rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi

Из воспоминаний Анастасии Цветаевой два интересных случая воспитательных принципов у взрослых.

Первый - с самой Асей. Надо сказать, несмотря на богатство матери одевала она девочек очень сурово, внушала им, что красивые нарядные платья надо презирать, как страшное мещанство ( они даже научились дразнить других хорошо одетых девочек). И среди воспитательных внушений было - не просить, если тебе чего-то очень хочется.
___________________________________________

"На другой день Маруся осталась с мамой, я с папой иду по улицам Севастополя. Ветер. Витрина книжного магазина. Смотрит ли папа на книги? Как я увидала маленькую книжечку «Загадочных картинок», мою страсть находить: «где кучер?» «где девочка?» – находить их в изгибах деревьев, в очертании крыш, в облаке… Сердце замирает. Попросить папу купить? Невозможно! Никогда! Мы никогда не просим. Ведь просить – стыдно. Это мы знали с детства. Я стоически ухожу от окна. Но когда я шагаю с папой по тротуару, боль в сердце достигает такой остроты, расставание с загадочными картинками превышает мои силы.

– Папа, – говорю я, не помня себя от стыда, – там в окне книга… Маленькая! «Загадочные картинки»…

Больше я не могла говорить.

– Картинки? – отозвался вызванный из задумчивости папа.

– Так тебе их купить?

И он повернул, я – за ним. Я шла в горячем вихре стыда. Но счастье его смело. Когда папа заплатил за него двадцать пять копеек серебряными монетками и книжка оказалась в моих руках, я шла назад счастливая. Но когда мы вошли в комнату, где нас ждала мама, и она увидела в моих руках купленное, я, должно быть, выдала лицом непрочность моего счастья. Мама сразу поняла, что не папа выбрал мне эту книжку, – это ей было ясно. Она ничего не сказала. Она только на меня поглядела. И стыд победил счастье. Оторвавшись от книги, неумолимый взгляд Маруси уже шел за каждым моим движением, беспощадно-насмешливо. Глаза ее были чуть суженными, в невыразимом презрении."
________________________________________________

Отлично, да? Запинать детей настолько, чтобы им было стыдно книжку попросить. Научить их, что это достойно а) стыда со своей стороны и б) презрения с посторонней стороны.

Не удивительно, что потом они обе в отношениях с людьми с гордостью: и конечно же я ничего не сказала, и конечно же я ничего не просила.

Другая цитата про немецкую пасторскую семью, где Цветаевы жили в пансионе. Городок был санаторный, там лечил доктор, который предписывал людям воздушные ванны - в специально огороженных участках леса они ходили семьями в одних рубашках - поглощать воздух. Возможно это слегка сдвинуло в мозгах пасторши понятия о физиологии:)
______________________________________________
"Нам было легко с ней – даже как-то ближе и ловче, чем с детьми ее, подростками – Софией и Герхардтом. Это были большие дети. Веселые, робкие и невинные, какими мы и в детстве не были. Они были очень большие ростом, немного как великаньи дети. София, темноглазая, носила волосы в две косы, горбилась и стеснялась. Герхардт, годом старше, еще выше сестры, был светловолосый, светлоглазый, ребячливо хмурый и очень застенчивый, были они оба в полном подчинении у матери, не бунтовали ни в чем – это им не приходило в голову. День их шел по раз навсегда заведенному образцу. [...]

И было еще одно удивительное в Норвежском доме: Софию и Герхардта никогда не кормили вдоволь. Они уходили из-за стола – голодные. И мы – за них – вспомнили наш голод в пансионе Бринк. София грустно терпела, жалобными глазами карими блеща на блюдо картофельного салата, манную запеканку с подливкой из компота, жидкое варенье или кисель из ревеня, от которых ей было положено в тарелку, но так мало, что ей, Riesenkind’y (великаньему детенышу), не хватало… Герхардт был смелей. Хмурясь, он говорил матери – неизменно: «Mutier! Darf ich noch ein bissel?» («Мама, можно мне еще немножко?») -на что получал неизменно тот же ответ: «Genug, Gerhardt!» («Довольно, Герхардт!). А на наше удивление, как-то наедине с его матерью выраженное, она нам ответила с невозмутимой уверенностью: «Meine Kinder wachsen von Luft» (Мои дети растут от воздуха! ) Скупа она не была, – нас ни в чем не урезывала, кормила обильно, вкусно, пекла пироги (кухены). Но она верила, что желудок не должен быть полон, и так воспитывала своих детей."
_________________________________________

То есть взрослые и постояльцы ели сколько хотели, но два крупных растущих подростка недоедали - не по бедности, не из-за проступков в наказание - а потому что их мать себе втемяшила принцип воспитательный в голову ( и была уверена, что дети из воздуха могут питаться реально).

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2013-02-11 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] carex.livejournal.com
Насколько я помню, то время вообще были очень специфические представления о том, как надо кормить детей. Близкие к чудовищным.

Date: 2013-02-11 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
О да! я в каком-то из прошлых постов про цветаеву писала, как она по системе какого-то доктора кормила младенца Мура пережаренной со сливочным маслом мукой, разведенной потом до напитка.

(no subject)

From: [identity profile] hippanka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sonnenspiel.livejournal.com - Date: 2013-02-11 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] markela.livejournal.com - Date: 2013-02-11 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carex.livejournal.com - Date: 2013-02-11 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] markela.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bagira.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] markela.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carex.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mamashamashi.livejournal.com - Date: 2013-02-12 08:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bagira.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] markela.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bagira.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bagira.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] screw-nut.livejournal.com - Date: 2013-02-14 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuguar.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sibil.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sable-fuzzy.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] mamashamashi.livejournal.com
Как бы хотелось прочесть сейчас такие "воспоминания" про себя -- сейчас, когда еще можно что-то изменить... эх.

Date: 2013-02-11 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] sirielle-mellon.livejournal.com
Из воспоминаний моей бабушки (дворянское сословие, но не особо то древней фамилии). Детям давали маленькие порции чтоб не "растолкать животы"и желудки оставались маленьких размеров. То есть, этакая превентивная борьба с полнотой. Бабушка в детстве таскала горстями вареный горох, который свиньям варили в котлах.

Date: 2013-02-13 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lfirf.livejournal.com
София Сегюр (автор "проделок Софи") писала в воспоминаниях, что в детстве они досіта ели два раза в год: на Пасху и Рождество. Богатіе аристократі - и очень жестко, аскетично ращенные дети.

(no subject)

From: [identity profile] sirielle-mellon.livejournal.com - Date: 2013-02-13 08:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lfirf.livejournal.com - Date: 2013-02-14 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sirielle-mellon.livejournal.com - Date: 2013-02-14 01:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com
И меня так воспитывали, что просить - стыдно. Я была застенчивым ребёнком и действительно не просила. Мама очень этим гордилась и говорила знакомым: "Вот моя дочь никогда ничего не выпрашивает!"
Это ужасно, на самом деле. Привело это к тому, что я и сейчас даже в самой критической ситуации не могу попросить о помоши, попросить дать в долг. Было время, когда в конце месяца у меня не оставалось денег даже на проезд, так я ходила на работу пешком через полгорода. Чуть больше часа бодрым шагом. Максимум на что я была способна, это изредка позвонить маме и спросить, можно я к вам на ужин приду? При чём когда она поняла, что я это делаю от тотального безденежья, то очень удивилась и обиделась: говорила, что я тебе, не мать что ли, почему ты не попросила о помощи? Вот, видимо, она правда не понимает, что сама это во мне воспитала. Теперь считает, что у меня чрезмерная гордыня, через которую я не могу переступить, что бы попросить о чём-то.

Date: 2013-02-11 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] leleshka.livejournal.com
И меня так же. Но у меня это вылилось в отрицание и я легко прошу помощи и еще легче ее предлагаю. А у мамы принцип - "дам, если попросишь и догадайся сама, что мне надо помочь".

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:29 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kalinochka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] posthum.livejournal.com
Зато мы сейчас детям покупаем все, что они ни попросят. И в результате дети не относятся уважительно ни к книгам, ни к кино, ни к музыке, ни к вещам. У них всего много. А если они захотят, то будет еще больше.

Я сейчас не про своих детей говорил. :)
Но про их поколение в целом.

Date: 2013-02-11 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com
лучше не уважать вещи, чем дрожать за каждую фигню.
вот меня растили по принципу "обойдешься" - и что. кому хорошо от того, что покупая каждую новую вещь, я преодолеваю мучительные угрызения совести, что "не обошлась"?

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creta.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creta.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creta.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuguar.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creta.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuguar.livejournal.com - Date: 2013-02-11 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 04:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arta-nika.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olok.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arta-nika.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] n-xif.livejournal.com - Date: 2013-02-12 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] svinskaya-ya.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chuchundra-mc.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_gao_/ - Date: 2013-02-12 02:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-12 07:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-13 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-13 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_gao_/ - Date: 2013-02-12 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-13 07:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lucky-chaky.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caballo-marino.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] himba.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-12 06:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-12 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-12 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-12 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leleshka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leleshka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-13 08:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-13 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] posthum.livejournal.com - Date: 2013-02-12 12:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] miukumaukus.livejournal.com
Не могу сейчас найти; помнится, читала о Бредбери, как строго его воспитывали (в постель по режиму, никаких излишеств и разносолов) что когда он впервые попробовал банан, был так потрясён, что думал, что умрёт.

Date: 2013-02-11 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] svinkavoblakah.livejournal.com
Меня ужасно коробили эти описанные моменты у Цветаевой: ограничивание детей в совершенно невинных вещах. Уж книжку-то!
Частично мне это и по собственному детству знакомо, например, никогда мне не покупались "девочковые" игрушки: колясочка, сумочка, зонтик. Нормальные девочковые куклы появились лет в 12, кажется, когда маме на самом деле понраилась в магазине пара кукол, дескать, вот эти на самом деле красивые, хорошо сделанные немецкие куклы. Я на карманные деньги покупала себе каких-то мелких пупсов - с ладошку. Завидовала, короче, другим девочкам адской завистью. Мне не покупалось под объяснение, что это все фу, мещанство.
Мне нравится набоковское: "Балуйте детей, господа! Никто не знает, что их ожидает в будущем." Я подозреваю, что разумным "баловством" нельзя испортить, это как с теми кошками, которых "надо уметь готовить"....

Date: 2013-02-11 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] elka-palka.livejournal.com
я уже когда-то писала, что когда я училась в школе была мода на кружевные воротнички. и я так хотела, так хотела. когда я просила у мамы, она всегда возмущалась: это же мещанство, фу...
уже в институте я себе купила одно платье с таким воротничком и заносила его до дыр :))

но, это же их тоже так воспитывали. она выросла во времена сталина, конечно, для нее это все мещанство было.

(no subject)

From: [identity profile] svinkavoblakah.livejournal.com - Date: 2013-02-11 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolsi.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-11 11:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolsi.livejournal.com - Date: 2013-02-12 04:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elka-palka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 03:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mara-dn.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elka-palka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dnvl.livejournal.com - Date: 2013-02-12 10:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elka-palka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 02:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] annamis.livejournal.com
да, интересно почитать, вот сейчас конечно понимаешь, насколько все это было неверно в воспитании, но мать то была твердо убеждена, что делает как лучше! :(

Date: 2013-02-11 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bagira.livejournal.com
Мама рассказывала мне про подругу, которая со своим маленьким сыном последнее яйцо (но не последний кусок еды в доме) непременно делила пополам. То есть ей было что есть ещё, но она упорно резала варёное яйцо на две части. Почему? Из принципа. "Он должен научиться думать и о маме."

Date: 2013-02-11 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com
А что в этом плохого? Если это действительно не последний кусок в доме, значит ребёнок тоже голодным не останется.
А то из некоторых мальчиков (и девочек), которых не научили в детстве делится, вырастают мужчины (и женщины), которые считают, что в любой ситуации они на первом месте. А другим уж что останется. Если вообще останется.

(no subject)

From: [identity profile] bagira.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sibil.livejournal.com - Date: 2013-02-12 09:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dance-in-round.livejournal.com - Date: 2013-02-13 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-11 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-11 07:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-12 05:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-12 06:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com - Date: 2013-02-12 11:19 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-14 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-14 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com - Date: 2013-02-11 09:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] linle.livejournal.com
"Стыдно попросить - нельзя просить" - меня это тоже удивило, когда я читала этот эпизод.

Удивило настолько, что всем его рассказывала.
Получила второе удивление, когда многие, как правило, взрослые дамы, завистливо-мечтательно говорили: "Жаль нас так не воспитывали...".

Ничё не понимаю!

Date: 2013-02-11 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Даже придумать не могу, чему бы тут можно было завидовать...

Date: 2013-02-11 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nuga-nagaina.livejournal.com
Насколько я помню, у Марии Цветаевой вообще были очень причудливые принципы, особенно педагогические. Граничащие с патологическими, я бы сказала.

Date: 2013-02-11 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] obormotkina.livejournal.com
мне тоже именно это слово приходит в голову

Date: 2013-02-11 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mama-nata.livejournal.com
Алика, я бы сделала еще скидку на то, что это воспоминания о детстве самих девочек (Аси и Марины), т.е. их интерпретация событий. Это я не к тому, что этому нельзя верить, а просто мама и папа их, вполне вероятно, рассказали бы об этих случаях иначе. Мне кажется, что тут дело и в личностях самих Аси и Марины. Трудно восстановить атмосферу тех лет, той семьи...

Date: 2013-02-11 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Нет, это общий принцип, давний еще. Пушкин в письме кому-то из приятелей писал, что маленькому Сашке почему-то запрещают просить, чего хочется, так он тетке Александре сказал: "Азя, дай мне чаю, я просить не буду".
Edited Date: 2013-02-11 02:24 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vero-nika.livejournal.com - Date: 2013-02-11 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] emma-nebovari.livejournal.com
Нелепые бессмысленные ограничения вообще могут повлечь изменения в характере не в лучшую сторону. Моей подруге детства все время что-то запрещали по поводу и без повода.(наказание такое) Сейчас она выросла и постоянно... врет. Придумывает себе несуществующие несчастья, чужую биографию. Она переехала в другую страну, но общается с подругами детства. И все время забывает, что кому рассказывала.

Date: 2013-02-11 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kuksha.livejournal.com
Mne ne kazhetsia, chto odno s drugim sviazano

Date: 2013-02-11 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] vita-mama.livejournal.com
А помните, в рассказах про Ленина было, как он кожуру яблочную украл, и его стыдили. Хотя эту кожуру выкидывать собирались все равно.
Вообще, ужас, конечно. Уродуют детей, а потом удивляются, что вырастают истерики.

Date: 2013-02-11 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Помню! это было примерно то же, что с Толстовскими сливами - абсолютно непонятно.

(no subject)

From: [identity profile] enola-hey.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-saty.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mjawa/ - Date: 2013-02-13 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ircon.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cloudcat.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nikushor.livejournal.com
так через 100-200 лет нынешние представления о еде и воспитании тоже почти наверняка будут казаться чудовищными

Date: 2013-02-11 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Так и сто лет назад не все так делали. Многие и кормили детей нормально и баловали их от души.

(no subject)

From: [identity profile] nikushor.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com
Тут есть другая сторона: люди, воспитанные во вседозволенности, часто слабоваты, рыхловаты, не умеют сосредоточиться на серьезной цели. Конечно, цель может возникнуть изнутри, если повезет. А у дворян в широком смысле подобное воспитание формировало хотя бы "экзоскелет". Он помогал сохранять достоинство и не терять лицо - а страшный 20-й век уже начинался... Именно об этих людях-осколках в море совкового хамства мы иногда читаем с удивлением - как выдержали?

Конечно, приведенные примеры часто выглядят нелепо, нелепыми наверно и были. Но строгое воспитание в труде, и даже в некотором недоедании (в смысле без джанк-фуд), если оно естественное, не "закушенное" мне кажется разумным, если есть место сердечности в отношениях.

Date: 2013-02-11 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] prometa.livejournal.com
У Цветаевых было точно не то самое дворянское воспитание. Я прочитала воспоминания Анастасии - они жили довольно беспорядочно, вроде бы много учились, но ничему серьезному (в смысле профессии) не научились, очень рано начали заводить основательные романы, не слишком удачно стартовали семейную жизнь.

(no subject)

From: [identity profile] ermenengilda.livejournal.com - Date: 2013-02-11 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com - Date: 2013-02-13 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wesel.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com - Date: 2013-02-13 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wesel.livejournal.com - Date: 2013-02-14 03:49 am (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] vetryanaya-o.livejournal.com
Одна моя пожилая родственница со слезами умиления рассказывает историю, как она с сестрой студентками оказались в какой-то деревне и их пригласила в гости пожилая женщина и усадила пить чай. Напекла оладий и угощала. А они съели только по одной и от остальных отказывались. Женщина их уговаривала-уговаривала, знает ведь что девки не ели ничего весь день и слюной истекают. А те ни в какую. И финальная фраза: "господи, КАК же нам хотелось этих оладий! Но мы ни за что не соглашались взять ни одной больше. Так уж мы воспитаны!"
И это такая гордость! Чуть ли не основная гордость в жизни, вот такие вот странные поступки.

(no subject)

From: [identity profile] vetryanaya-o.livejournal.com - Date: 2013-02-11 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-chan.livejournal.com - Date: 2013-02-11 10:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2013-02-12 06:12 am (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com
меня тут стукнуло: а вдруг "мать сочла сливы" - оттого, что детей ограничивали в сырых фруктах и овощах, особенно летом. От дизентерии ведь тогда умирали, особенно дети, антибиотиков не было.

Date: 2013-02-11 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Да ну... Она же их конкретно, не посыпав хлоркой, дала всем есть тут же.

(no subject)

From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com - Date: 2013-02-11 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alia ganeeva - Date: 2013-02-11 03:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] what-and-why.livejournal.com
Это сейчас, спустя столько лет, нам легко отделять зёрна от плевел. А когда человек находится внутри своего времени, своего образа жизни, своего окружения, его традиций - многие вещи, которые он делает, кажутся ему совершенно естественными.

:-) Отсюда вывод: чем проще родитель относится к жизни (чем меньше у него "идей"), тем безопаснее и веселее будут жить его дети.

Date: 2013-02-11 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] prometa.livejournal.com
Мне кажется, замысловатые и странные штуки с воспитанием выдумывают семьи, в которых много претензии на что-то, много желания доказать и показать. М. Цветаева, как я поняла из воспоминаний Анастасии Цветаевой, вышла замуж за вдовца с детьми, чтобы "забыть неудачную любовь", в этом тоже много искусственного, и в воспоминаниях упоминается много случаев из серии, "как мама была нетерпима ко всякому моральному несовершенству". Это напоминает уже чисто литературный пример - в "Унесенных ветром" деревенская знать очень хочет выглядеть настоящими леди и джентельменами, поэтому имеет много самовыдуманных правил, и юным девушкам перед поездкой на барбекю положено съедать огромнейший завтрак, чтобы ни в коем случае не выказать аппетита.

Теперь осталось вспомнить, было ли что-то такое странное и надуманное в воспоминаниях дворян. По-моему, нет. Очень строгий распорядок дня, так он для всех был, не только для детей, много занятий и требований, утомительные обязанности, но органичные.

Date: 2013-02-11 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
А Цветаев что, не дворянин был, чтоль?

Да нуу... Кого ни почитаешь - караул. Вот Набоков разве что.

(no subject)

From: [identity profile] prometa.livejournal.com - Date: 2013-02-11 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kokoon-art.livejournal.com - Date: 2013-02-11 04:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 04:35 pm (UTC)
etoile_verte: (Default)
From: [personal profile] etoile_verte
Надо же. Меня воспитывали «ничего не просить», но это означало «мама, хочу куклу» «в этом месяцев у нас нет денег». После этого мои сверстники, да и у современных детей я это вижу часто, начинали плакать, канючить, падать на пол и дрыгаться. У нас в семье было принято не отказывать в капризах без причины и принимать отсутствие денег как причину, и в общем работало нормально. Не считая того, что с возрастом я перестала просить то, что не так чтобы страшно хотела, а мама стала покупать при первой возможности то, на что я посмотрела дольше минуты, т.к. считала, что я просто не прошу, а хочу. Одни такие акварельные краски у меня до сих пор есть :)

Date: 2013-02-11 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] irene221b.livejournal.com
>Меня воспитывали «ничего не просить», но это означало «мама, хочу куклу» «в этом месяцев у нас нет денег».

Это здоровый подход. Больной подход, это когда маме по какой-то причине стыдно сказать слова "нет денег", и тогда диалог развивается так:
"Мама, хочу куклу"
"Да как тебе не стыдно такое говорить?!"

С двух-трех-пяти раз даже самая глупая девочка понимает, что ее желания все как одно стыдные и позорные, и вообще, сама виновата, что жила-была.

(no subject)

From: [personal profile] etoile_verte - Date: 2013-02-11 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sibil.livejournal.com - Date: 2013-02-11 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] etoile_verte - Date: 2013-02-11 06:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-02-11 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] 4ertenok13.livejournal.com
как страшно жить..
Даже не могу ничего разумно конструктивного сказать, одни эмоции и все они в шоке вопят.

Date: 2013-02-11 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-bulanova.livejournal.com
Да, не кормить детей досыта было принято. Читала воспоминания кого-то из царской семьи - то ли родных, то ли двоюродных братьев-сестёр Николая второго (если не ошибаюсь).Так вот, царские дети питались очень простой пищей и жили чуть не впроголодь. У них в ладанках хранились кусочки просвирок, они их с голоду втихаря съедали.

Date: 2013-02-11 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tatka-prim.livejournal.com
Звучит зверски, конечно, но что-то в этом есть... Какая-то здравая мысль... Уметь себя ограничивать - это очень полезное умение, я считаю. Особенно в наше время, где наркомания, обжорство и вещизм заполонили мир. Во всем, конечно, надо знать меру, особенно в воспитании)

Date: 2013-02-12 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
И вот эти всё детство ограничиваемые взрослые потом закармливают детей и засыпают их игрушками, пытаясь на самом деле накормить вкусным себя и себе игрушек купить.

(no subject)

From: [identity profile] finduselena.livejournal.com - Date: 2013-02-12 08:06 am (UTC) - Expand

Date: 2013-02-12 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] dnvl.livejournal.com
Да, я тоже в детстве не могла ничего попросить. Это, в общем, все понятно, и не из принципа, а потому что перестройка, безденежье, у родителей на руках мелкая я и старшие брат с сестрой, которых надо отправлять в другой город учиться в университет.
Был даже как-то случай, как мне классе в 1-2 так понравилась какая-то точилка в киоске в форме рояльчика, что сил не было никаких. Стоила она совершенных копеек даже по тем временам, но попросить я могла, и украла у родителей этих монеток, купила её себе. Потом они как-то нашли её у меня в портфеле, я соврала, что взяла попользоваться у подружки. Что, так понравилась? - спросила мама, и купила мне в киоске точно такую же ещё одну))).
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 25th, 2026 08:21 am
Powered by Dreamwidth Studios