архетипа матери", глава "преувеличенный эрос":

"Женщина, на роду у которой написано быть возмутительницей, деструктивна лишь исключительно в патологических случаях. В случае нормы она в качестве возмутительницы сама охвачена беспокойством, как несущая превратности она сама превращается, и сиянием огня, который она возбуждает, озаряются и освещаются все жертвы этой завязки. Что казалось бессмысленным нарушением - стало благовестом - "потому что все тщетное улетучилось" ([Faust. 2. Teil. Bergschlucht].).

Если у женщины подобного рода смысл ее функции остается бессознательным, т.е если она не ведает, что она часть "той силы, которая хочет зло, а творит благое" ([Faust. 1. Teil. Studierzimmer].), то она погибнет от того самого меча, который она же принесла. Осознанность, однако, превратит ее в ту, кто расторгает и избавляет."

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arpad.livejournal.com - Date: 2014-10-09 07:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] la-calvados.livejournal.com - Date: 2014-10-10 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pust-sbudetsia.livejournal.com - Date: 2014-10-12 09:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] winter-sea.livejournal.com - Date: 2014-10-11 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pust-sbudetsia.livejournal.com - Date: 2014-10-12 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuguar.livejournal.com - Date: 2014-10-10 08:45 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 10:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios