rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Разговаривали тут про нынешние тиражи у российских писателей, и я вспомнила, что хотела еще про одну вещь  рассказать в связи с Фитцджеральдом - как раз связанную с тиражами.

Первый роман он, как известно, написал, чтобы впечатлить взбалмошную девицу из порядочной семьи - свою будущую жену Зельду. Она от первоначального согласия на брак отказалась, поскольку жених был неперспективным, без дохода и имени. И тогда он написал роман "По эту сторону рая" - вот прямо за лето после отказа написал и в сентябре отнес в издательство. В издательстве роман приняли ( очень быстро - 4 сентября он отнес - 16-го его официально приняли). Зельда возобновила  помолвку с ним, как он есть теперь будущий знаменитый писатель. Но публикацию отложили до весны. ( я вообще заметила, что книги в то время часто печатали весной - наверное, к лету у них был самый разгар читательского сезона?)

Весною, в марте 1920, роман напечатали тиражом в три тысячи. И эти три тысячи первого тиража были распроданы ровно за три дня. Через день после продажи всех экземпляров Фитцджеральд послал телеграмму Зельде - приезжай в Нью-Йорк, там поженимся. И они поженились - через неделю после выхода его романа.

Теперь он был успешный начинающий писатель. Первый роман допечатывали раз двенадцать, и за два года после выхода было продано 49 075 экземпляров. Американские издатели считают не выпущенные, а проданные книги - и именно в них определяется успех или не успех писателя. Заработал Фитцджеральд на нем не то, чтобы золотые горы - 6 200 долларов за первый год.

Второй роман "Прекрасные и проклятые" он написал через два года после первого. В СССР он, кажется, вовсе не переводился и не издавался ( первое упоминание я нашла от 2008 г). Основываясь на успехе первого романа, издатель заложил первый тираж в 20 000 копий. Потом было напечатано и продано еще 50 тысяч. Итого всего 70 тысяч.

Сразу после второго романа он задумал идею третьего, но прошло еще три года, пока он его написал. Уже готовый роман издатель уговорил переписать, чтобы прояснить характер Гэтсби. Сам Фитцджеральд считал, что пишет теперь не ради сюжета и деталей, а ради чистого художественного воплощения,  что это будет художественное, артистическое произведение. Он отказался от десятитысячного аванса, если роман будет сериально печататься в журнале, потому что хотел выпустить его целиком и как можно быстрее. В общем ему заплатили около шести тысяч - часть авансом и часть сразу после выхода.

Первый тираж был в 20 тысяч. Сразу после публикации Фитцджеральд стал телеграфировать издателю с вопросами - и каков успех?  Успех непонятен - осторожно отвечал издатель. Рецензии были тоже двойственные - часть рецензентов хвалила, часть сокрушалась, что писатель не поднялся до ожиданий читателей. Друзья его в частных письмах роман превозносили, но ему нужно было общественное признание и реальный успех в продажах. В критических рецензиях писали, что роман скучен, вымучен, что в нем нет того таланта, что обещали два первых романа писателя, работа слабая и второстепенная.

Хотя роман был напечатан еще одним тиражом, многие экземпляры остались нераспроданными годы спустя. Всего до его смерти в 1940-м было продано 25 000 экземпляров. Сам он при издании  с надеждой расчитывал, что продано будет не менее 75 тысяч сразу после издания. Заработал он на нем всего  2 000 долларов. За 15 лет после выпуска роман потихоньку отправлялся в забвение. К сороковым годам джазовые вечеринки двадцатых казались уже глубоким прошлым и роман был как бы "анекдотом про старые времена". Неплохие деньги ему принесла продажа прав на экранизацию. Но все это было не то. Фитцджеральд рассчитывал, что роман поставит  его в ряды настоящих серьезных писателей, упрочит его положение - но этого не случилось.

Следующий роман он выпустил только через девять лет. В нем нашли отражения печальные события с шизофренией его жены Зельды, его роман с молодой голливудской старлеткой и общее его ощущение, что он неудачник в конечном итоге. Я знаю, что у многих он любимый и нравится больше Гэтсби. И  этот роман тоже продавался не блестяще и рецензии были не единодушны. Так что на момент смерти в 44 года от третьего инфаркта Фитцджеральд думал о себе как о неудачнике, главные романы его были не поняты и не оценены читателями и критиками, не принесли ему тех доходов, на которые он надеялся.

И тут наступает мой любимый момент - перемена участи. Не у писателя, к сожалению, но у романа.

Во время войны ( второй мировой) организуется специальный комитет по обеспечиванию американских солдат книгами. И "Гэтсби" в рамках этого проекта печатается в страшном количестве экземпляров и отвозится воюющим. Книги пользуются такой же популярностью, как пин-ап картинки. Таким образом было роздано 155 тысяч экземпляров "Гэтсби". На войне люди с новым увлечением читали про мирную жизнь, красивых женщин, преданную любовь и исполненную американскую мечту - из ничего создать сказочное богатство  с замками, красивыми машинами, шелковыми рубашками и фантастическими вечеринками. К концу войны было не менее 155 тысяч человек, которые считали, что роман  - классика, его нужно читать всем, и он всегда тут был.

Уже в пятидесятые годы роман входит во все обязательные школьные программы, автор его начинает переходить и обосновываться в категории "великие американские писатели". В 51-м году выходит биография писателя, где роман описывается, как успешно принятый критиками - и это добавляет уверенности к мнению читателей. К 1960-му роман уже считается американской классикой и продается стабильно по 50 000 в год. И популярность его только растет. В наши дни он продается по 500 000 экземпляров в год ( и еще 138 000 электронных  книг по отчетам прошлого года). Всего по миру продано 25 миллионов экземпляров этого романа.

И мне очень-очень грустно, что ничего этого не досталось самому Фитцджеральду, и он этого не увидел, и умер, ощущая себя совсем другим, чем мы его знаем сегодня  - неудачником, не сумевшим написать то, что докажет читателям, что он хороший серьезный писатель. К 60-м ему было бы всего 64 года - он вполне мог бы получить всю заслуженную славу. Так что я могу только повторить вывод из прошлого поста:пить надо меньше, а жить долго, чтобы слава успела тебя нагнать неспешным шагом...

Date: 2014-02-26 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ntl.livejournal.com
Вспомнилось - а вы смотрели Midnight in Paris?

Кстати, мы не так давно выяснили, что недалеко от нас (минут 5 ехать) находится могила Фитцджеральда

Date: 2014-02-26 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Нет, не смотрели! Сейчас прочла описание на нетфликсе - как интересно! Немедленно заказала, поставила следующей доставкой.

О, как интересно про могилу. Там что-то мемориальное или просто на кладбище? И это в черте города?

Date: 2014-02-26 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ntl.livejournal.com
Мой муж этот фильм раз десять подряд пересматривал ;)

Да, небольшое кладбище при церкви, в черте города (точнее пригорода Вашингтона :))
Но если я правильно помню, изначально он был похоронен в другом месте, а потом сюда перенесли.

Date: 2014-02-26 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А кого он так любит, чтобы столько раз пересматривать?

Date: 2014-02-26 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ntl.livejournal.com
сюжет :)

Date: 2014-02-27 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] ntl.livejournal.com
У нас, кстати, еще и хижина дяди Тома совсем близко :)

Date: 2014-02-27 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вах.
( судорожно ищет, чем бы похвастаться)
А у нас, а у нас! Все места, которые в "Маленькой хозяйке большого дома"! - вот места, где Дик охотился с учителями, вот, где они дом купили:)
(deleted comment)

Date: 2014-02-26 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
а покажите рецензию?

Date: 2014-02-26 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kashaya-cs.livejournal.com
Как интересно, спасибо за историю, Алика! Чем-то они похожи с Гэтсби - столько усилий, чтобы завоевать девушку, и разочарование в конце...

Date: 2014-02-26 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
У него, мне кажется, все романы неуловимо про это - как любовь к взбалмошной женщине ломает жизнь мужчине - и он идет книзу, а она остается на плаву.

Date: 2014-02-27 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] treesand.livejournal.com
какая интересная история!
спасибо что еще раз напомнили о главном :)
вообще не пью алкоголь уже 3 года :)))) но это я так... к слову

Date: 2014-02-27 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
какая печальная история. а мне фитцджеральд всегда нравился за язык.

Date: 2014-02-27 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] mckuroske.livejournal.com
причем не помню толком ни сюжетов, ни слов, осталось только общее ощущение завороженности.

Date: 2014-02-27 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] carnivorinka.livejournal.com
У меня она в переводе называется "Прекрасные и обреченные". Мне кажется так очень по-фитцджеральдски:) лучше, чем "проклятые":)
Чей перевод и какого года издание сейчас не скажу (малыш на руках спит), но могу посмотреть позже, если будет интересно

Date: 2014-02-27 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] ayac.livejournal.com
Утащил к себе, спасибо огромное за обнадеживающий пост :)

Date: 2014-02-27 07:01 am (UTC)
etoile_verte: (yasen)
From: [personal profile] etoile_verte
Интересно, как американские издатели считают проданные книги — это тоже со склада издательства, как у нас, или именно конечным пользователям. Меня всякий раз огорчает, что писатели рассуждают об изданных книгах, издательства — о вкусах и оценках книжных дилеров, а потом всё это называется «читателям не нравится».
А ведь выходит, что всем просто сказали: «Читайте, хорошая книжка!», те послушались, — и так роман стал классикой.

Date: 2014-02-27 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] xzarinasaf.livejournal.com
Чудный пост, прочитала на одном дыхании.
При чем, даже не в писателе дело (я не помню, читала ли.. я в возрасте от 10 до 20 читала все подряд, многое просто уже забылось), а в человеческой истории. Интересно и поучительно.

Date: 2014-02-28 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
Извините, пожалуйста, за оффтоп. В этом именно журнале уже не в первый раз вижу комментарий "12". Больше нигде не встречала. Что это значит?

Date: 2014-02-28 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот, пожалуйста: http://rikki-t-tavi.livejournal.com/1359784.html
там идея и начало этого:)

Date: 2014-02-28 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
Спасибо.Отличная идея.

Date: 2014-02-28 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_talya/
http://rikki-t-tavi.livejournal.com/1359784.html

Date: 2014-03-01 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
да, спасибо, Алика уже мне ответила. Отличная идея.

Date: 2014-02-27 11:07 am (UTC)

спасибо

Date: 2014-02-27 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] volya.livejournal.com
интересно и поучительно. Циник во мне задается гипотетическим вопросом, могла ли история романа изметинься, если бы с раздачи 155 тысяч пришлось бы платить автору. Попал бы он в списки или нет? Сколько в тех полевых пакетах было посмертных а сколько прижизненных переизданий? Вопросы риторические, то есть совсем не к вам. Может, соберусь раскопать, но вряд ли скоро. Сама история - потрясающая, еще раз спасибо.

Re: спасибо

Date: 2014-02-27 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я думаю, копирайтные права никто не отменял. А они действуют 73 года после смерти автора. Теоретически все уплаты должны были пойти жене и дочери. Но не очень понятно, на каких условиях действовал этот комитет.

Date: 2014-02-27 03:14 pm (UTC)

Date: 2014-02-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lenagulia.livejournal.com
Я прочитала Гэтсби благодаря Мураками :)))
У него книги полны названиями книг, песен, групп. Вот и получился такой список книг от Мураками :)
Помню, что читать было жутко скучно, конечно дочитала до конца и сразу забыла о чём книга :)
И представляете, вспомнила её,когда пришла в кинотеатр на "Великого Гэтсби" :))) начала смотреть, и на моменте появления Дэйзи, вдруг вспомнила, что читала эту книгу и помню описание этого момента в книге и просто сюжет книги прямо сам всплыл в памяти.
Теперь опять хочу перечитать, интересно как книга будет восприниматься сейчас.
Многое в жизни, да и во мне самой поменялось.

Date: 2014-02-27 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] conjure.livejournal.com
Интересно, какой тираж у художественной литературы считается сейчас оч. крутым. Потому что обучающие книги, такие как я пишу, например, круто, если 10000 продали. Я постепенно, только со всеми переизданиями, приблизилась к этому тиражу. Но как мне объяснили, с книгами по специальности всегда так - много затрат, малая отдача. Но не писать невозможно :-)

А Фитцджеральда мне не жаль. Я презираю алкоголиков и считаю, что это было очень слабым наказанием, что он умер, считая себя лузером. Вместо того, чтобы работать и жить на полную катушку ему удобнее было заглядывать на дно бутылки. Фу. Ненавижу.
Edited Date: 2014-02-27 10:52 pm (UTC)

Date: 2014-02-27 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот мы про это и говорили! что сейчас тиражи норма - три, пять, семь тысяч.

А я заглянула в свои советские - тираж рассказов - 3 миллиона, тираж книжки малышки - полтора миллиона. Жалко не могу в того же фитцджеральда советского на английском глянуть - ребенок увез себе.

Date: 2014-02-28 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Советские книги издавались такими тиражами потому, что технологий позволяющих легко допечатать доптираж не было. Ну по крайней мере так написано в учебнике по книгоиздательскому делу :) К тому же, я думаю, большую роль сыграло то, что тогда было не коммерческое производство. Кстати, интересно, как обстояли дела на западе с тиражами. Вряд ли там технологии сильно отличались от советских.
А сейчас печатают так же почти как и в 20е годы. (по крайней мере в том издательстве где я работала). Нового свежего неизвестного автора пробным тиражом около 3 тыс, если сильно сомневаются, то 1.5-2. Если выстрелит, тогда 7-10, потом 20 и больше, а если очень выстрелит то от 20 вначале до 70-80. Именитого автора могут сразу 50-80 тыс. Но это только если книги расходятся как горячие пирожки.

Date: 2014-02-28 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] conjure.livejournal.com
В смысле и для художественной литературы такие тиражи норма? Обычно их сразу бОльшим тиражом шлёпают, чем профлитературу.

Date: 2014-02-28 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Загляну в нон-фикшен - альбомы какие-нибудь или биографии. И напишу потом!

Date: 2014-02-28 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
а на каком языке вы читали роман, можно поинтересоваться? если на русском, то чей перевод, я погуглю?

Date: 2014-03-01 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я все читала на английском. Но "Гэтсби" сравнивала с русским переводом из сети - как раз первую красивую сцену со вздувающимися занавесками и двумя декадентскими красавицами. Не помню только, здесь ли писала про это сравнение, или до жж еще где-то. Судя по давности события, текст должен был быть у Мошкова.

Date: 2014-03-01 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] green-eegs.livejournal.com
спасибо, понятно.

Date: 2014-03-05 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nadiayar.livejournal.com
Помню, "Великий Гэтсби" мне понравился, но теперь начисто весь забылся. Надо перечитать. А как он в классику попал - ну да, анекдот. Классика часто очень спорна.
(deleted comment)

Date: 2014-03-14 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
нет:) не в жж. В реальности, дома.

Date: 2014-03-27 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот я знаю, что вы меня сегодня серьезно так взялись читать:)

Date: 2014-03-27 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] tatyana-design.livejournal.com
В силу своего сумасшедшего ритма жизни, я Вас читаю набегами. Сегодня как раз один из набегов, навёрстываю все с нового года.
(и еще, огромное спасибо за идею с 12, я Вас уже три года читаю, и ни как не могла решить как же сказать спасибо)

Date: 2014-03-27 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
:)
пригодилась моя идея:)

Date: 2014-03-27 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] tatyana-design.livejournal.com
еще как пригодилась :-) каждый раз радуюсь

Date: 2014-06-08 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] aika071.livejournal.com
Спасибо за экскурс. К своему стыду, не знала о жизни Фицджеральда практически ничего.

Date: 2014-06-08 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
Тоже самое было у Довлатова. Только только его начали печатать в России, и его и не стало.

Date: 2016-10-01 08:06 am (UTC)

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 01:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios