rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi


В прошлом посте письмо к Брюсову было процитировано по воспоминаниям МЦ, как она его видела в своей памяти. А у Саакянц в книге приводится настоящий текст ( видимо с тех пор подлинное письмо было найдено).
__________________
Москва, 15-го марта 1910г.

Многоуважаемый Валерий Яковлевич,
Сейчас у Вольфа Вы сказали: "... хотя я и не поклонник Rostand"...

Мне тут же захотелось спросить Вас, почему? но я подумала, что Вы примете мой вопрос за праздное любопытство или за честолюбивое желание "поговорить с Брюсовым". Когда за Вами закрылась дверь, мне стало грустно, я начала жалеть о своем молчании, но в конце концов утешилась мыслью, что могу поставить Вам этот же вопрос письменно.

Почему вы не любите Rostand? Неужели и Вы видите в нем только "блестящего фразера", и неужели и от вас ускользает его бесконечное благородство, его любовь к подвигу и чистоте?

Это не праздный вопрос.

Для меня Rostand - часть души, очень большая часть.

Он меня утешает, дает мне силу жить одиноко. Я думаю - никто, никто так не знает, не любит, не ценит его, как я.

Ваша мимолетная фраза меня очень опечалила.

Я стала думать: всем моим любимым поэтам должен быть близок Rostand, Heine, Victor Hugo, Lamartine, лермонтов - все бы они любили его.

С Heine у него общая любовь к Римскому королю ( это как раз "орленок", сын Наполеона (прим. мое)), к Melessinde, триполийской принцессе; Lamartine не мог бы любить этого "amant du Reve", Лермонтов, написавший "Мцыри", сразу увидел бы в авторе "L'Aiglon" родного брата; Victor Hugo гордился бы таким учеником...

Почему же Брюсов, любящий Heine, Лермонтова, ценящий Victor Hugo, так безразличен к Rostand?

Если Вы, многоуважаемый Валерий Яковлевич, найдете мой вопрос достойным ответа, - напишите мне по этому поводу.

Моя сестра, " маленькая девочка в больших очках", преследовавшая Вас однажды прошлой весной на улице, - часто думает о Вас.

Искренне уважающая Вас
М. Цветаева.
Адр: Здесь, Трехпрудный переулок, собственный дом, Марине Ивановне Цветаевой.

_____________________

У настоящего письма совсем другая тональность, нет и следа высокого снобизма про присутствие приказчика, нет той задиристости, которую в памяти приписывает ему МЦ. Оно вежливое, с пылкой юной любовью к выбранным поэтам. Нет даже этой позы - " не больно-то хотелось" - там не "вольно не отвечать", а "напишите мне по этому поводу".

Ну и адрес вполне прямой и имя полное. В воспоминаниях же ей мнится, что она поставила ему загадки и препоны - а он их преодолел и письмо таки довел до нее.

С одной стороны очень интересно в разрезе того - можно ли доверять чьей-то памяти о событиях. С другой - очень красноречиво, что именно изменилось в ней за 15 лет. "Наоборотность" выкристаллизовалась - и стала приписываться себе ретроспективно и там, где ее еще не было.

И удивительно, да, какое большое место занимала литература и поэзия в жизни людей - как они писали друг другу об этом, как о важном, имеющем значение большее, нежели частное личное занятие.

Date: 2013-02-28 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] vera-vodynski.livejournal.com
Думаю, изменилось ее отношение к поэту Брюсову, его место в ее иерархии, где она сама занимала уже надлежащее ей место.

Date: 2013-02-28 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] l-i-d-y-a.livejournal.com
Какое хорошее письмо! Сразу видно, что пишет начитанная, думающая, почтительная девушка. И для чего в воспоминаниях изображать себя дерзким и глуповатым подростком? Вот, мол, она уже и в юности была выдающаяся и требовала к себе особого отношения, и добивалась его. А в жизни была просто переписка маститого писателя с гимназисткой о литературе.

Date: 2013-02-28 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вот да!

Переписка маститого писателя и вежливой гимназистки. Очень в духе времени.

Было бы еще удивительно и неожиданно, если бы выяснилось, что она ему ответила, и что они переписывались о поэзии какое-то время, и не было вот этого - "конечно, я не ответила!"

Date: 2013-02-28 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] l-i-d-y-a.livejournal.com
А я стала думать - а в трамвае-то что на самом деле произошло? Никогда уже не узнаем. Разве что найдется где-то дневник Брюсова - "Сегодня я ехал в трамвае и заметил юную девушку с моей книжкой в руках..."

Date: 2013-02-28 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] cat-jalex.livejournal.com
еще меня всегда поражает, как они хранили эти письма, ведь их было огромное количество. удивительно, письмо от незнакомой юной девушки, казалось бы - прочел, ответил и выбросил...

Date: 2013-02-28 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне кажется, они тогда всю переписку хранили в принципе. Теряли ее уже в процессе дальнейшей жизни, но в момент получения - складывали.

тем более она быстро, буквально в следующие пару лет, стала известной и с Брюсовым постоянно пересекалась.

Date: 2013-02-28 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] cat-jalex.livejournal.com
А вот еще интересно, МЦ действительно забыла, что настоящее письмо было совсем не таким, как она рассказывает?
Или с ее стороны это просто была подгонка минувшего под настоящие представления, каким оно должно было быть

Date: 2013-02-28 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне кажется, она всю свою жизнь бурно фантазировала - и себя в том числе.

Date: 2013-02-28 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] neublau.livejournal.com
Наверняка искренне верила, что было именно так, как она рассказывает.

Date: 2013-02-28 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com
Ох, какое терпение надо было иметь известным людям, чтобы на все такие письма-то отвечать!..

Date: 2013-02-28 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Интеренета-то нет:) Компьютера нет. Целыми днями только и делай, что читай книги и отвечай на письма поклонников:)

Date: 2013-02-28 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] 0rlandine.livejournal.com
очень интересно, спасибо, что разместили подлинное письмо. я как раз читала, и думала, жаль, что его нет, настоящего...

Date: 2013-02-28 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А у меня пост уже давно стоял в очереди, и тут я вдруг натыкаюсь на реальное письмо - в интернете даже есть скан его первой страницы.

Date: 2013-02-28 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] 0rlandine.livejournal.com
неслучайное совпадение!:)

А все-таки, как люди усугубляются в своих основных чертах характера со временем...

Date: 2013-02-28 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] barca-a-vela.livejournal.com
Удивительно насколько разнятся реальное письмо и воспоминания о нем!
Я, читая предыдущий пост, была удивлена, что Брюсов вообще счет возможным ответить на письмо, написанное в таком тоне. А тут вон что оказывается :)
И адрес) Забавно, конечно.

Кто-то у Вас в комментариях однажды упомянул сериал In Treatment. Я его посмотрела, очень понравился! И вот все думаю про психотерапию: ведь это же жутко интересно со специалистом покопаться в своих воспоминаниях и выяснить, что же было на самом деле :) Поразительно сколько вещей, кажущихся нам фактами, таковыми не являются даже отдаленно.

Date: 2013-02-28 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я теперь боюсь таких копаний:) есть такое наблюдение, что то, что люди придумывают в процессе раздумываний - становится таким же четким и " реальным" воспоминанием, как и обычные реальные воспоминания.

Невозможность отделить одно от другого - меня пугает.

Date: 2013-02-28 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] barca-a-vela.livejournal.com
Я об этом тоже думала. И тут меня соблазняет другая крайность: не выяснить факты, а, наоборот, полностью "передумать" свое прошлое, придумать и запомнить его иным и повторять в ином виде. В том, который больше устраивает, конечно)

Вы как-то описывали как "перепрожили" неудавшийся Новый год и день рождения. Я после этого попробовала эту технику на одном своем воспоминании о чем-то, что было глупо и не так. Получилось удивительно :) Все придумалось и перепрожилось отличнейшим образом, но, что забавно, другим, не таким как я изначально планировала.
Интересно было бы и другие воспоминания так "переписать". Беспокоит только одно :) Насколько тонка тут грань с сумасшествием и не перейду ли я ее таким образом :)

Date: 2013-02-28 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Когда обдуманно и осознанно делаешь - и помнишь об этом ( хотя бы короткое время:)) - то, мне кажется, можно еще не беспокоиться!

Date: 2013-02-28 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Что было на самом деле - никакой специалист не выяснит, потому что изначально запомнилось неправильно.
Я недавно читала статью про журналиста-экспериментатора, который долгое время ходил с видеорегистратором на ухе и записывал свою жизнь поминутно - и потом, при пересмотре, очень удивлялся, что события несколькодневной давности помнятся очевидцами совершенно не так, как было.

Date: 2013-02-28 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] barca-a-vela.livejournal.com
Так-то оно так, но все же немного приблизиться можно: взглянуть под другим углом, задать себе и окружающим некоторые вопросы. Уже само осознание, насколько отличаются мнения и воспоминания об одном и том же событии, может добавить объективности в нашу картину.

Date: 2013-02-28 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Так при этом каждый же считает, что его мнение правильное и объективное, а у остальных просто склероз! )))
Я участвовала в нескольких практически потасовках, когда попытка сличить мнения привела чуть ли не к драке. И каждый, как вы можете догадаться, остался при своем.
При этом соглашусь, что взглянуть под другим углом, поспрашивать и повыяснять бывает полезно. Хотя бы для того, чтобы удивиться причудам памяти! )))

Date: 2013-02-28 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] barca-a-vela.livejournal.com
Воооот, а я потому про специалиста и писала :) Психотерапевта какого-нибудь) Чтобы он в качестве рефери выступил и помог зерна от плевел отделить :)
Я тоже в таких ситуациях бывала, когда несколько человек про одно и то же "помнили" диаметрально противоположное!

Date: 2013-02-28 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] pol-neba.livejournal.com
Удивительно просто! Насколько разный тон, посыл и настроение письма. И как много было додумано и домыслено потом.
И интересно, как она перекроила в воспоминаниях свой собственный образ, можно же сделать какие-то выводы о том, что ей стало казаться дОлжным и красивым поведением у девушки. Быть искренней и вежливой - это так себе уже (хотя настоящее письмо очень приятное), а быть заносчивой, дерзкой и с острыми углами-колючками, чтоб тебя искали и добивались, а ты им такая: не очень-то и хотелось! - это, видимо, правильно и достойно.
Удивительно на самом деле, что такое поведение, как Вы написали, свойственно подросткам, от взрослого человека чаще ждут вменяемости и осознанности. А тут такое нисхождение - от вменяемости к подростковым каким-то играм и домыслам.
Спасибо большое, я с огромным интересом читаю все, что Вы пишете про Цветаевых. И вообще про литературу. И вообще.))

Date: 2013-02-28 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] singing-myself.livejournal.com
ооо,какая прелесть,спасибо что выложили! такой показательный пример)) мы все,конечно, видим и запоминаем все через свои фильтры,но это вообще вопиющий случай:) вот что у нее в голове было,какая необходимость так себя перекраивать под дерзкую,неприступную девицу? дизайн реальности:)

Date: 2013-02-28 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] nadiardis.livejournal.com
Какое прекрасное письмо! Я такое обычно даю детям почитать, как пример того, как писать сочинения ) В результате моя малочитающая пятиклассница пишет такие волшебные сочинения, что просто удивительно.
Лучше бы МЦ письма публиковала бы, честное слово.
Edited Date: 2013-02-28 09:37 am (UTC)

Date: 2013-02-28 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] blu-caterpillar.livejournal.com
Возможно, что она именно так, как в дневнике-воспоминании - и чувствовала.
Но письмо написала, сгладив все возможные углы(не как "примерная девочка", но ведь ответ очень хотелось получить - и увы, понимала, что в подростковом нагловатом тоне ответа не дождется, а во-вторых, в реальном письме прочитывается предложение Брюсову обсудить Ростана на равных, как поэт-поэту, но на самом деле Марина считает себя выше. И в то же время, она понимает, что в снисходительном тоне пока что имеет право писать Брюсов, а не она - "мало ли кто что о себе думает" ;)))

Date: 2013-02-28 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] de-kay.livejournal.com
Вот это да. Удивительна перемена в обратную сторону - вежливое, искреннее реальное письмо и какая-то дурная истерика в воспоминаниях. А я еще удивилась, как Брюсов счел возможным ответить на тот хамский вызов, да еще и как-то отдельно для этого разыскивать адресата, а, оказывается, он отвечал на другое.

P.S. Хоть я и совсем не поклонник поэзии, но с огромным интересом читаю все твои посты про это. Молчу в комментах, потому что тут скажешь - спасибо, было очень увлекательно? ;)

Date: 2013-02-28 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
А что, можно так и сказать:) Мне будет приятно!

Date: 2013-02-28 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] de-kay.livejournal.com
;))) Хорошо, буду. ;)))

Date: 2013-02-28 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] divov.livejournal.com
Спасибо, было очень увлекательно :)

Date: 2016-08-20 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] liver-raz.livejournal.com
спасибо) и мне было!

Date: 2013-03-01 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] bairam.livejournal.com
Ой, если приятно, то и я скажу. Спасибо, очень увлекательно.

Date: 2013-03-03 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
конечно, приятно:)

Date: 2013-02-28 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] smilla1908.livejournal.com
"Эффект Расемона" налицо)))

Date: 2013-03-03 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
интересно было бы еще Брюсова послушать:)

Date: 2013-03-03 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] smilla1908.livejournal.com
это, наверное, надо прошерстить все его собрание сочинений - вдруг где-нибудь да и найдется строчка о девочке и Ростане)

Date: 2013-02-28 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sculd.livejournal.com
Спасибо!
Ужасно интересный экскурс в историю литературы:)

Date: 2013-03-01 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] flerforsyte.livejournal.com
Ну ничего себе, насколько разительные отличия. Очень интересно, спасибо!

Date: 2013-03-03 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Заставляет задуматься о своей памяти на события, да?:)

Date: 2013-03-01 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] f-ophelia.livejournal.com
Алика, спасибо большое! Действительно, очень увлекательно :)

Date: 2013-03-01 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pribambaski.livejournal.com
Интересно, а в ответном письме Брюсова намёк-приглашение общаться всё-таки был? Или это тоже фантомные воспоминания Марины?

Date: 2013-03-03 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Вообще было бы интересно замкнуть эту историю - прочесть воспоминания Брюсова об этом через 15 лет и прочесть его подлинный ответ!

Date: 2013-03-06 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] pribambaski.livejournal.com
Да, очень интересно было бы.

Date: 2013-03-01 12:42 pm (UTC)
etoile_verte: (Default)
From: [personal profile] etoile_verte
Надо же, совсем другое дело. Всё-таки с возрастом тараканы в голове только растут, как правило, не уменьшаются :(

Хотела сказать ещё, что формат пост-про-цветаеву-раз-в-неделю меня лично очень радует, то есть можно и чаще, но будь они по два поста в день, было бы труднее уделить им должное внимание. Я давно заметила, читая в рсс по авторам, что один ли пост увидела поутру, или три разных, — уделила им одинаковый кусочек внимания, именуемый «посмотреть, что написала N».

Date: 2013-03-03 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Два поста в день, это много. В этот раз была просто случайность, что нашлось дополнение.

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 11:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios