rikki_t_tavi: (Default)
[personal profile] rikki_t_tavi
Как большинство людей, думающих над собой, не лишенных ума и принесших из детства и несчастных отношений проблемы, аукающиеся по жизни, я интересовалась психологией. Я и сейчас убеждена, что все, идущие в психологи профессионально, в истоках имеют то же желание справиться со своими проблемами. Я свое желание разобраться с собой не камуфлировала абстрактным интересом и желанием помогать другим. Все, что меня интересовало - моя собственная персона и ее наиболее легкое существование внутри этого мира.

Никогда не приходилось мне прибегать к помощи профессионалов. Специально я не искала, поэтому допускаю, что там, где я не искала, существуют люди, способные очень и очень мне помочь. Но просто так, по жизни, среди встреченных мною бескорыстно психологов, никто не вызывал у меня желание втянуть его в решение моих проблем. Мой старинный приятель Ш., тоже психолог по образованию и увлечению, человек математически беспристрастный и сухой, спросил как-то меня, отчего я так недоверчива.

Мы обсуждали знакомых психологов, встреченных по ходу разных семинаров, в которых я была втянута, и я сказала, что никому из них не могла бы довериться. Старый вопрос того, что супер тренер по баскетболу не обязательно двухметровый негр с фантастическим броском, а вовсе даже низенький пузан, меня не убеждал.

Ш. предлагал мне разделять профессионала и человека с личной судьбой, но я не могла. Я сказала, что все время помню, что у А. нелады с женой и он пьет, что Б. мать-одиночка, влюбленная в руководителя фирмы, и иногда ненавидящая посторонних женщин за подозрение в намерении его охмурить, а В. - пожилая парочка, увлеченная какими-то паранормальными явлениями с энтузиазмом пятиклассников, но при этом с обостренными родительскими чувствами...

- Так кому же бы ты поверила? - спросил он наконец без раздражения, но с нетерпением.
Ответ сам собой пришел мне на ум.
- Богу, сказала я.
- Что? - изумился он.

-Богу, -повторила я. - Ты же знаешь, я не религиозна и все мифологические сказки любой религии для меня только сказки и культурологический материал. Поэтому это не конкретный бог с именем, мамой и национальностью. Это просто идея верховной всемогущей силы.

Так вот, я не могу поверить и припахать к своим проблемам ни одного человека, потому что у них свои проблемы, они слабы, они страдают - каждый от чего-либо. И зная это, я вижу в них людей, которых мне жалко, которым я чувстую обязанность ( никем, впрочем, на меня вроде бы не накладываемую) помогать, оберегать их и не усложнять их жизнь. Как, скажи мне, в таких условиях, я могу отдаться своим проблемам с их участием?

Бог в данном случае выступает не абстрактной, отвлеченной силой, у которой ты что-то просишь без обратной связи, на свой страх и риск, чувствуя себя одним из мириадов просителей. Я имею в виду, что вот если бы психолог, сидящий напротив меня, был был богом, я бы с ним поговорила. Бог - это значит, у него нет своих проблем, все его проблемы решены, ему некуда спешить - и он может заняться мною всецело и полностью. Мне не нужно его беречь, думать об экивоках, вежливости, его уровне умелости, его нелюбви к другим психологическим школам.
Мне не нужно думать, что под его взглядами лежит его личный опыт личных проблем и неудач. И мы оба можем заниматься только мною, а стало быть действительно заниматься этим.

-Хм, - озадаченно сказал Ш.

-Скажу тебе больше - и в качестве идеального возлюбленного я тоже представляю себе бога - человека ничем не раненого, ничего не тащащего за собой, совершенно свободного, совершенно принадлежащего себе и сейчашней ситуации, посвященного мне полностью, которого не надо лечить, при котором не надо избегать каких-то слов, мыслей и ситуаций, которого не нужно ежесекундно оберегать, завоевывать,быть деликатной - короче вести себя как с неполноценным и уязвимым - каковыми мы люди, в подавляющем большинстве и являемся.

Я не пробовала спать с Далай-Ламой, поэтому говорю о "большинстве" - вполне возможно он свободен, легок, весел и неуязвим. Но у него есть достоинства, исключающие проверку на практике - он вывел себя за границы нормального мира отношений, ему не нужна частная любовь и деление с кем-то постели.
-Хм, - еще более озадаченно сказал Ш.

Но поскольку на эту идеальную ситуация надеяться не приходилось, больше всего мне нравились те места в психологии, которые позволяли работать с собой самой по себе. Это меня устраивало полностью. Себя можно не щадить, себя можно дубасить по всякому, с себя можно строго требовать, но при этом не раздавать искусственные оплеухи, чтобы взбодрить.

Ш. оказался идеальным другом для этого. Ничем особым меня не третируя, в течении лет он предоставлял мне свою квартиру на постой, свои книжные шкафы, новые журналы, распечатанные статьи, разговоры и рассказы. Даже те оплеухи, которые я считала за оплеухи и сердилась в момент получения, впоследствии оказывались - моими собственными.

Те немногие моменты, когда я на него злилась за идиотизм, помимо его обычной нарочито сухой и калькулированной, не личностной, манеры держаться, потом обычно бывали обдумываемы мною же - и выводили меня на мои собственные проблемы, которых я не замечала. Он не возился со мною, не рассказывал мне обо мне, но все поворотные моменты в моем понимании себя так или иначе были связаны с тем, что я прочла, валяясь на его диване в запущенной и дурацкой квартире старого ( и старого) холостяка.

Продолжения будут.

Date: 2004-09-18 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-d.livejournal.com
Недавно только думала, что институт религий, в том числе, как-то работает и в роли психологической помощи. Как представительство бога.

Ещё - с психологами можно работать как... С ремесленниками, что ли? Когда нужна конкретная ТЕХНИЧЕСКАЯ помощь. Тогда доверия меньше надо. Как и с врачами. Понятно, чтоб свести дело к техническому, надо разбираться самому.

Date: 2004-09-18 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Совершенно мое ощущение:)

А про бога у меня был интереснейший разговор с деткой, когда ей было 4 с половиной года. Она философ по жизни и тут ей приспичило разбираться с идеей церкви, бога и веры.
После долгого разговора, она сосредоточенно обдумала все внутри себя и серьезно выдала вывод: Я думаю, церкви нужны. Для бедных.
-Для каких бедных? - изумилась я - для тех у кого нет денег?
-Для всяких, ответил ребенок. - и у кого нет денег и тех. Кто бедный - несчастный.
Он им, конечно ничего не даст, но хорошо, что есть место, куда они могут прийти и пожаловаться и попросить. Им так жить легче.

Date: 2004-09-18 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-d.livejournal.com
Да, у нас тоже с около четырёх интересное было на тему :-) Дочка говорила, что верит во всех богов. По-моему, это у неё аналог моего "в каждой религии находятся полезные метафоры".

Date: 2004-09-19 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Про детей и всякие теистические идеи - отдельная и очень интересная тема. Как у них там стихийно формируется идея об этой организованности мира, как привносят пред-убеждения административными методами взрослые, в каком возрасте они начинают обустраивать эту область внутри своих сознаний...

Date: 2004-09-18 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] gellada.livejournal.com
Ммм... безумно интересно!
И еще я не перестаю удивляться, насколько люди разные, меня иногда это просто завораживает - как текущая вода или живое пламя...

Date: 2004-09-19 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Интересно, писатели, наверное ищут разное в людях, то. что их отличает друг от друга, а психологи - то, что у них общего есть.
Или наоборот?:)

Date: 2004-09-19 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] gellada.livejournal.com
Думаю, умнее искать и то и другое...

Date: 2004-09-19 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Ну это умно в общем плане. Когда стоит какая-то практическая задача, расплывчатость и всеохватность не проходит. Нужно вычленять данные, необходимые именно для этого...

Date: 2004-09-19 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] gellada.livejournal.com
*улыбается* И - опять же! это типично Ваш подход... логика, рацио... :)

Date: 2004-09-19 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_kukushka_/
Матушка, да Вы буддистка ! :-)))))

Date: 2004-09-19 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
оо, это несомненно:)

Date: 2004-09-19 01:16 am (UTC)
From: [identity profile] dado.livejournal.com
вообще наверно "верить в Бога" это значит не столько верить в существование сколько "доверять"

Date: 2004-09-19 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Для меня, вероятно, доверие бы шло после веры. Иначе кому я доверяю?

Date: 2004-09-19 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] david-m.livejournal.com
Так вот, я не могу поверить и припахать к своим проблемам ни одного человека, потому что у них свои проблемы, они слабы, они страдают - каждый от чего-либо. И зная это, я вижу в них людей, которых мне жалко, которым я чувстую обязанность ( никем, впрочем, на меня вроде бы не накладываемую) помогать, оберегать их и не усложнять их жизнь. Как, скажи мне, в таких условиях, я могу отдаться своим проблемам с их участием?

А смотрели ли Вы фильм «Догвилль»?

Date: 2004-09-19 02:47 am (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Нет, не смотрела.
Там что-то созвучное этому?

Date: 2004-09-19 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] david-m.livejournal.com
Там достаточно подробно разбираются подобный высокомерный подход. Ну, то есть, это один из смыслов фильма.

Вот тут (http://www.journals.ru/journals_comments.php?commentid=1583223) есть небольшой диалог оттуда. Вообще, лучше посмотреть, конечно.

Date: 2004-09-19 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Я посмотрю, коли вы считаете, что он в этом разрезе интересен.
Так вы считаете, что это высокомерный подход?
Я думала и над этим как-то смутно. Во всяком случае, обратный вариант - люди, чувствующие себя за все в ответе, слишком заботящиеся о других - тоже вызывают у меня ощущение неправильного высокомерного, мессианского отношения к жизни.
И это нтересно - как вроде бы смиренное и жалостное отношение можно рассмотреть как совершенно противоположное.
Я об этом подумаю.

Date: 2004-09-19 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] neta-insane.livejournal.com
У меня были такие же мысли. Доктор А. имеет проблемы с женой и любовницей, доктор Б. - проблемы с мамой и соседями. Люди с Личными проблемами.. Им собой заниматься необходимо, а не разбираться в той каше, которая в моей голове творится.

Date: 2004-09-19 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] rikki-t-tavi.livejournal.com
Мне же приводят в ответ все тот же пример с баскетбольным тренером:)
Говорят, профессионализм в том, чтобы забыть в эту секунду свои проблемы и начать учить(лечить, помогать) проблемного другого.

Вполне возможно, что им это удается.

Однако, как я уже сказала, на меня гораздо сильнее воздействует личный пример справившихся. Гораздо.

Date: 2005-08-27 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] essalocca.livejournal.com
Вашим запросам идеально соответствует программа "Элиза".
А таких богов, как Вы описываете, ни одна религия не знает. Разве что демоны похожие бывают, но они берут слишком серьёзную плату за свои услуги. :)

Profile

rikki_t_tavi: (Default)
rikki_t_tavi

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 910111213
14 15 1617 18 1920
212223 24 25 2627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 11:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios