rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
На практике убеждаюсь все время, какой хороший инструмент утренние страницы Кэмерон. Если вы еще не знаете, что это, кратко так: Джулия Кэмерон придумала курс для преодоления блока у творческих людей, который работает и без творческих блоков тоже, и одним из его инструментов являются утренние страницы - ежедневное написание трех страниц в тетради всего того, что в голову приходит. ( Книга Кэмерон Artist's Way, все мои посты про нее и книгу тут)

Я пишу теперь бессистемно, не каждый день, но периодически понимаю,  как не права в этом. Потому что временами не провентилированные идеи, тревоги и заботы накапливаются монбланом и вбрасывают меня в приступ нервности, когда мне начинает казаться, что дел слишком много, необдуманных мыслей слишком много, я ничего не успеваю ухватывать за хвост, ничего не контролирую, и сейчас все рухнет на меня:)

Когда я пишу регулярно, то эти вещи регулярно обрабатываются. Вот идеи, например. Мне постоянно приходят в голову какие-то идеи, которые я не успеваю обдумать в обычном бытовом течении жизни. Это не идеи креативные, что создать, а идеи, скажем, понимальческие - как что-то устроено, отчего вот так. Они приходят в голову в виде смутного образа, гипотезы, задачи, вопроса - а так ли это - и на них нужно время, ничем больше не занятое. Их нужно развить стройно по всему пути, посмотреть, куда они придут, проверить гипотезу - выйдет ли так в конце и в конце в любом случае сделать какой-то вывод, как-то ее сформулировать. Если оставить как есть - она так и останется в голове смутным непроявленным пятном. Какое-то время такие пятна накапливаются, потом либо исчезают-забываются, либо у меня  взрывается  - и я в панике занимаюсь этим монбланом.

В обычной жизни я часто такое обговариваю с близкими - с мужем и с деткой. Они всегда вбрасывают новый угол рассмотрения, и в разговоре, в описывании этого словами, идея проявляется из смутного пятна в четкую картинку. Но для этого тоже нужно отдельное, ничем не занятое время - прогулка или телефонный разговор. В жж я описываю идеи после того, как они проявились, после того, как мы обсудили, обговорили и дали форму этой мысли.

Так вот - утренние страницы дают мне возможность эти идеи постоянно проявлять, это моя фотолаборатория:) - я захожу, развожу химикаты, протягиваю пленку, колдую - и в конце появляется проявленный четкий образ. Понемногу каждый день - и все умные мысли у меня учтены, и развиты, и обдуманы и проветрены.

То же самое с тревогами. Нет времени остановиться и подумать в процессе. А почему это я не люблю телефонные разговоры на этой неделе. Или еще что-то такое. Вот сегодня опять накопилось - и у меня опять состояние кошки в едущей машине - всего слишком много!

В такие моменты приходится все откладывать и садиться за писание. И тут я вижу, что да - три  недели не писала, конечно, все переполнилось! Кладовка в моей голове трещит по швам, мысли, тревоги и идеи там уже не помещаются и гора грозит вывалиться и меня погрести под собой. Усилием воли я не даю себе паниковать, не даю думать про писание - что это еще одна забота и  время займет, а дела умножаются! Я делаю то, что надо было делать регулярно - пишу все подряд, что меня волнует.

Сегодня я записала список дел, которые постоянно угрожающе крутятся у меня в голове на заднем плане, и список тревог, которые первыми приходят на ум. Дел оказалось вовсе не монблан, прямо вот таких первоочередных всего 37, а это обозримое количество вполне. И из них, пока я писала и обдумывала, я сделала два окончательно и в пяти сделала куски, достаточные для сегодняшнего дня. То есть, я даже еще не приступала к ним, а что-то делала между пунктами, стихийно.

"Тревоги" - это условное название - туда входит все, от подавленного раздражения на что-то до незаписанной  и не развитой идеи. Тревог вышло 19. После чего я села и стала в каждую вглядываться и вдумываться, описывать подробнее, проверять в разных направлениях и приходить к выводам и резюме. И так я обдумала пять пунктов - и в четырех из них что-то сделала в реальности, чтобы это как-то разрешилось. Теперь основное нервное состояние улеглось, и остальные пункты можно обдумывать в рабочем порядке, постепенно. Главное - я вернула себе ощущение контроля за своими мыслями. событиями и планами. Несделанного полно - но я, по крайней мере теперь вижу аккуратные полки со сложенным туда по темам несделанным - а с этим можно работать, в отличие от монблана непонятностей.

А если бы я писала утренние страницы регулярно, оно бы все в рабочем порядке проветривалось, мысли обдумывались и развивались, тревоги вытаскивались на белый свет и разбирались. В общем, это не ненужная роскошь, а совершенно необходимый мне инструмент, опять поняла я. И вспомнила, как увлекательно бывает охотиться на какую-то идею - задаешь себе вопрос, отчего так, начинаешь рассматривать, идешь по следу, угадываешь детали, разворачиваются неожиданные боковые ходы и коридоры, проявлятся связи с  чем не ожидал - и в конце проявленный образ, правило, полезный принцип, выясненная причина.

А уж работающие идеи, удобные технологии и полезные принципы я люблю, как никто:) И придумывать, и пользоваться, и рассказывать тем, кому интересно.

____________


The Complete Artist's Way: Creativity as a Spiritual Practice

Date: 2014-06-25 03:39 am (UTC)

Date: 2014-06-25 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] Ирина Осипова (from livejournal.com)
Да ! Очень вовремя вы это написали. Я тоже снова начну писать эти страницы. У меня ещё одно наблюдение интересное в связи с этим. Я когда начала перечитывать их то поняла , что я оказывается намного "умнее", чем я про себя думала. У меня есть склонность к недооценке собственных мыслей и решений. А когда читаю их,как чужой текст,отстранёно - то понимаю, что мне не надо советоваться с кем-то. Всё во мне есть ,только надо дать время созреть идее. Утренние страницы учат слушать себя и жить осознанно.

Date: 2014-06-25 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] port-naya.livejournal.com
полностью с вами согласна.
в нас всё есть, просто каша в голове не является пищей для ума, а эти упражнения позволяют выгрузить на бумагу даже то, что ты не замечаешь за собой.

Date: 2014-06-25 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот! Отличное наблюдение.
а у меня вообще есть правило - "человек всегда сам знает" - вот только до поверхности он это знание может не доносить. Тут написывание ( или размышление с одновременным записыванием) помогает очень.

Date: 2014-06-25 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] mariechea.livejournal.com
прямо-таки не знаю, сколько плюсов сюда в комментарий поставить

Date: 2014-06-25 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] hieroglyph-elle.livejournal.com
Прямо психотерапия.

Date: 2014-06-25 04:02 am (UTC)

Date: 2014-06-25 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] osnatka.livejournal.com
а вы печатаете, или именно пишете ручкой на бумаге?

Date: 2014-06-25 05:09 am (UTC)

Date: 2014-06-25 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] zl-emma.livejournal.com
А сколько примерно времени у Вас уходит на страницы, когда Вы делаете это упражнение регулярно?

Date: 2014-06-25 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
43 минуты

Date: 2014-06-25 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] port-naya.livejournal.com
Я всегда писала дневники, а Утренние страницы немного упорядочили эту деятельность, и да, если не написала, то очень не хватает - ощущения "выговорился из головы"- и свобода.
пару дней назад у вас был пост о прохождении поэтапно всех упражнений, так я после него поехала и купила вторую книгу Кэмерон "Золотая жила"

Date: 2014-06-25 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Интересно, что она в России почему-то считается "второй книгой". А на родине Джулии я такого не обнаружила. В "полный курс пути художника" входят вот эти три книги: The Artist's Way, Walking in This World, and Finding Water. Они же считаются бестселлерами. И где-то среди 37 ее книг есть вот эта "Золотая жила". Но она не считается второй или какой-то особой, как я понимаю.

Date: 2014-06-25 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] ptisa-jill.livejournal.com
Наверное потому, что в России, кроме этих двух книг у Кэмерон больше ничего не переводилось и полного курса из тех трех книг, о которых вы пишете, у нас нет. Т_Т
В этом году еще вышла книга про развитие творческих способностей у детей, но она явно из другой оперы.
Edited Date: 2014-06-25 05:51 am (UTC)

Date: 2014-06-25 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] port-naya.livejournal.com
Думаю, считается так, только из-за того, что переведены и изданы только эти две."Путь художника" я купила давно, причем ничего не зная о содержимом, в магазине она стояла в отделе между эзотерикой и психологией.Я тогда арт-терапией увлеклась и купила интуитивно, от книги получила очень многое для себя; одним из результатов было поступление в университет и выпуск небольшой книги.

Date: 2014-06-25 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] lisalara.livejournal.com
Хорошее какое сравнение про кошку в машине:-)
Ощутила всем существом. И представила, что хочу иногда из кошки превращаться в собаку в машине:-)))

Date: 2014-06-25 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] my-kadrik.livejournal.com
Алика, а у меня к Вам вопрос: я знаю, что Вы утренние страницы записываете в тестовом файле, сколько примерно текста должно получаться минимум, страница, две? Ведь в файле текста на страницу получается больше, чем рукописного в тетради?
Я начала писать и вскоре бросила из-за элементарной нехватки времени. Утром мне надо выходить на работу в семь часов, а на три страницы в файле уходило от 40 минут до часа. Приходилось очень рано вставать, я физически это не потянула.
А вот теперь думаю, может, я слишком много писала? Или слишком долго?

Date: 2014-06-25 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] 0mela.livejournal.com
750words.com, есть такой сайт специально для утренних страниц. Я им не пользуюсь все время, мне удобнее в эверноуте писать, но туда можно скопировать написанное и снизу появится, сколько в этом тексте слов, а по этой записи потом и ориентироваться. Хотя хм, кажется, ворд тоже пишет количество слов? Тогда, наверное, надо смотреть, чтоб там их было около 750.

Date: 2014-06-25 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
я пишу три страницы в ворде, через полтора пробела, кажется. но может и через один - нужно посмотреть. 42-43минуты уходит.

Date: 2014-06-26 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] my-kadrik.livejournal.com
Спасибо, Алика.

Date: 2014-06-26 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] fire-in-silence.livejournal.com
Просите что встреваю.
У меня тоже была такая проблема. Слишком рано приходилось вставать для страниц. Меня хватило на два утра. А потом я решила, что лучше пусть будут вечерние страницы, чем не будет никаких. Может разница когда писать и есть, но как по мне она не настолько важна

Date: 2014-06-26 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] my-kadrik.livejournal.com
Спасибо, я вот тоже об этом подумываю.

Date: 2014-07-02 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kyellinn.livejournal.com
Вот да, плюс один. Но, насколько я выяснила из собственного опыта, у написания страниц с утра и с вечера разная направленность: на "расчистку пространства" перед началом дня - и на упорядочивание информации, полученной за день.
Я обычно начинаю писать страницы, когда в жизни раздрай и чёрт знает что, и непонятно, в какую сторону бечь. Даже если первые несколько раз сводятся в основном к рыданиям какая-я-нищасная, ко второму-третьему непременно созревает какой-нибудь вывод, который можно взять и практически применить.

Date: 2014-06-29 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] omertani.livejournal.com
в ворде внизу на страничке где высвечивается количество знаков - можно открыть и посмотреть количество слов

Date: 2014-06-25 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
А почему именно "кошка в машине"?
Наверное так я себя и чувствую...
Пишу в поезде, по дороге на работу. Очень "проясняет".

Date: 2014-06-25 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Потому что кошка в машине вертит головой как бешеная, пытаясь все увидеть и все запомнить. Дома у нее все схвачено и все контролируется - а тут вдруг куча нового, но как будто этого мало - оно беспрерывно наезжает новым и новым и новым.

Date: 2014-06-25 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Ну точно я кошка в машине(((( ничего не успеваю контролировать.

Date: 2014-06-25 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] funnyfeechka.livejournal.com
Мне тоже очень помогает все записать, какое-то время писала "16 тем", сейчас не получается, и я прямо чувствую, как мне без них становится хуже. И список тревог я тоже писала однажды, когда уже все в голову не умещалось, сразу попустило:)

Date: 2014-06-25 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] llyo.livejournal.com
У меня такие мысли как "почему это я так нервничаю по этому поводу" почему-то хорошо обдумываютмя за мытьём посуды.
Не за любыми домашними делами, а только за посудой.
Мойка как бы спрятана за уголок, и я там одна стою у мойки и целенаправленно думы думаю.
А когда начинаю писать утренние страницы - мысли начинают скакать в разные стороны. Я их ловить за хвосты не успеваю.
Или записывать обрывки - и тогда сама не вспомню, о чем это было.
Или писать одну, но остальные параллельно в голове толкаются, все наружу хотят.

Пишу не каждый день. Может, поэтому?
Надо их выплескивать планомерно, тогда наступит день, когда они перестанут тесниться и пойдут ровным потоком?
Edited Date: 2014-06-25 11:55 am (UTC)

Date: 2014-06-25 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Может быть. Потому что сейчас у вас явно мыслей больше, чем возможности записать.

Date: 2014-06-25 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] la-kis.livejournal.com
да уж, это хорошая вещь. Иногда я думаю, что я тревожусь об одном, а выплескивается на бумагу нечто совсем другое. То, что там задавлено.
Но иногда я просто не могу заставить себя это сделать, смотрю на тетрадочку с ненавистью. Типа, сейчас меня будут пытать. Это, видимо, когда я подозреваю, что счас пауки из под ручки поползут :)

Date: 2014-06-25 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-chan.livejournal.com
Алика, а Вы их пишете от руки, на бумаге ручкой? Или печатаете на компьютере?
Если рукой, то не бывает трудно это перечитывать (рукописный текст все-таки не такой читаемый сходу, как печатный), или Вы не перечитываете, Вам важно именно писание, и процесс, в котром все становится понятно и проанализировано, пока пишешь?

Date: 2014-06-25 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/1267945.html
вот тут я как раз про это писала

Date: 2014-06-26 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] sparrow-chan.livejournal.com
спасибо!)

Date: 2014-06-27 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] imicrostock.livejournal.com
Очень точно вы написали про фотолабораторию :) Страницы реально крутой и простой инструмент, сам регулярно использую. Спасибо Джулии :)

Date: 2014-06-27 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] evia-kevin.livejournal.com
Да, очень люблю Утренние Страницы! Пишу с апреля прошлого года. Столько повыловила тараканов! :) и не болела за этот год ни разу, и в отношениях, которые поначалу только и мусолила в этих УСах, успокоилась совершенно и перешла на новый этап...

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 07:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios